Прописка по-украински. Живучий призрак сталинизма

Прописка по-украински. Живучий призрак сталинизма

Аналитика
1824
Ukrinform
Постсоветский институт регистрации серьезно тормозит европеизацию и декоммунизацию в Украине

В современной Украине прописка называется регистрацией, но она сохранила свою тоталитарную сущность: не облегчает, а усложняет гражданам жизнь.

Декоммунизация и европеизация в Украине предполагают целый комплекс разных мероприятий, среди которых можно выделить два очень важных с практической и символической точки зрения. Во-первых, 16-летним гражданам Украины, которым впервые положено получить внутренний паспорт, выдают вместо него пластиковую id-карту европейского образца. Внутренний паспорт – это атавизм советской эпохи, в развитых странах принято иметь именно такую карту, на которой записана вся необходимая для комфортного взаимодействия с государством информация: пол, возраст, индивидуальный налоговый номер, etc.

Во-вторых, переименовывают улицы имени Ленина и его товарищей – насильно создавших нечестную и несправедливую государственную систему.

Однако оба этих процесса – всего лишь полумеры, пока в Украине действует институт регистрации по месту жительства, по своей сути мало отличающийся от советской прописки. Новая форма паспорта или переименование улиц этой сути не меняют.

НЕТ РЕГИСТРАЦИИ – НЕТ ГРАЖДАНИНА?

Статья 6 закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» обязывает нас регистрировать место жительства. Регистрация призвана обеспечить канал связи между гражданином и государством, чтобы по указанному адресу гражданина могли найти налоговые органы, суд, чтобы он мог голосовать.

Нас пытались убедить в том, что изменилось не только название прописки, что наличие или отсутствие регистрации не должно быть условием реализации прав и свобод человека (статья 2 закона о свободе передвижения). Что занимает она мало времени, денег (12 гривен – пошлина за регистрацию, штраф за ее отсутствие – до 51 гривен) и носит уведомительный характер.

Но что мы имеем на деле?

Если присмотреться внимательно, институт регистрации в его нынешнем виде приводит к системному нарушению прав граждан Украины и постоянно проживающих здесь иностранцев – например, права на передвижение, выбор места жительства, права на труд, на уважение достоинства, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, на образование – в общем, многих прав, закрепленных во втором разделе Конституции Украины.  

Так, без регистрации вы едва ли сможете отдать ребенка в детский сад и школу, или сводить его в детскую поликлинику, получить пособие по рождению ребенка или льготы для многодетной семьи. Вы, скорее всего, не сможете завести банковскую карту, получить идентификационный налоговый номер, открыть бизнес – много чего не сможете. Иногда без прописки вам даже не разрешат и работать, снять в аренду машину или ее купить.

Нынешняя регистрация в Украине – это ограничительная мера, которая, и я в этом уверена, не только нарушает права граждан, но и питает обширный черный рынок. Чтобы зарегистрировать место жительства, порой надо выложить несколько тысяч гривен – подобные объявления можно легко найти на городских форумах. Деньги идут не государству, а в карман мошенникам и спекулянтам. Откаты – что совершенно очевидно -коррумпированным госслужащим, которые за взятки в несколько сотен долларов готовы поставить штамп о регистрации в паспорте. 

Представляется, что регистрация стала своего рода юридическим мыльным пузырем, используемым для коррупции инструментом, в том числе из-за того, что, как указано в законе о свободе передвижения, для регистрации вам нужно, среди прочего, представить документы на собственность квартиры или договор найма помещения. Проблемы возникают тогда, когда у вас нет в собственности жилья. А таких людей, которым не по карману квартира, в Украине большинство. Люди сдают жилье неофициально, потому что не хотят платить налоги. Арендодатели не хотят регистрировать в жилье арендаторов, потому что в таком случае закон дает арендатору право занимать жилую площадь.

Получается, что закон смешивает две темы – канала связи гражданина и государства и отношения гражданина с собственником помещения. Мне просто нужно сообщить государству, что его агенты могут найти меня по этому адресу. Вместо этого я получаю право пребывания в помещении. Но мне оно не нужно – это нервирует собственника. Особенно если у меня есть маленькие дети, которых снимать с регистрационного учета в одностороннем порядке нельзя – только если через суд.

