16 июня. Памятные даты

421
Ukrinform
Сегодня день памяти Михаила Сороки – украинского правозащитника, многолетнего узника советских концлагерей.

Михаил Михайлович Сорока (1911-1971) - известный украинский политический деятель, правозащитник, члена ОУН, многолетний узник польских и советских концлагерей. В заключении Михаил Сорока  провел 34 года - половину своей жизни. Его жена - Екатерина Зарицкая отдала мордовским концлагерям 25 лет. После четырех месяцев счастливой семейной жизни, 22 марта 1940 года, за причастность к деятельности ОУН Михаил Сорока и Екатерина Зарицкая были арестованы большевиками и уже больше никогда в жизни не видели друг друга. Только в 1991 году (в двадцатую годовщину смерти Сороки), многолетняя разлука закончилась - разобщенные жизнью, они соединились в могиле, когда прах Михаила Сороки был перевезен из Мордовии и вместе с прахом жены перезахоронен на Лычаковском кладбище во Львове. Их единственный сын Богдан (известный украинский художник-график), родился во львовской тюрьме в сентябре 1941 года, и уже с первых лет сознательной жизни стал объектом психологического террора чекистов. В 1952 году Михаила Сороку обвинили в измене родине, антисоветской агитации, организации подполья и подготовке восстания, которое в его отсутствие произошло в Воркутинских лагерях. После неслыханно жестокого следствия его приговорили к смертной казни, которую заменили на 25 лет заключения. В 1954 Михаил Сорока, находясь в Степлаге, участвовал в Кенгирском восстании политзаключенных, написал гимн повстанцев «В горячих степях Казахстана». С 60-х годов он отбывал наказание в мордовских лагерях. Везде, где был Михаил Михайлович, он организовывал литературные, исторические, религиозные вечера, поддерживал заключенных духовно и идеологически, за что его считали идейным патриархом политзаключенных советских концлагерей. Задолго до смерти Михаил Сорока изложил собственное жизненное кредо в одном из писем: «...Я никому никогда не сделал обиды сознательно. Если и пришлось кому переживать из-за меня, то вопреки моему желанию... Чувствую себя спокойным, потому что моя совесть чиста, потому что то, за что уже пришлось много страдать лично, именуется Правдой. Чувство справедливости собственных поступков всегда будет источником равновесия и покоя души. Пока будет господствовать несправедливость, ложь, притеснение - до тех пор мне будет плохо жить, я буду бороться с этим. И потому, что чаще всего силу имеют те, что пользуются перечисленным, они будут держать за решеткой тех, кто выступает против господства зла...»

Юбилеи дня:

Фото: twitter

100 лет со дня рождения Кэтрин Грэм (1917-2001), американского издателя, исполнительного директора и президента газеты Washington Post и еженедельника Newsweek, легенды мирового медиабизнеса. Кэтрин Грэм называли Железной леди американской журналистики, но до того, как получить такое красноречивое прозвище, она вовсе не была «железной». Так, Кэтрин Грэм принадлежала к высшим слоям американского общества - она ​​родилась в семье финансиста и издателя Юджина Мейера (в 1933 он купил за 825 тысяч долларов убыточную газету Washington Post; 1946 президент США Гарри Трумэн поставит его первым президентом Всемирного банка), получила отличное образование , потом вышла замуж за успешного издателя и политтехнолога Филиппа Грэма - чрезвычайно обаятельного мужчину, остроумного и активного. Роль Кэтрин Грэм была довольно скромной - некая образцовая степфордская жена, безупречная во всем. Она должна была заниматься только семьей: дом, дети (их было четверо), светские приемы. Прямая спина и сдержанная приветливая улыбка на лице при любых обстоятельствах. Так ее воспитали с детства - в родительской семье царил культ этикета, но отсутствовала любовь. Поэтому девочка росла очень неуверенной: ни в себе, ни в том, что она делала. Зато Филипп безупречностью не выделялся: о его многочисленные романы знали все на свете, он любил выпить, к тому же, позволял публично унижать жену. Все изменилось после самоубийства Филиппа в 1963 году. Кей Грэм вынуждена была временно возглавить издательский концерн Washington Post Company, но оказалось, что это надолго. 46-летняя домохозяйка, которая до этого понятия не имела, как это - управлять медиахолдингом, довольно быстро вошла в курс дел, поняв механизмы действия всего концерна. Именно за Кэтрин Грэм Washington Post стала одним из самых влиятельных изданий США. Газета сыграла одну из ключевых ролей во время «Уотергейту», который стал символом позора власти, а затем и отставки в 1974 году президента Никсона. Грэм смело противостояла правительству и с достоинством выдержала шторм критики, стойко поддерживая Боба Вудворда, Карла Бернстайна и других журналистов, которые раскопали эту историю. В 1997 году Кэтрин выдала мемуары «Личная история» - скромно сдержанные и одновременно очень откровенные, в которых нет ни одного намека на жалость к самой себе и фальшивых сантиментов. Книга была удостоена Пулитцеровской премии. Похороны Кэтрин Грэм в июле 2001 года стали событием национального масштаба. Тысячи американцев - как обычных граждан, так и представителей политического, интеллектуального истеблишмента США стояли под палящим солнцем, чтобы отдать дань памяти этой удивительно сильной женщине, которая смогла выйти за пределы мягкой гендерной сегрегации, построить успешную карьеру, стать сильным, мудрым и дальновидным руководителем. Вопреки всему.

