В Европу на самолете по цене купе до Львова: возможно ли такое в Украине?

В Европу на самолете по цене купе до Львова: возможно ли такое в Украине?

553
Ukrinform
Удешевление авиабилетов вполне реально. Для этого есть политическая воля и поддержка бизнеса. Да и пассажиров хватает

Ситуация, сложившаяся в украинской отрасли авиаперевозок, своей парадоксальностью напоминает наши дела с ценами на автомобили: не слишком богатые украинцы платят значительно больше, чем состоятельные европейцы. И, как и в случае с автомобилями, причиной этому являются высокие налоги и различные сборы. На днях поступил положительный сигнал: приказом Министерства инфраструктуры уменьшается аэропортовые сборы в аэропорту «Борисполь». Все, кто хоть раз в своей жизни летал на самолете знает, что аэропортовые сборы – это всегда серьезная «прибавка» к цене билета. Иногда даже основательнее, чем все остальные составляющие себестоимости пассажирских авиаперевозок. Уменьшение этих сборов - это большая доступность авиабилета для пассажира, свободная конкуренция для авиаперевозчиков, рост авиаперевозок и доходов для государства.

Хочешь дешево - потратишь время, хочешь быстро – потратишь деньги

С начала лета украинцы могут ездить в Европу по новым миграционным правилам. С точки зрения бюрократии, попасть в ЕС стало проще. Но с точки зрения транспортной логистики ситуация для украинских граждан почти не изменилась. Да, мы имеем доступные международные автобусные маршруты, например билет из Киева в Варшаву можно приобрести за 400 гривен. Однако такое путешествие даже в соседнюю страну будет длиться почти сутки, а то и дольше, если на границе попасть в очередь.

Удобнее и быстрее добираться в Европу на самолете. Но это и дороже: билет туда и обратно в ту же Польшу будет стоить около 2400 гривен, при условии его приобретения более чем за месяц до даты вылета и если вы планируете путешествовать без багажа. Спонтанное путешествие (приобретение билета за 3 дня до вылета) туда и обратно – билет будет стоить уже 6,5 тысяч гривен, опять же только с ручной кладью.

Сравнивая с тарифами на рейсы из Украины в страны Западной Европы – это не так много. Однако мысль о том, что цены на авиабилеты в Украине высоковаты, появляется тогда, когда начинаешь сравнивать наши цены с теми, что действуют в странах Европы. Например, стать пассажиром рейса Варшава – Осло в одну сторону можно за каких-то 30 злотых (200 гривен). Из Берлина в Брюссель (в одну сторону) – за 17 евро (около 500 гривен).

Из Брюсселя в Гамбург (туда и обратно) – за 16 (460 гривен). Из Софии в Барселону – за те же 16, правда в одну сторону (460 гривен). Если попасть на акционные предложения, то найдутся билеты и по 5 евро в одну сторону. Это, опять же, цена путешествия без багажа (ручная кладь, чаще всего, не должна быть тяжелее 10 килограммов и действуют ограничения по габаритам) и при покупке билетов за месяц.

Приведенные цены – это тарифы лоу-кост перевозчиков, и они привычны для Европы. Но не для Украины. Да, у нас уже начала работу первая действительно бюджетная авиакомпания (речь о WizzAir), готовится к входу на рынок ирландская компания Ryanair (в августе-сентябре совершит свои первые полеты из столичного аэропорта «Киев»). Также министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян сообщил о планах компании Eurowings (группа компаний Lufthansa) «и еще одного лоу-коста» создать конкуренцию существующим игрокам на отечественном рынке. Со следующего года лоу-кост перевозчик Вlue wings планирует начать полеты по маршруту Киев-Берлин с последующим открытием полетов в Дюссельдорф. Генеральный директор аэропорта «Борисполь» Павел Рябикин не скрывает радости: «Мы рады каждому маленькому достижению аэропорта "Борисполь", которое делает его ближе и удобнее для пассажиров».

Впрочем, перечень городов Европы и Украины, которые соединяют доступные авиарейсы, пока не значительный. Да и цены на билеты наших лоукост-перевозчиков, в большинстве своем, все еще выше, чем в Европе, (хотя разница не такая разительная, как раньше).