К тому же нет удобного института временной регистрации. Если вы не относитесь к социально незащищенным слоям населения, а живете в съемной квартире и просто хотите уведомить государство о том, что вас можно найти по такому-то адресу в ближайшие полгода, то ничего не выйдет. По вопросам временной регистрации вас, вероятнее всего, направят в благотворительные фонды или полицию. Как бомжа.

РЕГИСТРАЦИЯ В ОБМЕН НА УСЛУГИ

С теми же проблемами сталкиваются люди, которые приравнены к гражданам, считают Украину своей родной страной и имеют основания получить впоследствии украинское гражданство. Это люди с постоянным видом на жительство. Тут ситуация еще сложнее.

Миграционная служба зачастую прибегает в отношении них к своего рода шантажу: не исполняет своих обязанностей до тех пор, пока человек не зарегистрируется. В итоге ему приходится искать: кому дать взятку.

К примеру, когда человеку выдают постоянный вид на жительство, в его загранпаспорт должны поставить штамп, свидетельствующий о разрешении на постоянное проживание в Украине. Без этого штампа на границе вид на жительство, получается, не действителен. После этого человек должен зарегистрироваться по месту жительства – в центре оказания админуслуг.

Как приезжему зарегистрироваться, если у него нет денег на покупку собственной квартиры и друзей, готовых у себя прописать? Копить на взятку или покупать фиктивную регистрацию.

Раньше был еще третий вариант – не регистрироваться вообще. В таких случаях человека, как правило, атаковали при пересечении границы пограничники. Тематические форумы полны жалоб на то, как «стражи границы» доказывали, что вид на жительство не действителен без регистрации (это неправда!). Подобными утверждениями пограничники превышали свои полномочия и вводили людей в заблуждение.

А потом миграционная служба просто перестала ставить в загранпаспорт штамп о выдаче вида на жительство, пока человек не зарегистрируется по месту этого самого жительства. А без штампа в загранпаспорте свидетельство о виде на жительство на границе, действительно, превращается просто в красивую бумажку. Здравый смысл и законодательство подсказывают выход: судиться. Но в жизни это не так-то просто: нужны время, деньги и стальные нервы.

Автору этих строк лично довелось столкнуться с таким шантажом. И это не единственная его форма.

Так, в Украине родился мой второй ребенок. Первого ребенка, рожденного в Москве, мне вписали в вид на жительство. Второго, рожденного в Одессе, нет. И это несмотря на то, что в миграционную службу был предоставлен полный пакет документов для того, чтобы вклеить фото дочери в вид на жительство, включая нотариально заверенное согласие собственника квартиры зарегистрировать ребенка.

Причина отказа? Родители выписались и нигде не прописались вновь.  

Ссылки на закон? «Посмотрите закон о миграции, вы нарушители – и никаких действий в отношении вашего ребенка сделано быть не может, пока вы не зарегистрируетесь», - ответила начальник Департамента миграционной службы Одесской области.

Мне трудно найти логику в этом ответе. Это почти то же самое, как  если бы вы не оплатили электроэнергию за месяц, а вам из-за этого отказал в приеме терапевт поликлиники.

Мало того, подчиненные этого начальника заявляли мне, что из-за отсутствия регистрации я нахожусь на территории Украины незаконно!

Разве это не ложь? И она заслуживает опровержения в суде, к сожалению, недоступном для человека, который без помощи нянь воспитывает двух маленьких детей и работает.

Что же получается? Моя рожденная в Украине дочка, совершенно легально и официально находящаяся здесь, не может претендовать на медицинское обслуживание, дошкольное и школьное образование – хотя по закону и по Конституции ей эти права гарантированы?

Даже чтобы съездить к друзьям и коллегам в Италию, всю эту постсоветскую и коррупциеёмкую муть мне нужно объяснять в итальянском визовом центре, где никак не могут понять, почему рожденного в Украине ребенка у легально находящихся здесь обладателей постоянного вида на жительство чиновники не могут вписать в этот документ.

ЧТО ВМЕСТО ПРОПИСКИ?

