13 июня. Памятные даты

559
Ukrinform
В этот день в 2014 году украинские войска освободили от пророссийских оккупантов Мариуполь.

Еще с самого начала воплощения в жизнь российскими агрессорами сомнительной идеи «русского мира», а затем и во время неприкрытой вооруженной агрессии против Украины Мариуполь был (и остается) лакомым куском для Кремля, ведь этот город имеет чрезвычайно важное стратегическое значение. Мариуполь - это и порт, и два металлургических комбината (Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича и «Азовсталь») и самое большое в Украине машиностроительное предприятие - концерн «Азовмаш», продукция которых составляет значительную часть экспорта Украины. Противостояние между украинцами и пророссийскими сепаратистами началось в Мариуполе почти сразу после побега из Украины президента Януковича. Особенно пророссийские силы активизировались после так называемого присоединения Крыма к России. Примерно с середины апреля Мариупольский горсовет был захвачен сепаратистами, которые наводили ужас на местных жителей, показывая, кто в городе хозяин. 9 мая, выполняя приказы московских кураторов, они штурмовали городское УВД - Мариуполь перешел под их полный контроль. При этом был ранен и взят в плен начальник УВД Валерий Андрощук и убит начальник ГАИ Виктора Саенко, боец добровольческого батальона милиции «Азов» Родион Добродомов. К тому же, террористы заблокировали бетонными блоками несколько улиц в центре города и захватили админздания. Милиция, СБУ и прокуратура были полностью парализованы, а многие из силовиков уже готовились примерить на себя русскую форму по примеру своих крымских коллег. После событий 9 мая и фактической потере контроля над третьим по величине городом Донбасса - Мариуполем, Украина контролировала только мариупольский аэродром, на котором находились украинские нацгвардейцы, военнослужащие Вооруженных Сил Украины, и полторы сотни добровольцев из батальона МВД «Азов». Штурм Мариуполя украинское командование сначала планировало на 23 мая 2014 года, чтобы дать возможность горожанам проголосовать вместе с другими украинцами на президентских выборах, но впоследствии, после анализа имеющихся сил и средств, отказалось от этого плана. Окончательной датой начала освобождения было определено 13 июня. В спецоперации принимали участие 150 бойцов спецбатальона «Азов», 2 роты спецбатальона «Днепр», 2 роты Национальной гвардии и спецназ МВД. Блок-посты на въездах в город контролировали военные, помощь поступала также от членов Правого сектора и местных активистов. Для блокировки района проведения спецоперации были привлечены около 500 военнослужащих ВСУ и НГ. Штурм начался в пять утра. В ходе зачистки Мариуполя от сепаратистов были ликвидированы их ключевые опорные точки, уничтожена техника и восстановлен контроль над всеми захваченными сооружениями, в частности зданием городского совета. С тех пор, благодаря усилиям украинских военных и самих мариупольцев, город живет хоть и напряженной, но мирной жизнью, оставаясь уязвимым для терактов, крупнейший из которых произошел 24 января 2015 года.

Сегодня Международный день распространения информации об альбинизме. Отмечается согласно решению ГА ООН с 2015 года.

Юбилеи дня:

143 года со дня рождения Марка Черемшины (Иван Юрьевич Семанюк; 1874-1927), украинского писателя, юриста, культурно-общественного деятеля. Родился в с. Кобаки, Косовского уезда (теперь Ивано-Франковская обл.). Проза Марка Черемшины чрезвычайно яркая, поэтическая и чем подобна прозе Стефаника - друга и собрата. Подобными были и их судьбы. Мужицкий сын, единственный из детей, кому отец, несмотря на материальные нужды, решил дать образование, Иван в Коломыйской гимназии испытывал издевательства и насмешки со стороны преподавателей и барских сынков за свое «холопское» происхождение. Обучение в гимназии ничего кроме отвращения не вызвало, но парень проявил незаурядную настойчивость, выучил польский язык и вскоре вышел в число лучших учеников. «Бедность семьи, - писал он в автобиографии, - принудила меня от первого класса зарабатывать на себя лекциями». В 1896 году в газете «Буковина» был напечатан первый рассказ 22-летнего Ивана Семанюка «Кормчий», подписанный псевдонимом «Марко Черемшина», что так и осталось его литературным именем. После окончания гимназии он поступил на юридический отдел Венского университета - мечтал учиться на медицинском, но плата там была выше. «Праву учился я в Вене для хлеба, - писал он в автобиографии, - а больше занимался литературой и просвещением»; далеко зачитывался в изящной словесности немецкой и русской, что почти неохотно заглядывал к римскому и немецкого права». В 1912 году Черемшина открывает собственную адвокатскую канцелярию в г. Снятине, много помогает местному люду, который приходил к нему «за помощью и советом». Днями, по свидетельству жены, он пропадал на судебных заседаниях, а вечером и ночью писал всевозможные заявления, жалобы и протесты в различные судебные, финансовые и административные учреждения. Первый сборник новелл Черемшины «Вехи» вышел в 1901 году, второй - «Село выгибает», только в 1925. В историю украинской литературы Марко Черемшина вошел как певец судьбы гуцульского крестьянства. Именно ему писатель служил всю жизнь - и словом, и делом.

