$1 млрд в кармане! А Меморандум «про пенсии и землю» - то такое...

$1 млрд в кармане! А Меморандум «про пенсии и землю» - то такое...

Аналитика
1194
Ukrinform
Чудеса кредитной дипломатии в отношениях Украины с МВФ - политики больше, чем экономики и дисциплины

Меморандум между Украиной и Международным валютным фондом (МВФ) по программе расширенного финансирования EFF согласован и подписан. В очередной раз. В марте Украина получит очередной транш в сумме $1 млрд - четвертый из запланированных девяти, которые вместе должны составить $ 17 млрд.

Текст нового меморандума еще не опубликовали, и кое-кто из политиков и общественных деятелей уже начинает нервничать, кричать «измена», чтобы набирать PR-баллы. Ведь по словам министра финансов Александра Данилюка, одного из подписантов документа, в новом меморандуме речь снова идет о земельной, пенсионной, банковской и других важных реформах. При отсутствии официального первоисточника можно лишь предполагать, что речь идет об обещаниях Украины открыть наконец рынок сельскохозяйственных земель (то есть снять мораторий на продажу), узаконить поднятие пенсионного возраста и уменьшить долю государственного капитала в банках (перепродать, например, национализированный Приватбанк, или какую-то его часть). Волнения общества понятны. Люди хотят знать, что наобещали и за чей счет будет банкет. Можем лишь немного успокоить – так, как мы научились имитировать, не умеет никто. А впереди еще 5 траншей – как раз до следующих парламентских выборов времени и вдохновения хватит.

МВФ вроде и толкает в верном направлении, но как-то вяло

Обратим внимание - требования по необходимости проведения кардинальных изменений в вышеобозначенных сферах являются структурными маяками, то есть обязательны к исполнению. Но, как мы сейчас увидим, маяки кочуют из меморандума в меморандум, а воз и ныне там. Украинские политики вовсю противятся непопулярным решениям, к которым их подталкивают западные кредиторы.

В конце концов, и сами кредиторы понимают, что не все из обещанного будет выполнено украинской стороной. Поэтому формулируют требования таким образом, чтобы оставалась возможность для объяснений вроде «извините, у нас не получилось, но мы очень старались». Укринформ пришел к такому выводу, просмотрев тексты предыдущих меморандумов. Предпоследний из них – 1 сентября 2016 года (смотрите ЗДЕСЬ). Честно говоря, были удивлены дипломатическими выкрутасами и размытостью формулировок. Судите сами, «мы настроены», «мы понимаем необходимость», «мы намерены обеспечить» и прочее. И это обещания кредиторам, чтобы вы понимали.

Нет сомнения, что МВФцам таки удастся когда-нибудь заставить нашу страну сделать решительные шаги в определенных направлениях. Но очевидно, что в решениях МВФ политической составляющей тоже больше, чем экономической.

Например, в том же вышеупомянутом меморандуме об экономической и финансовой политике (МФЕП), значился такой маяк: парламентарии должны внести в Верховную Раду законопроект о рынке земель. И где этот законопроект? До сих пор только на устах депутатов, которые постоянно дерутся вокруг этого вопроса. Ходят слухи, что таких проектов уже штук пять и ни один не решаются зарегистрировать.

То же самое и с пенсионной реформой. Еще до конца декабря 2015 года Украина обещала не только реформировать некоторые элементы солидарного уровня, но и создать законодательную базу для введения второго, накопительного уровня пенсионной системы. Потом оказалось, что ситуация в пенсионной системе для политиков является большим испытанием, чем думалось. И Украина потихоньку «сползла» на так называемую параметрическую реформу системы пенсионного обеспечения. То есть, когда меняется не содержание и даже не форма, а лишь корректируются отдельные параметры - пенсионный возраст, принципы начисления пенсии, перечень профессий, которые имеют право на досрочный выход на пенсию и прочее.

И на удивление, кредиторы согласились. Их уверили в том, что пока все параметрические меры не будут приняты и пенсионная система не станет на ноги (на бюрократическом языке - устойчивые основы), Украина воздержится от внедрения второго уровня пенсионной системы. На дворе уже 2017 год, а «устойчивых принципов»- кот наплакал. Получается, в таком режиме от кардинальных изменений можно воздерживаться долго?

Учет требований «методом кантования»

«С одной стороны, такое изменение условий в меморандуме с МВФ свидетельствует, что этот институт не является последовательным в своей политике относительно вывода Украины из кризисного состояния. Решения принимаются политические, а не экономически обоснованные. И тем более без учета их непосредственного влияния на человека. С другой стороны, наши политики могут трактовать такие действия МВФ как сигнал, что и в дальнейшем, для того, чтобы получить очередной транш, не обязательно выполнять условия меморандума. Сегодня это касается пенсионной реформы, а завтра – антикоррупционной, судебной, налоговой...», - отметила Марианна Онуфрик, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований (ИОЭИ). Ее точку зрения разделяет и председатель Transparency International Хосе Угас. По его мнению, Украина не демонстрирует достаточный прогресс в борьбе с коррупцией, и поэтому очередные транши – это своеобразные политические авансы со стороны кредиторов.

По словам госпожи Онуфрик, структурные маяки, в частности, по пенсионной реформе «переходят» из меморандума в меморандум, потому что не выполняются вообще, или выполняются не в полной мере. «Этот «дождь» надолго», - с иронией признает эксперт. Например, по ее информации, документ о повышении пенсионного возраста для выхода на пенсию и дальнейшего сокращения перечня лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию; установление более жестких требований к минимальному возрасту выхода на пенсию; объединение пенсионного законодательства, которое в настоящее время представлено примерно двадцатью законодательными актами, и т.д. – не то, что не подан в ВР, как того требовал МВФ еще раньше, его даже в проекте не существует.

Другими словами, выполнение требований кредиторов «методом кантования» продолжается...

Оксана Полищук, Киев

Первое фото с сайта like.sumy.ua


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-