Идем в направлении дешевых билетов. А хотелось, чтобы бежали

На днях министерство инфраструктуры сделало шаг навстречу украинским авиапассажирам – ведомство своим приказом уменьшило аэропортовые сборы за обслуживание пассажиров в «Борисполе». В своей заметке на Facebook министр Владимир Омелян отметил: «Это - стимуляция роста авиаперевозок, свободная конкуренция, а для пассажиров - дешевые авиабилеты, большой выбор и удобные авиаперелеты».

Согласно тексту приказа, с 20 июня аэропортовые сборы в Борисполе для международных сообщений уменьшаются на 23,5%, или на $4 (до $13) за каждого отправленного пассажира. Аэропорту же будет предоставлено право на применение понижающих коэффициентов до предельных ставок сборов при выполнении новых и чартерных рейсов.

При этом неизменными остаются ставки тарифов за обслуживание транзитных пассажиров - $8,5 и за обслуживание пассажиров внутренних рейсов - $2,5. По словам Павла Рябикина, это чрезвычайно важное событие для всего авиационного рынка. Требование ирландцев из Rainair о приемлемом для них тарифе в $7,5 за пассажира тоже выполнено – известный лоу-кост получит его на новые для Борисполя направления. При этом руководство «Борисполя» сознательно соглашается на снижение доходов до 8% во втором полугодии этого года, с тем расчетом, что вскоре объемы перевозок существенно увеличатся, соответственно, и доходы - тоже.

О том, действительно ли уменьшение сборов кардинально повлияет на украинский рынок и заставит его участников снизить тарифы, мы спросили у авиационного эксперта, секретаря Общественного совета при Госавиаслужбе Богдана Долинце. «Ранее ставка аэропортового сбора в «Борисполе» была 17 долларов с пассажира, теперь она снизилась до 13. Теоретически на эти 4 доллара стоимость билетов может быть снижена, ведь компании будут иметь такую ​​возможность. Но это рынок и никто никого не может заставить снизить тарифы, но компании точно имеют для этого все необходимое. Думаю, что авиакомпании пойдут на такой шаг», - говорит эксперт. - Сейчас есть несколько компаний, которые проводят различные акции, распродают билеты по сниженным ценам, поэтому, борясь за увеличение объемов перевозок, они будут снижать цены. В конце концов, покрыть расходы можно за счет увеличения пассажиропотока, а учитывая либерализацию визового режима с Евросоюзом, можно не сомневаться, что спрос будет эволюционно расти, а билеты будут становиться все доступнее».

Кроме того, по мнению господина Долинце, есть другие возможности для удешевления билетов. Сейчас обсуждается отмена налога на добавленную стоимость, который у нас все еще собирается с каждого проданного авиабилета. «ТТакой шаг автоматически удешевит внутренние перелеты на 20%. НДС взимается только с внутренних рейсов, поэтому при одинаковой продолжительности полета билеты на международные путешествия будут дешевле. Если НДС таки будет отменено, мы сразу получим ощутимое снижение стоимости перелетов», - объясняет эксперт. Также есть «пространство для маневра» с топливом. Оказывается, в Украине авиационный керосин - один из самых дорогих в Европе, а стоимость топлива составляет 40-50% стоимости билета. В Украине дорого заправлять самолеты, потому что нет возможностей обеспечить свои потребности собственными ресурсами, почти все импортируется. «А из этого вытекают две проблемы: затратная логистика и таможенные сборы. В Украину горючее для самолетов завозится морем через Одессу из Саудовской Аравии, или по железной дороге из Европы, где колея узкая и жидкое топливо приходится переливать», - рассказывает Долінце. Относительно таможенных проблем, то он приводит пример: с 2014 года сборы с импорта авиационного керосина выросли с $19 за тонну до $198, то есть в 10 раз. Это одна из причин, почему сейчас мы имеем такую ситуацию, когда у нас заправить самолет в два раза дороже, чем, например, в Германии. По мнению Богдана Долинце, работа в направлении уменьшения стоимости топлива стала бы весомым стимулом для авиакомпаний к снижению стоимости билетов для украинцев. «Вместе с урегулированием сборов и налогообложения билетов и, конечно, обеспечением честной конкуренции и доступом к рынку бюджетных перевозчиков – все это в комплексе может привести к тому, что авиаперелеты по стоимости составят конкуренцию железнодорожному транспорту, как это есть в Европе».

Как говорят в Украине, его бы слова – да Богу в уши. И чем быстрее, тем лучше.

Евгений Коровай, Марина Нечипоренко, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-