74 года со дня рождения Малкольма Макдауэлла (1943), английского актера. Снялся в фильмах: «О, счастливчик!», «Госпиталь Британия». «Первые 9 ½ недель», «Механический апельсин», «Поцелуй перед смертью», «Калигула». Перед тем как стать актером Малкольм успел поработать в пабе своего отца, затем - коммивояжером. Окончив курсы актерского мастерства, он играл в провинциальных театрах, впоследствии устроился в труппу Королевского шекспировского театра. Кинодебютом актера стала картина Линдсея Андерсона «Если....» (1968). Позже режиссер рассказывал, что в Макдауэлле он увидел «не только достаточно редкое сочетание молодости и профессионализма, но и актерскую индивидуальность». А вот настоящая популярность пришла к Макдауэллу после съемок в культовом фильме Стэнли Кубрика «Механический апельсин» (1971). В этой блестящей экранизации известного романа Энтони Берджесса актер проявил себя как мастер психологического анализа, критики назвали его работу одной из самых впечатляющих в кинематографе. За почти полувековую карьеру Макдауэлл сыграл в более чем 70 фильмах. В 2008 году на ежегодном кинофестивале в Саванне он получил Приз за вклад в киноискусство. А в 2012 году на Голливудской аллее славы появилась звезда с именем Макдауэлла.

Годовщина смерти:

31 год со дня смерти Бенджамина (Бенни) Дэвида Гудмена (1909-1986), американского джазмена, кларнетиста, «Короля свинга», одного из первых белых популяризаторов «музыки черных». Также он был одним из первых, кто начал играть вместе с афроамериканцами, идя против расовой дискриминации (в начале 1930-х белые и черные музыканты не могли вместе выступать в большинстве клубов или на концертах, особенно на юге США). Бенни Гудмен - сын бедных еврейских эмигрантов из Белой Церкви - родился в крупном промышленном городе Чикаго. В синагоге научился играть на кларнете и уже юношей стал виртуозом и выступал в различных коллективах. В 14 лет он бросает школу и решает профессионально заниматься музыкой. В 1925 году 16-летний Гудмен присоединяется к одному из лучших чикагских оркестров - The Ben Pollack Orchestra, а уже в 1928 году появляются его первые сольные записи. В конце 1920-х годов Гудмен уехал в Нью-Йорк, где работал до начала 1930-х, завоевывая популярность. Играл с известными коллективами Реда Никольса, и именно Джонса i Теда Льюиса, а в 1932 году создал собственный коллектив. В 1934 году подписал контракт с Columbia Records. В середине 1930-х годов Бенни Гедмен стал настоящей звездой, но широкую славу принесло ему выступление 21 августа 1935 года в бальном зале Palomar Ballroom в Лос-Анжелесе. Эту дату часто называют началом эры свинга. В течение 1930-х годов слава Бенни Гудмена росла. Он выступал сначала в трио, позже в квартете, а затем в секстете. 16 января 1938 года его коллектив дал концерт в Карнеги-холле - тогда впервые за всю историю этого славного зала звучала джазовая музыка. Однако к середине 1940-х годов наступил кризис популярности биг-бэндов, причиной которого были, главным образом, финансовые трудности, возникшие в связи со Второй мировой войной. После окончания войны Гудмен продолжал записывать пластинки и играл малыми коллективами. В 1950-х годах свинг теряет популярность. Гудмен испытал себя в разных жанрах, но не имел успеха. Однако он выпустил альбомы с записями своих концертов конца 1930-х годов - «Carnegie Hall Jazz Concert» и «Jazz Concert No. 2», которые попали в хит-парады, также Гудмен играл на различных международных фестивалях, организовывал турне по разным странам мира. В 1962 году музыкант приехал с гастролями в СССР. Он дал концерт в Киеве, в доме культуры Метростроителей, что на улице Прорезной. Правда здесь он столкнулся с многочисленными бюрократическими трудностями и откровенными курьезами - советские политики требовали, чтобы в оркестре было побольше афроамериканцев, советское руководство отказалось платить Гудмену гонорар, а значительное количество билетов на его концерты распространялась исключительно среди работников определенных силовых структур, чьи уши к свингу были вовсе не привыкшие. Гудмен был чрезвычайно популярен не только в США, но и в Европе, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что знаменитый венгерский композитор Бела Барток посвятил ему свое трио «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано, написанное в 1938 году. Через несколько лет после того специально для Гудмена Аарон Копленд написал концерт для кларнета с оркестром, а Леонард Бернстайн - цикл «Прелюдия, фуга и риф» и сонатину.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-