Без поездов в Россию: если не сейчас, то в будущем

Без поездов в Россию: если не сейчас, то в будущем

943
Ukrinform
К прекращению сообщения с Крымом мы как-то приспособились, так неужели разрыва с вокзалами России не переживем?

На днях российская газета «Коммерсантъ» сообщила, что якобы с 1 июля украинская власть собирается прекратить пассажирское железнодорожное сообщение с Россией. По информации украинского источника, упомянутого в публикации, такое решение активно лоббируют секретарь СНБО Александр Турчинов и председатель Верховной Рады Андрей Парубий, жесткую позицию которых в последнее время все чаще поддерживает президент Петр Порошенко.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян уже опроверг эту инфу в комментарии ВВС, но как-то странно. С одной стороны - «на данный момент прекращение железнодорожного или автобусного сообщения Украины с Россией нашим правительством не рассматривалось». А с другой, сам министр считает целесообразным прекратить любое транспортное сообщение с Россией.

Итак, хотя время Х для введения такого решения еще не наступило, но в будущем оно представляется весьма вероятным. И для введения такого режима именно с 1 июля, по крайней мере, пока что ничего не мешает. Тем более, что несмотря на все предупреждения, на территории Украины курсируют поезда «Российских железных дорог» (РЖД), перевозя пассажиров и грузы (в том числе для ведения войны) в Донецк и Луганск. Чем не крымская ситуация? Это является прямым нарушением украинского законодательства и посягательством на территориальную целостность Украины.

В то же время, именно сейчас вновь поднимается вопрос о введении визового режима с Россией. И это важно не только для безопасности Украины, чтобы не впускать подозрительных лиц из страны-агрессора на свою территорию, а и для безопасности Европы, хотя открыто об этом не говорится. Ведь Запад вряд ли в восторге от скорой перспективы иметь на Востоке последовательно две открытые границы в то время, как он согласился только на одну.

Не лишним будет напомнить, что мы уже проходили похожий путь. Еще в 2014 году было прекращено железнодорожное и авиационное сообщение с Крымом. Позже прекратилось и авиационное сообщению с РФ. Это вызвало массу критики и непонимания у той части людей, личная жизнь, семья или работа которых связаны с полуостровом и с Московией. Но в конце концов, все привыкли к новому формату перемещения: до границы с Крымом можно добраться на автобусе или на поезде до Новоалексеевки, а потом без проблем пересесть на другую, собственно «крымскую», и продолжить путешествие в нужном направлении. В Москву с Петербургом все привыкли летать через Минск. Конечно, это не так удобно, как было раньше, но ведь пережили, привыкли, и небо на землю от этого не рухнуло.

Сейчас в Россию курсируют 9 пассажирских поездов «Укрзализныци». К примеру, два из них сегодня, в день отправления, загружены не полностью: в поезде Киев – Москва осталось 21 свободное место, а в поезде Львов – Москва, который проходит через Киев, вообще аж 107 свободных мест.

Андрей Клименко, глава наблюдательного совета «Майдана иностранных дел», в комментарии Укринформу объяснил, что экономические потери от отмены пассажирских поездов не будут значительными: «Меня всегда удивляло вот что: российские поезда-вагоны в Украину не ездят. Ездят поезда украинского формирования. Я считаю, что это жалкие копейки в бюджете "Укрзализныци", то есть, она не обанкротится. Я не знаю, почему это все туда ездит».

Господин Клименко считает целесообразным прекратить транспортное сообщение с Россией вообще. «Поскольку пассажирское железнодорожное сообщение между городами Украины и РФ продолжает действовать без каких-либо санкций с украинской стороны, то эта ситуация делает почти невозможным судебные иски по вопросам возмещения украденного оккупантами крымского имущества «Укрзализныци», - отмечает эксперт, ссылаясь на доклад «Майдана иностранных дел» этого года.

По информации, приведенной в этом докладе, в июне 2016 года крымским «правительством» было согласовано решение о передаче в федеральную собственность имущества предприятия, включая транспортные средства, объекты инфраструктуры и земельные участками.

К РЖД теперь относятся:

  • 163 земельных участка;

  • 4273 ед. другого недвижимого имущества (здания, платформы и др.);

  • 651 ед. особо ценного имущества, (тепловозы, электропоезда, вагоны, автоматизированные системы и др.);

  • 587 транспортных средств.

