5 апреля. Памятные даты

5 апреля. Памятные даты

402
Ukrinform
Сегодня исполняется 135 лет со дня рождения Вячеслава Липинского - украинского историка, общественно-политического деятеля, философа, публициста, теоретика консерватизма.

Вячеслав (Вацлав) Казимирович Липинский (1882-1931) - один из самых оригинальных украинских мыслителей. Поэт Евгений Маланюк называл Липинского «Кантом украинской мысли», а помещик и меценат Евгений Чикаленко считал его «самым большим интеллектом в Украине после Грушевского...» Впрочем, Чикаленко тут же добавлял: «Но они оба... споткнулись. Один думает построить государство мужиками, второй - господами, но ни одно государство не строится на одном классе». Сегодня это звучит немного непривычно, но перед Первой мировой войной, и после нее, в 20-х годах ХХ века, идея построения Украинской монархии (Украинского королевства) была чрезвычайно популярной. Впрочем, четко выразить и обосновать ее решился Вячеслав Липинский - этнический поляк, аристократ, землевладелец, поверил в Украину и назвался украинцем. В противовес Николаю Костомарову, Александру Лазаревскому, Михаилу Драгоманову и тому же Грушевскому, которые были представителями народничества и свято верили в народ (крестьянина, рабочего), Липинский на счет этой теории сомневался и доказывал, что Украина от большевистской России, или от других посягательств более сильных соседей может спасти только монарх. В высокую миссию и мудрость народа он не верил. Знал это как историк, специалист времен Хмельницкого, знал и по собственному опыту. События 1917 года 35-летний офицер кавалерии Липинский встретил в Полтаве - он тщетно пытался сформировать украинский кавалерийский полк и передать его в распоряжение Центральной Рады - социалисты ему прозрачно намекнули, что не нуждаются в его услугах. Вместо этого он был свидетелем «украинской вольницы», когда почти 17 тыс. неподвластных никому солдат громили местные погреба со спиртным, пьяные солдаты лежали на улицах и в канавах, а те, кто держался на ногах, занимались погромами и грабежом - обокрали даже местного прокурора и Музей Полтавской битвы. Ко всему по городу ездили броневики и стреляли по погромщикам. После этого Липинский еще больше утвердился в мысли, что «Украина демократичная - это фикция!» На Полтавщине Вячеслав Липинский был одним из организаторов Украинской демократической земледельческой партии (1917). Именно эта партия была одной из тех сил, благодаря которым к власти пришел гетман Павел Скоропадский. Липинский поддерживал гетмана и был в его близком окружении в течение 10 лет (и в эмиграции тоже), пока их политические взгляды окончательно не разошлись. При гетьманате ему предлагали должность министра иностранных дел, но он отказался. Зато стал послом в Вене (1918-1919). Приход к власти Директории Липинский не приветствовал. Особенно поразил его политический расстрел полковника Болбочана в 1919 году. После этого он подал в отставку и навсегда остался в эмиграции. Умер в санатории под Веной от туберкулеза. Ему было всего 49 лет. Тело перевезли на родину в село Затурцы (ныне Волынский район Волынской области) и похоронили в семейном склепе. В 1960-х годах могила была полностью разрушена. «Никто нам не построит государства, если мы сами его не построим, и никто за нас не сделает нацию, когда мы сами нацией не захотим быть...» (из «Писем к братьям-хлеборобам» Вячеслава Липинского)

События дня:

170 лет назад (1847), на днепровской переплаве в Киеве был арестован Тарас Григорьевич Шевченко (по делу Кирилло-Мефодиевского общества). Поэта немедленно доставили в дом губернатора Фундуклея, стоявший на углу улиц Институтской и Екатерининской. На следующий день Шевченко был отправлен в Петербург. Начиналось каторжное десятилетие.

Юбилеи дня:

190 лет со дня рождения Джозефа Листера (1827-1912), британского хирурга, члена и президента (1895-1900 гг.) Лондонского королевского хирургического общества. В 1867 ввел в хирургическую практику антисептику. Усовершенствовал ряд хирургических инструментов.

145 лет со дня рождения Павла Григорьевича Риттера (1872-1939), украинского языковеда-санскритолога и индоевропеиста, литературоведа, переводчика. Основатель украинской индологии. Родом с Полтавщины. Выпускник Харьковского университета; впоследствии изучал санскрит в Берлине. Профессор Харьковского университета (с 1921 профессор, с 1922 - возглавлял кафедру языкознания), сначала итальянского языка, а с 1899 санскрита, один из основателей Всеукраинской научной ассоциации востоковедения (ВУНАВ), автор работ по древнеиндийской и новоиндийской литератур и языков. Украинская перевел поэму «Облако-вестник» Калидасы (1928), гимны Риг-Веды, а с новой индийской литературы переводил поэзии и прозу Рабиндраната Тагора и др. Один из основателей и член редколлегии журнала «Восточный мир». В 1938 году был арестован, сошел с ума, умер в тюрьме.