Фото: twitter

100 лет со дня рождения Ирвина Пенна (1917-2009), американского фотографа, одного из самых влиятельных фотографов ХХ века, гуру в области фотографии моды. Брат кинорежиссера Артура Пенна (1922-2010). До того как стать признанным фотохудожников, Ирвин Пенн довольно долго искал себя: учился в Школе искусств при Филадельфийском музее (ныне университет искусств), был дизайнером, художником. С 1940 года работал ассистентом легендарного арт-редактора Vogue Александра Либермана (кстати, киевлянина). Первая фотография Ирвина Пенна на обложке Vogue появилась 1 октября 1943 года. Сотрудничество фотохудожника с журналом (американским, британским и французским изданиями) продолжалась почти до последних дней жизни Ирвина Пенна. Он был одним из первых, кто начал фотографировать модель на однородном белом или сером фоне, помещал модель в угол и тому подобное. Пенн сотрудничал с крупнейшими и известнейшими домами моды, но впоследствии потерял интерес к фэшн-индустрии и начал заниматься художественным фотопортретом и натюрмортом, перейдя на черно-белую гамму. «Съемка пирожного тоже может быть искусством», - заметил как-то фотограф, который фотографировал чуть ли не всех знаменитостей современности, начиная с Пикассо, Дали и Хичкока и заканчивая Кейт Мосс. Фотографии Пенна находятся во многих крупнейших коллекциях, включая Музей современного искусства в Нью-Йорке, Музей Метрополитен, галерею американского искусства Addison, Балтиморский музей искусств. Его персональные выставки проводились, в частности, в нью-йоркском Музее Метрополитен и Национальной галереи в Вашингтоне. К столетию фотохудожника Метрополитен Музей подготовил ретроспективу его работ, на которой представлено более 200 фотографий мастера, сделанных им за более чем 70-летнюю карьеру. Выставка сопровождается аудиогидом с отрывками архивных записей Ирвина Пенна, интервью кураторов выставки и его сына. Из Нью-Йорка выставка переедет в Париж (в начале сентября 2017), затем в Германию и Бразилию.

Годовщина смерти:

85 лет со дня смерти Модеста Филипповича Левицкого (1866-1932), украинского общественного деятеля, врача, писателя, публициста, дипломата. К сожалению, имя этого выдающегося украинца неизвестно широкой публике, а жаль - вся его жизнь - пример самоотверженного служения Украине, к тому же, не какой-то абстракции, а конкретным людям. Его называли «отцом Волыни» и «защитником бедноты». Родился Модест Левицкий на Подолье в благородной семье. Образование получил в Киевском университете св. Владимира (на историко-филологическом и медицинском факультетах). Работал врачом на Волыни и Подолье, затем - в Боярке под Киевом, активно сотрудничал с такими деятелями украинской культуры, как Борис Гринченко, Сергей Ефремов, Николай Лысенко. В Ковеле познакомился с семьей Косачев, посещал Колодяжне, лечил и консультировал Лесю Украинку. Первая его статья «О сельской медицине» появилась в 1896 году на страницах одного из тогдашних журналов. В совершенстве владея французским, польским, русским, идиш, латинским и греческим языками, Модест Левицкий переводил на украинский язык произведения мировой литературы. В 1905 году он вместе с Сергеем Ефремовым, Федором Матушевским и др. стал одним из основателей и лидеров Украинской радикальной (со временем Радикально-демократической) партии. Продолжая врачебную практику в пригороде Киева (на Лукьяновке), затем на Волыни и в Белой Церкви (1905-1917), Модест Филиппович одновременно развернул оживленную деятельность в украинских общественно-культурных организациях, часто печатался в прессе. В 1918 году М. Левицкий занимал должности главного санитарного врача железных дорог Украины и директора культурно-образовательного отдела Министерства путей, а в 1919 г. правительство Директории назначил Модеста Филипповича советником дипломатической миссии УНР в Греции. Впоследствии он возглавил миссию, сделав немало для популяризации Украины, ее науки, культуры, общественной жизни в этой стране. В начале 20-ых годов ХХ века он переехал в Вену, а затем в Польшу, где был министром здравоохранения эмигрантского правительства УНР (в Тарнови), заведовал санаторием для больных украинских воинов (в Закопане). В 1922 г. переехал в Чехословакию, работал врачом и преподавателем Украинской хозяйственной академии (в Подебрадах), продолжал писать и издавать публицистику и литературные произведения, популярные книги по медицине. Этим же делом он занимался в Луцке, куда переехал к своему сыну 1927 года и где нашел свой вечный покой 16 июня 1932 года. Из-за деятельности в УНР в советское время (после сворачивания украинизации) художественное наследие его замалчивалось, а произведения были отнесены к «националистическим». Несколько улиц в Ковеле, Радивилове, Боярке названы его именем. В Луцке воздвигнут памятник, а гимназия №4 носит его имя.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-