24 февраля. Памятные даты

493
Ukrinform
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Татьяны Яблонской - выдающегося украинского живописца.

Татьяна Ниловна Яблонская (1917-2005) родилась в Смоленске. Родители были преподавателями гимназии. Во время большевистского террора семья несколько раз пыталась подпольно выехать в Польшу или Румынию, но все попытки оказывались неудачными. Жили в Одессе, Каменец-Подольском, Луганске. В 1933 году Татьяна поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации, с 1935-го по 1941 год, училась на факультете живописи Киевского художественного института в мастерской профессора Федора Кричевского. Времена были тяжелые: доносы, репрессии, повсюду были «уши», которые прислушались к словам и доносили куда надо. «Студенты исчезали просто за «разговорчики», - вспоминала впоследствии Яблонская. Исчезали студенты, преподаватели. Некоторые навсегда, а некоторые «появлялись» в Казахстане, Сибири. Ее обошла подобная участь, жизнь оказалась долгой и яркой, такой же, как и она сама: сильная, яркая и самобытная. Первым большим успехом Татьяны Яблонской в области искусства стало полотно «Хлеб», написанное в 1949 году. Художница считала картину своим важнейшим произведением, поскольку та передала много настоящей радости от первого урожая в голодные послевоенные годы. В советское время она была титулованным художником, но ей тоже случалось впадать в немилость. Под влиянием работ Яблонской поэт Иван Драч написал серию прекрасных баллад. Художники решили подготовить вместе альбом: на одной странице разворота картина, на другой - баллада. Но кто-то «наверху» решил, что в этом кроется какой-то намек на «буржуазный национализм». После печати весь тираж книги был изрезан. По большому счету Яблонскую не слишком интересовали звания и награды - ее интересовало только искусство. В течение всей жизни она не переставала учиться, все время была в поиске, поэтому ее творческая манера все время изменялась. А еще она не боялась признавать собственные ошибки. То в начале 50-х годов Яблонская написала в «Советской культуре» очень противоречивую, но вполне в духе времени статью об импрессионистах, но через несколько лет поняла свою ошибку и признала ее. Мало того, в семидесятых годах, именно картины импрессиониста Камиля Писсаро вдохновляли ее на переосмысление собственного творчества и дальнейшего ухода от плакатности. Смотря на картины Татьяны Яблонской, которые обычно называют «яркими образцами социалистического реализма», и за которые она получила две свои Сталинские премии, менее всего думаешь об прилагательном «социалистический», ведь перед глазами сгустки жизни от которой захватывает дух. Художница была дважды в браке, имела трех дочерей. Самой известной является Гаяне Атаян, которая тоже стала художницей. Татьяна Яблонская была одной из первых киевлянок, которые сами водили собственное авто, первой, кто надела брючные костюмы, а также первой, кто занимался в Киеве йогой (тогда о ней почти никто и не слышал). Среди выдающихся произведений художницы: «Хлеб», «Праздничный вечер», «Вместе с отцом», «Вечер. Старая Флоренция», «Лен», «Июнь»; пейзажи, портреты, рисунки. При ее жизни было более 30 персональных выставок. Ее именем названа одна из улиц в Соломенском районе Киева. К столетию художницы Национальный банк Украины выпустил памятную монету номиналом 2 гривны.

Сегодня национальный праздник Эстонской Республики - День Независимости. Именно в этот день 1918 года в Таллинне была принята Декларация о независимости Эстонской республики - «Манифест ко всем народам Эстонии». К своей независимости Эстония шла тем же путем, что и другие прибалтийские республики. Издавна эстонские земли были объектом соперничества Польши, России, Швеции и Дании. Вследствие Северной войны 1700-1721 гг. территория Эстонии была включена в состав России. С середины XIX в. началось эстонское национальное возрождение, на которое российский царизм ответил усилением русификации и политическими репрессиями. Вследствие исторического излома (события Первой мировой войны) империя распалась. Именно тогда и была впервые провозглашена независимость Республики. Но Россия не намерена была просто так, кого отпускать, потому эстонцам пришлось воевать за свою независимость. Только в декабре 1920 года большевистская Россия и Эстония подписали договор о взаимном признании. После этого Эстония была и парламентской республикой, и президентской. По пакту Молотова-Риббентропа 1939 года страна попала в сферу влияния СССР. Сначала на территории Эстонии были размещены советские военные базы, а впоследствии - в июне 1940 года, страна была оккупирована Красной армией и включена в состав СССР. В 1941-1944 гг. происходила немецкая оккупация, а затем снова вернулись «советы». Почти сразу после установления советской власти тысячи эстонцев подверглись депортации вглубь СССР, состоялась иммиграция русских, коллективизация сельского хозяйства. С 1987 года в стране началось движение за экономическую самостоятельность одновременно с укреплением национального движения. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял Декларацию о суверенитете, где впервые в истории СССР провозглашалось верховенство республиканских законов над общесоюзными. 8 мая 1990 года Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил Эстонскую Республику. Предложения Москвы сохранить Советский союз на основе конфедеративного соглашения были отвергнуты эстонским руководством. 20 августа 1991 года в Таллинн прибыли подразделения 76-й Псковской десантно-штурмовой дивизии. Добровольцами была организована охрана Вышгорода в Таллинне (Тоомпеа) и Дома радио и телевидения. Народный фронт Эстонии на Площади Свободы созвал митинг, который потребовал подтвердить независимость Эстонии. В этот же день Верховный Совет Эстонии совместно с руководством Конгресса Эстонии принял решение «О независимости Эстонского государства и образовании Конституционной ассамблеи», тем самым провозгласив восстановления независимости Эстонии.