75 лет со дня рождения Питера Гринуэя (1942), британского кинорежиссера, сценариста, художника, писателя, куратора многочисленных выставок. Снял фильмы: «Контракт рисовальщика», «Чрево архитектора», «Отсчет утопленников», «Повар, вор, его жена и ее любовник», «Книги Просперо», «Дитя Макона», «Интимный дневник», «Чемоданы Тульса Люпера». Гринуэй слывет авангардистом, который смог добиться впечатляющих успехов в мейнстриме (вспомнить хотя бы успех его «Повара...»). Он амбициозный и противоречивый. По специальности художник, а потому влияние изобразительного искусства можно увидеть в любом из его фильмов. У него есть горячие сторонники и ярые критики, обвиняющие режиссера в провокационном эротизме и в почти намеренной претенциозности. Но он и сам не отрицает этого, а наоборот, подчеркивает во всех своих интервью, что основными темами, которые его интересуют, есть секс, смерть и живопись. Тенденции, присущие нынешнему кинематографу, Гринуэя никоим образом не устраивают: «Кино превратилось в иллюстрацию к книге, оно является своеобразной сказкой для взрослых... И Голливуд приложил немало усилий к этому. Нынешнее кино похоже на романы Бальзака, Диккенса, или на Джейн Остин! Брехт как-то сказал, что большинство людей приходит в театр, чтобы избавиться на некоторое время от собственных мозгов, потратить время. Для меня важно, прежде всего, диалог. Диалог с умным и требовательным зрителем», - отметил режиссер в одном из интервью. Гринуэй живет сейчас в Амстердаме, изменив консервативную (и снобистскую на его взгляд) Англию на более привольные Нидерланды. Его вторую жену зовут Саския, точно так же, как и жену Рембрандта. Возможно, это просто совпадение, ведь это женское имя не такое уж и редкое, а возможно и не совпадение, а нечто большее? Рембрандтом Питер Гринуэй интересуется давно и серьезно; даже снял фильм «Тайны «Ночного дозора»», посвященный знаменитой картине. В свободное время он любит ходить по залам Государственного музея Амстердама, вдохновляясь полотнами того же Рембрандта, Вермеера, Хальса, Питера де Хоха. Последняя кинолента Гринуэя - «Эйзенштейн в Гуанахуато», в которой речь идет о советском киноклассике Сергее Эйзенштейне, а вернее, о его путешествии по Мексике в октябре 1931 года.

Годовщина смерти:

50 лет назад на 76 году жизни в Нью-Йорке умер Михаил Саулович Эльман (1891-1967), американский скрипач еврейского происхождения. Родом Михаил Эльман из Украины - родился в Тальном (тогдашний бастион хасидизма), родители были из Бердичева. Семья была очень бедной, но музыкальной. В детстве Михаилу пришлось пережить погром. Играть на скрипке начал с 4 лет; впоследствии учился в Одесском музыкальном училище и Санкт-Петербургской консерватории. Был одним из первых учеников легендарного Леопольда Ауэра. В 1903 году, 12-летним, с триумфом дебютировал в Берлине, через 5 лет покорил Нью-Йорк. С 22 лет музыкант жил в США, но американское гражданство ему пришлось ждать еще 12 лет. В Нью-Йорке Михаил Эльман женился на очень богатой американке еврейского происхождения, которая подарила мужу скрипку Страдивари. Михаил Эльман был одним из самых высокооплачиваемых артистов первой половины ХХ века. Едва ли не единственным крупным соперником Михаила Эльмана был Яша Хейфец. Но со временем слишком эмоциональная исполнительская манера Эльмана стала менее популярной. Битву за слушателей и критиков выиграл, в конце концов, Хейфец - «император скрипки».

20 лет со дня смерти Аллена Гинзберга (1926-1997), американского поэта, одного из основоположников и выразителей движения битников, или «разбитого поколения» (вместе с Джеком Керуаком и Уильямом Берроузом), которое пришло на смену «потерянному поколению» Хемингуэя. Гинзберг был певцом поколения середины 50-х - 60-х годов - это было время хиппи, сексуальной революции, наркотиков, первых грандиозных рок-фестивалей, мощной волны интереса к восточным учениям, в частности к буддизму, войны во Вьетнаме, протестного движения. Аллан Гинзберг даже подписывался под письмом против ареста советских диссидентов, а в самих США его неоднократно задерживала полиция: то за осаду Пентагона, то еще за какие-то акции. Впрочем, это не помешало ему выступать с лекциями в ведущих вузах мира, дать множество интервью, стать героем тысяч статей и нескольких десятков документальных фильмов и еще при жизни стать фигурой легендарной и культовой. Американские критики величали его «Уолт Уитмен ХХ века», а он сам называл себя «стенографистом собственных мозгов». Автор поэм «Крик», «Кеддиш», сборников «Сгустки реальности», «Планета новостей», «Дыхание души», «Плутониевая ода». Отец Аллена Гинзберга был выходцем из Львова, а мать - из Витебска. В начале века они оба эмигрировали в США, спасаясь от погромов и в поисках лучшей жизни.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-