Украинские социальные сети: чего мы хотим, что имеем и что получим?

Украинские социальные сети: чего мы хотим, что имеем и что получим?

1261
Ukrinform
Пользователь очень требователен. Facebook непривычный, украинские соцсети непопулярные, вся надежда на «Украинцев»

Дискуссии о запрете социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники» и сервисов «Яндекс» не стихают, а наоборот - набирают обороты. Не заставила себя ждать и ожидаемая реакция – тернопольские программисты совместно с канадскими коллегами сообщили об идее создания новой, сугубо украинской социальной сети. Сейчас проект на стадии обсуждения – исполнители пытаются определить, будет ли на него спрос? Для этого была открыта регистрация на сайте будущей сети ukrainians.co . На нем уже зарегистрировалось более 50 тыс. человек - цифра, заявленная инициаторами, минимально необходимая для старта проекта - поэтому новой социальной сети быть.

Идея проекта не нова – со времен первичного распространение в мире моды на социальные сети было несколько десятков попыток создать достаточно популярный для коммерческого успеха украинский продукт. Основная причина неудач, которые эти попытки преследовали, –конкуренция. «Вконтакте» «пережал» украинские проекты деньгами – а значит, нанимал лучший персонал, осуществлял эффективный маркетинг, шел в ногу со временем и обновлял собственные функции, дизайн и т. п. в зависимости от потребности.

Попытки создания украинских социальных сетей, бесспорно, были. Но несколько из них, в частности ц.укр и ukrface, были очень похожими на откровенные клоны «Вконтакте». Логика пользователя оказалась для них убийственной: зачем пользоваться подделкой, когда вот он - оригинал, с миллионами посетителей и соответствующими возможностями для общения и обмена.

Были и вполне оригинальные украинские проекты, например, соцсеть InRepublic. Она, кстати, была самой масштабной среди украинских сетей, ею пользовалось около 250 тыс. лиц. Но, опять таки, для сравнения, аудитория «Вконтакте» - 97 миллионов активных пользователей в месяц... Короче, украинские социальные сети не получили популярности из-за ряда причин, главная из которых – неравная конкуренция с российскими «Одноклассниками» и «Вконтакте». Одним словом, деньги.... Ну и, конечно, в большинстве украинских социальных сетей отсутствовали популярные функции, которые в первую очередь привлекали молодежь – прослушивание «ворованной» музыки, файлообмен и прочее.

От введения в действие Президентом Украины достопамятного решения СНБО ситуация изменилась коренным образом. Конечно, тот, кто захочет, найдет способ остаться «в контакте», своего добьется, обойдя все запреты, но факт: на рынке появилась, даже не щель, а полноценная ниша для легальной отечественной социальной сети. Впрочем, чтобы спрогнозировать успешность такого проекта, нужно проанализировать еще несколько факторов, которые могут перевернуть все с ног на голову.

Чего хотят рядовые украинские пользователи от социальной сети?

Понятие социальной сети как продукта «на продажу» за последние годы сильно изменилось. Если раньше основной функцией было общение между людьми, то теперь набор функций значительно расширился – социальная сеть выполняет роль СМИ (в большей степени Facebook, но «ВКонтакте» также не отстает), файлообменника, аудиоплейера и тому подобное. Поэтому разработчикам стоит очень постараться для обеспечения популярности новой сети, не забывая и о своих истоках: общения, то есть.

