Виктория Колтун, профессор Национальной академии государственного управления при Президенте Украины
Новый Устав территориальной громады будет выстраивать современную модель местного самоуправления
23.02.2017 19:01 277

После динамических изменений в стране, активной децентрализации и вызовов современности, Киев столкнулся с проблемой устаревшего Устава территориальной громады. Последний раз киевская «Конституция» обновлялась 17 лет назад. Поэтому за дело взялась группа экспертов, представителей местной власти, общественных организаций. Именно они начали работу над разработкой Концепции обновленного Устава территориальной громады города, так называемой муниципальной Конституции. Как надеются разработчики, новый Устав позволит более активно привлекать киевлян к управлению городом и даст толчок для создания новой интеллектуальной среды. Новый Устав - это главный документ, который призван урегулировать правоотношения между властью и громадой столицы.

Одним из кураторов разработки Концепции Устава является профессор кафедры регионального управления, местного самоуправления и управления городом Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, доктор наук по государственному управлению Виктория Колтун.

Укринформу удалось встретиться с госпожой Колтун, которая рассказала о структуре новой редакции Устава и о том, каким образом новая «Конституция» позволит привлекать жителей к управлению городом.

- Для чего Киеву нужен новый Устав территориальной громады города Киева? Чем не подходит теперешний?

- Действующий на сегодняшний день Устав территориальной громады города Киева был утвержден Киевсоветом еще в 2002 году, зарегистрирован Министерством юстиции Украины в 2005 году. То есть, прошло 17 лет с этапа его разработки. За это время произошла целая череда трансформаций, которые существенно изменили как внешнюю, так и внутреннюю среду, условия жизни территориальной громады.

Среди ключевых позиций, по которым существующий Устав является в определенной степени устаревшим, стоит отметить следующие. Во-первых, со времени принятия действующего Устава, осуществление местного самоуправления в г. Киеве происходило фактически лишь на уровне Киевского городского совета, его исполнительного органа и Киевского городского головы, поскольку, в силу ряда объективных и субъективных факторов, территориальная громада г. Киева оказалась неспособной выполнять функции и полномочия местного самоуправления. В тех случаях, когда непосредственное участие происходило, оно, по оценкам ведущих экспертов, имело чисто формальный характер. Другими словами, существующая на сегодня в городе Киеве модель местного самоуправления и ее локальная нормативно-правовая основа (то есть, именно тот, еще в редакции 2002 г., Устав), не удовлетворяют потребности территориальной громады и ее членов - киевлян и не соответствуют принципам Европейской хартии местного самоуправления, современным стандартам непосредственной демократии.

Основным недостатком действующего Устава, обобщая, можно назвать его декларативный характер, который не предлагает четких и прозрачных и понятных для каждого участника процесса управления развитием города алгоритмов.

Среди основных изменений, которые являются наиболее актуальными, по мнению команды разработчиков, которую я сегодня имею честь представлять, следует указать необходимость введения на уровне Устава территориальной громады города Киева понятия Публичного пространства; урегулирование тех норм, которые не освещены в действующем законодательстве (например, алгоритм реализации форм прямой демократии); уточнение модели муниципального управления; фиксация принципов интегрированного развития городов и тому подобное.

- Какие основные функции нового Устава и каким образом он позволит привлекать жителей к управлению городом?

- Каждый Устав отечественных территориальных громад направлен на обеспечение таких функций, как: легитимной - определение легитимности территориальной громады и других субъектов местного самоуправления города; управленческой - определение условий для эффективного управления в территориальной громаде города; регуляторной - установление общих норм регулирования взаимоотношений между субъектами местного самоуправления города; правотворческой - уточнение правового поля деятельности субъектов местного самоуправления города; инновационной - обеспечение динамики развития города согласно стратегическому плану, закрепление механизмов инновационных процессов; реформаторской - создание предпосылок для реформирования жизни города; правоустанавливающей - определение прав и обязанностей субъектов местного самоуправления города; правозащитной - определение гарантий прав и обязанностей субъектов местного самоуправления города, ответственности и способов их защиты; этической - определение норм и правил взаимоотношений субъектов местного самоуправления города.

Привлечение жителей к управлению городом сможет реализовываться благодаря тем алгоритмам, которые предусмотрены в Разделе VIII. «Территориальная громада - первичный субъект права на местное самоуправление». В частности, в нем будут выписаны правила проведения ключевых форм прямой или партисипативной (с участием всех граждан до государственного управления - ред.) демократии: общих сборов, общественных слушаний, электронных петиций, местных инициатив, особенности функционирования консультативно-совещательных органов.

- Сколько разделов в Уставе, каковы основные из них?

- В проекте Концепции Устава предусмотрено 13 разделов и определить «главные» невозможно, ведь каждый из них является элементом целостной системы, описывает тот или иной аспект функционирования местного самоуправления в городе, а «значимость» их определяется самой жизнью громады.

- Как известно, сегодня над созданием Концепции Устава работают рабочие группы. Кто входит в эти группы и сколько уже предоставлено предложений?

- В состав рабочих групп входят ученые, эксперты, общественность, депутаты городского совета, заместители городского головы - то есть, неравнодушные и профессионально подготовленные киевляне. В соответствии с количеством разделов проекта Концепции Устава, создано 13 рабочих групп. Мы надеемся, что завершим работу над проектом Концепции, так, чтобы до Дня Конституции он уже был утвержден Киевсоветом и мы могли начинать работу над самим текстом Устава.

По состоянию на сегодняшний день в нашу рабочую группу подано уже около 30 предложений, и думаю, что это далеко не предел.

Сейчас таких недоразумений, при которых бы не был достигнут компромисс между представителями Киевского городского совета, администрации в качестве ее исполнительного органа, и общественностью, нет. Все стороны настроены конструктивно и идут на диалог.