То есть, введя санкции, мы сможем двигаться в правовом поле, отстаивая украинские интересы относительно незаконного присвоения имущества Россией.

Алексей Крысенко, эксперт совета внешней политики «Украинская призма», руководитель Программы исследования России и стран СНГ, также отмечает, что отмена железнодорожного пассажирского сообщения не может рассматриваться отдельно от перспективы украино-российских отношений.

«Это отношения двух стран, которые находятся де-факто в состоянии войны. Если мы рассматриваем этот вопрос в плане безопасности, то любые аргументы о том, что это экономически не выгодно, отходят на второй план. Мы ввели санкции и на российские соцсети, и на определенные субъекты экономической деятельности, что является не последним фактором в противостоянии с Россией, и согласно объективной логики, мы идем к тому, чтобы прекратить пассажирские перевозки по железной дороге», - говорит эксперт. По его словам, инициатива в этом вопросе будет идти не от Укрзализныци или Министерства инфраструктуры, а от самого высокого уровня – СНБО или же это будет политическое решение лично Президента, поскольку это касается безопасности страны.

Укринформ поинтересовался у Алексея Крысенко также и тем, какую реакцию мирового сообщества, России и в украинской среде может вызвать такое решение:

«Мне кажется, что мировое сообщество понимает нашу ситуацию, как мы это увидели даже в вопросе с запретом российских соцсетей. На уровне экспертных площадок - там понимают, что воюющая страна должна прежде всего защищаться. Поэтому кажется, что мировая реакция будет вполне умеренной.

Россия, понятно, это использует в пропагандистских целях, якобы киевский режим делает все, чтобы подорвать культурные, деловые, повседневные связи с Россией. Последние два года на это направлена организованная медийная кампания.

Внутри Украины реакция людей конечно будет отличаться, потому что на действия власти негативно отреагируют те, кто вынужден ездить в Россию, особенно жители восточных областей. Такие решения сложные, и если они касаются вопросов безопасности, и не несут только политический характер, то это необходимо объяснять обществу.

Мы должны быть последовательными, и если де-факто у нас идет война, то это не нормально в принципе, если мы имеем прямое транспортное сообщение со страной-агрессором. Причем должны его прекратить на всех уровнях, в частности это касается и введения визового режима».

Живую реакцию на вероятность такого решения и украинцев, и россиян можно увидеть в комментариях соответственно украинских и российских СМИ:

Директор программы «Инфраструктура» аналитического центра «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер считает, что это нужно было сделать давно и относительно всех отношений с Россией, а поэтому он не видит логики в самой последовательности принятия таких решений: «Почему сначала запретили авиационное сообщение, потом соцсети, а уже тогда запретят поезда? Почему именно такая последовательность? Почему не запретить покупать газ у России и все остальное, почему до сих пор российские продукты все еще остаются на полках магазинов?»

По мнению Владимира Шульмейстера, после того, как запретили авиационное сообщение, поезда должны быть заполнены на достаточном уровне. «Это направление не убыточное, и такое решение будет приниматься не в интересах «Укрзализныци», это чисто политическое решение. Но опять же, нужно быть последовательными и объяснить – почему этот вопрос поднимается только через три года. Тогда нужно закрыть границу в принципе, хотя от этого поток пассажиров не прекратится, они будут ездить через Белоруссию. Возможно, введение виз с Россией что-то сдвинет с места».

Также эксперт объяснил, сколько времени нужно будет железнодорожникам, чтобы приспособиться, если пассажирские поезда в Россию наконец отменят: «График движения поездов меняется очень быстро – для этого в ведомстве есть специальное подразделение. По Украине график движения поездов можно изменить в течение недели. Но, поскольку речь идет о двусторонних отношениях, то скорее всего нужно будет предупредить российскую сторону о том, что конкретный поезд больше не будет следовать по соответствующему направлению, и это может занять около месяца».

Следовательно, если в конце концов пассажирские поезда в Россию будут отменены, то нельзя сказать, что экономические или же временные потери будут очень значительными. Конечно, это повлечет неудобства для тех, кто вынужден периодически пользоваться этим направлением, но когда в стране идет война, об удобствах следует волноваться в последнюю очередь.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-