Идея платформы «Одноклассники» в первую очередь заключалась в поиске старых знакомых на постсоветском пространстве, контакты с которыми были потеряны – друзей по школе, армии, институту. А новая социальная сеть, учитывая ее главную основу – ориентацию только на украинцев, такие услуги предоставить не сможет. Вряд ли жители условного Узбекистана или отдаленных районов России будут массово регистрироваться ради контакта с несколькими родственниками или знакомыми из Украины. Но в этом, если разобраться, ничего особенно страшного нет. Подобная коммуникативная функция уже давно не является основной для социальной сети: сейчас набрали и продолжают набирать популярность «мессенджеры наподобие Viber или Telegram, с помощью которых можно бесплатно общаться с людьми из разных уголков мира, лишь бы интернет был. Для претендентов на вышеупомянутую нишу на украинском рынке существует обстоятельство намного важнее и опаснее: «Вконтакте» был распространителем пиратской музыки и видео. Да, это очень негативно влияло на его имидж на Западе, создавало и продолжает создавать немало юридических проблем. Но не для Запада же они работают, а для постсоветского сегмента, где это мелкое воровство, к сожалению, - вполне нормальное явление. Пользователи ВКонтакте в Украине теперь ищут альтернативные каналы бесплатного прослушивания музыки и просмотра фильмов. И очевидно, что они ждут этого от новой социальной сети. Но мы идем в Европу, а там очень строго относятся к нелегальному распространению интеллектуальной собственности – музыки, фильмов, клипов и тому подобное. Новая социальная сеть не будет, просто не сможет поддерживать этот пережиток «Вконтакте». Идеальный вариант – договориться о том, чтобы брать небольшие деньги за прослушивание и просмотр. Здесь нужен умный и настойчивый маркетинг. Любишь исполнителя – не будь «шаровиком» без мозгов, заплати человеку за его работу, профинансируй запись новых треков. Такой вариант, хотя и является небесплатным, но принесет больше плюсов украинскому потребителю в перспективе.

Чем не подходит имеющаяся мировая социальная сеть «Facebook»?

В возникшей украинской дискуссии популярны два аргумента против Facebook – своеобразная, с непривычки неудобная структура сайта и резко отличный от «Вконтакте» контент. Однако, стоит отметить и такую закономерность: в свое время в интернете велись дискуссии относительно «обезьянничания» разработчиками «Вконтакте» ряда сервисов Facebook. Из самых популярных – создание своего «мессенджера» и собственного фотосервиса Snapster. Поэтому аргумент насчет «неудобства» Facebook вполне можно списать на шоковое состояние экс-пользователей «Вконтакте».

Украинская аудитория Facebook, по сравнению со сторонниками «ВК», разнится интересами: тематика более «взрослая», нелепых анекдотов и картинок там меньше. Люди более заинтересованы в интеллектуальных дискуссиях относительно злободневных тем. Это хорошо иллюстрируют споры относительно увеличения количества «переселенцев» из «Вконтакте» - аудитория Facebook инстинктивно пытается не допустить массового распространения бессодержательных картинок, создания соответствующих групп и сообществ и т. д.

Учитывая эти факторы, можно сделать вывод, что адаптация новых пользователей в социальной сети Facebook будет проходить достаточно сложно. Но в перспективе, будем надеяться, бывшие украинские пользователи «Вконтакте» немного «повзрослеют».

Украинско-канадская социальная сеть: откуда возникла и что вызвало такой ажиотаж?

Но вернемся к проекту украинской социальной сети. Сейчас проект находится в стадии формирования концепции. Авторы и программисты еще не знают окончательно, как он будет выглядеть и какие функции будет иметь. Сообщается, что социальная сеть будет запущена в несколько этапов, первый из которых ожидается через четыре месяца.

Над новой социальной сетью будет работать команда канадской организации StartupSoft, которая занимается помощью молодым предпринимателям в развитии их проектов – поиск финансирования, помощь в реализации. Автор проекта – Александра Струмчинская, жительница Тернополя. Именно она будет руководить процессом создания новой сети. По ее словам, платформа будет иметь несколько преимуществ. В первую очередь, она будет чисто национальной: «создана украинцами для украинцев». Также характерной особенностью, которая будет отличать «Украинцев» от других социальных сетей постсоветского пространства, будет отсутствие пиратских аудио - и видеозаписей и ее, по словам пани Струмчинской, «аполитичность».

Сейчас работа началась. Авторы проекта проанализировали потребность в продукте – открыли сайт, где каждый будущий пользователь должен зарегистрироваться. За короткий период было собрано 50 тысяч подписей. Именно такую цифру поставили организаторы, чтобы иметь возможность сделать вывод, возможен ли спрос на новую социальную сеть. Срок сбора подписей должен был длиться до 1 июня, но планка была преодолена за три дня. Согласитесь, учитывая такие темпы, сеть может рассчитывать на достаточный спрос.

Откуда возьмутся деньги? Этот вопрос в процессе решения. Канадские партнеры, StartupSoft, помогают с поиском инвестиций. Самое главное для инициаторов создания новой украинской социальной сети - это не допустить инвестирования с последующим фактически присвоением олигархами – российскими, в первую очередь, да и украинскими тоже.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-