- Какие новшества вводятся в новом Уставе?

- Поскольку целью разработки нового Устава является обеспечение его соответствия современным реалиям, инновационности, то каждый раздел имеет некое отличие от предыдущего документа, даже при условии схожести названия. К наиболее ярким новациям, которые составляют «изюминку» нового документа, следует отнести уже упомянутое сегодня понятие Публичного пространства, закрепление в Уставе принципа Устойчивого развития города, определение модели муниципального управления. Также появятся такие формы прямой демократии, которые не были прописаны в предыдущем документе. В целом же, повторюсь, документ будет совершенно новым и будет выстраивать современную модель местного самоуправления, которая учитывает все мировые достижения, включая, в частности, Лейпцигскую Хартию устойчивого развития городов, Утрехтский (Дополнительный) протокол к Европейской Хартии местного самоуправления, Принципы надлежащего управления и тому подобное.

- Киевский городской голова Виталий Кличко отмечал, что новый Устав предоставит возможность развития городской громады благодаря новым общественным пространствам и созданию новой интеллектуальной среды. Что имеется в виду?

- Да, действительно, Киевский городской голова акцентировал внимание на одной из ключевых инноваций будущего Устава - это закреплении в отдельном, шестом, разделе уникального на сегодняшний день понятия - Публичного пространства. Дело в том, что на уровне общегосударственного законодательства этот термин официально не закреплен. Однако современность требует внедрения в реальную жизнь норм, описывающих особенности формирования и использования того пространства, которое сегодня даже по-разному называют: общественное или публичное. Данный спектр определений отражает все многообразие смыслов, которые специалисты вкладывают в это понятие. Надеемся, что в новой Концепции Устава, а впоследствии и в самом Уставе, будет отражен целостный подход, который описывает всю специфику и многогранность функций и возможностей, которые несет в себе Публичное пространство. Одно из главных его предназначений является обеспечение коммуникаций в территориальной громаде, оно должно выступать своеобразной кристаллической решеткой, в основе которой сплотится ядро будущего значительно более сильного, чем сегодня, - сообщества горожан. Одним из факторов, который обеспечит реализацию указанной функции, является обмен знаниями, информацией, которые, на основе принципа синергетики, значительно усилят совокупный интеллектуальный потенциал города.

- Вы упомянули о Публичном пространстве. Какие вопросы будет регулировать соответствующий раздел Устава?

- В первую очередь, конечно, будет определены общие принципы публичного пространства города и связанные с ними основные принципы планирования, формирования и развития самого публичного пространства. К наиболее значимым вопросам относится понятие Владельца публичного пространства и перечень субъектов публичного пространства, другими словами - ключевых игроков на этом поле.

Кроме того, будет установлена приоритетность и категоризация объектов публичного пространства (их разделение на общегосударственные, местные и т. п).

Крайне важными являются сферы контроля и ответственности в сфере публичного пространства города. И, поскольку этот раздел пишется в первую очередь для территориальной громады, отдельный блок в нем будет посвящен вопросам участия территориальной громады в планировании, формировании и развитии публичного пространства.

- Каким образом Устав будет контролировать сохранение памятников архитектуры, и поможет ли как-то документ решить вопрос незаконных застроек?

- Стоит отметить специфику Устава как локального нормативного акта: согласно нормам статьи 19 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», Устав территориальной громады принимается «С целью учета исторических, национально-культурных, социально-экономических и других особенностей осуществления местного самоуправления...». Кроме того, к свойствам этого документа относится и то, что Устав имеет свой четкий предмет регулирования - вопросы местного самоуправления и поэтому нормы Устава не могут противоречить или не соответствовать нормам действующего законодательства. Основную функцию, миссию Устава можно определить как формирование правового пространства в тех сферах, которые не прописаны в действующем законодательстве. Таким образом, Устав сможет выполнить функцию защиты и охраны культурного наследия тем способом, который предусмотрен действующим законодательством Украины, или, по крайней мере, ему не противоречит. В первую очередь, речь идет о нормах Закона Украины «Об охране культурного наследия».

- Будет ли определять новый Устав статус районных советов?

- Да, Раздел IX Концепции, «Схема муниципального управления в территориальной громаде» предусматривает модели муниципального управления, которые содержат, в частности, и предложения относительно функционирования районных советов. Опять же, лишь в тех аспектах, которые не противоречат общегосударственному законодательству. Мы искренне надеемся, что совместный труд и общественности, и депутатского корпуса, экспертов и специалистов, позволит выстроить качественно новый, современный Устав, с которым территориальная громада сможет динамично развиваться.

- Когда будет утверждена Концепция Устава, и когда мы можем говорить о введении в действие самого Устава?

- Наша команда, группа разработчиков проекта Концепции, делает все от нас зависящее и возможное для того, чтобы Киевсовет успел утвердить Концепцию до Дня Конституции. Как только Концепция будет утверждена, мы получим правовые основания для разработки Устава. Очевидно, что процесс работы над таким крайне важным и объемным документом будет довольно длительным. Ведь речь идет не только о техническом написании его текста, но и об этапах согласования с общественностью каждого структурного и содержательного элемента. Поэтому меньше, чем полгода, скорее всего, эта работа не займет, на мой взгляд.

- Как вы думаете, все новации понравятся гражданам?

- Мы, по крайней мере, стремимся к этому. Ведь все разработчики являются киевлянами, мы не оторваны от пульса города, нас волнуют те же проблемы, что и всех киевлян. Кроме того, опыт теоретической, преподавательской работы позволяет «учиться на чужих ошибках» и учитывать опыт других громад.

 Ольга Савченко, Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-