Юбилеи дня:

170 лет со дня рождения Мелитона Осиповича Бучинского (1847-1903), украинского фольклориста и этнографа. Окончил Венский университет. Собрал на Станиславщине многочисленные фольклорные материалы. Отдельные записи Бучинского печатались в западноукраинских газетах и ​​журналах, часть песен вошла в книгу Владимира Антоновича и Михаила Драгоманова «Исторические песни малорусского народа».

Фото: facebook

85 лет со дня рождения Мишеля Леграна (1932), известного французского композитора, пианиста, аранжировщика и дирижера армянского происхождения. Обладатель трех премий «Оскар» (шестикратный доминант), пяти «Грэмми» и одного «Золотого глобуса». Автор музыки к кинофильмам: «Шербурские зонтики», «Девушки из Рошфора», «Ослиная кожа», «Дело Томаса Крауна» (премия «Оскар», 1969), «Лето 42» (премия «Оскар», 1972), «Дорога на юг», «Атлантик-сити». Написал более 200 песен к кино и телевизионным фильмам. Мишель Легран родился в Париже в творческой семье: отец был композитором и дирижером оркестра варьете, мать - пианисткой (она происходила из знатного армянского рода). Учился в Парижской консерватории, по окончании которой в 1952 году совершил турне по США. Начиная с 1953 года, начал писать музыку к кинофильмам, неоднократно сотрудничал с такими кинорежиссерами как Жак Деми и Жак-Люк Годар. Но мировую славу приобрел после выхода в прокат музыкального фильма «Шербурские зонтики» (1964, режиссер Жак Деми). С конца 1960 Легран начал работать в британском кино, а затем и в Голливуде. Известен Легран и как джазовый пианист: он работал с произведениями Джанго Рейнхарда и Бикса Бейдербека. В 1958 году записал альбом с Дональдом Бердом, Джоном Колтрейном и Беном Вебстером, в 1978 году - альбом Le Jazz Grand, а в 1991 - альбом Dingo, за который был удостоен премии «Грэмми». Параллельно выступал как дирижер и пианист классической музыки. Французский композитор неоднократно бывал и в Украине. Выступал в Киеве, Львове, Одессе, Виннице, Харькове.

Годовщина смерти:

91 год со дня смерти Софии Анастасовны Окуневской-Морачевской (1865-1926), первой женщины-врача в Австро-Венгрии, и первой украинки Галиции, которая получила университетское образование. Одна из плеяды великих украинок, тех, кто всю жизнь ломал стереотипы, нарушал устоявшиеся веками обычаи, кто не боялся меняться и менять мир вокруг себя. Родилась София Окуневская на Буковине. Получила медицинское образование в Цюрихе. Практиковала в Швейцарии, Чехии, в городе Львове. Жена известного польского литературного критика, химика и врача Вацлава Морачевского. Родственница Натальи Кобринской. Ею восхищались Иван Франко и Василий Стефаник. Дружила с Ольгой Кобылянской. Именно Софии Окуневской Ольга Кобылянская, тогда еще совсем не известная начинающая писательница, обязана тем, что начала писать на украинском языке. «Начала говорить со мной на украинском языке, убеждая, что мне надо писать не по-немецки, а для своего народа - по-украински, научила фонетикой писать, дала украинские книги», - вспоминает Ольга Кобылянская в автобиографии. София Окуневская и для Ольги Кобылянской, и для других украинских девушек и женщин стала образцом того, что, несмотря на запреты, законы или осуждение, женщина может достичь заветной, высшей цели. За свой 61 год София Окуневская успела сделать немало, но ее личную жизнь нельзя назвать слишком удачной. Вроде бы счастливый в начале брак распался в 1918 году. В 1919 произошло еще одно горе - как раз на Рождество покончила с собой единственная дочь Ева - очень одаренная девушка, студентка факультета архитектуры в Цюрихе. Сын Юрий тоже умер молодым - в 35 лет. Но София Окуневская умерла раньше - в феврале 1926 от перитонита. После того, как лопнул аппендикс, она попала в больницу только через два дня, рядом с ней никого не было. Медицинское вмешательство не помогло. Услышав печальную весть, Ольга Кобылянская в статье-воспоминании «Д-р София Окуневская-Морачевская» писала: «Лучшее и наибольшее человеческое, то, что сделало из нее совершенную женщину, - это была не какая-то доктрина или некое «начинание» или «окончание» какого дела, и так далее, нет - это было величие и сила одинокой души, которая постановила себе с девичьих лет не избавляться от своей женственности и ее достоинства, и остаться себе в том верной до конца жизни».

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-