Там, в Европе, да и вообще за пределами постсоветского наследия, ситуация другая.

Например, в Германии вы уведомляете государство о месте фактического проживания, куда приходит, скажем, требование заплатить налог на общественное телевидение; уведомительная регистрация позволяет открыть в банке счет, получить налоговый номер и медицинскую страховку. В Швеции есть так называемый «народный учет» – место проживания регистрируется в налоговой службе и привязывается к так называемому персональному номеру, нужному, например, в больнице.

Во Франции, если вы снимаете квартиру, собственник может написать письмо о том, что вы живете у него, и переведет на ваше имя счет на электричество, например. Счет может служить доказательством проживания по конкретному адресу для банка, где вы захотите завести карту. Ее вам пришлют по этому адресу – врать человеку просто невыгодно. Вместо прописки и регистрации есть понятие «подтвержение фактического адреса», для чего могут быть использованы  рукописное заявление собственника или счета.

В Финляндии нет никакой прописки в паспорте, это административная процедура, и чиновник не вправе отказать в регистрации по фактическому адресу.

В Австралии человек сообщает государству о том, где он живет, чтобы иметь возможность голосовать.

В Южной Корее можно обращаться за помощью в любую больницу и переезжать с места на место столько, сколько хочешь – недаром в стране действует единая транспортная карта на все виды транспорта во всех городах.

В Америке есть свои особенности в разных штатах, но, как правило, нет штрафа за отсутствие регистрации, и она не становится причиной отказа для предоставления административных услуг.

В общем, везде есть свои нюансы. И в Швеции могут неохотно обслужить в поликлинике в другом районе, а в Корее и Америке предпочтительно, чтобы ребенок ходил в школу по месту регистрации. Но главный принцип один: если в постсоветском пространстве прописка-регистрация – репрессивный, ограничительный инструмент, который используется для контроля человека или обогащения коррупционеров, то за его пределами она служит техническим инструментом для налаживания комфортного общения государства с человеком.

СТАЛИН В ПАСПОРТЕ

Постсоветская прописка-регистрация – это, как ни пафосно звучит, продолжение сталинского террора и Голодомора. Это он подписал соответствующее постановление, чтобы удержать крестьян от миграции, заявив, что она организована врагами советской власти (Ленин, кстати, накануне прописку отменял как пережиток царской «полицейской» системы контроля).

Как сталинское наследие регистрацию оценивают и в Центральной избирательной комиссии Украины. «Корень зла в том, каким образом государство прикрепляет гражданина и реализацию его избирательных прав к месту регистрации. Это абсолютно ошибочный критерий, унаследованный с советской эпохи, атавизм посттоталитарной системы», - заявила недавно заместитель председателя ЦИК Жанна Усенко-Черная.

Полное освобождение от сталинской регистрации не наступило ни в Украине, ни в России.

Там пропиской-регистрацией пользуются не только желающие обогатиться люди, регистрирующие в своем жилье других за деньги, но и государство, которое «кошмарит» мигрантов и политических оппонентов Кремля. В южных областях России притесняются целые поселения, например, турок-месхетинцев, некоторые из которых до сих пор живут с советскими паспортами.

Законодательство в области регистрации по месту жительства ужесточилось после массовых протестов 2011-2012 годов. Тогда десятки тысяч людей вышли на улицы, осудив фальсификации на выборах в Госдуму и потребовав честных выборов. Протест вышел за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, активисты со всей России стали поддерживать друг друга акциями и своим присутствием. Кремль в ответ принял жесткие меры: задержания, уголовные дела, разгоны демонстраций и, как полагают эксперты, – закон о регистрации, предполагающий штрафы за фиктивную регистрацию в размере до 500 тысяч рублей, принудительные работы и лишение свободы на срок до трех лет.

Однако если Россия на уровне государственной политики от Европы уходит, то Украина – к ней стремится. А институт регистрации серьезно тормозит европеизацию и декоммунизацию.

Мало переименовать улицу Ленина в улицу героев Небесной Сотни. Необходимо еще перестать привязывать к ней людей. Они давно уже не крепостные.

Елена Власенко. Одесса.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-