29 июля. Памятные даты

29 июля. Памятные даты

Укринформ
Сегодня в Украине отмечается День Сил специальных операций Вооруженных Сил Украины.

Праздник установлен для содействия дальнейшему развитию национальных военных традиций, военно-патриотического воспитания молодежи и ее готовности к защите Родины, в соответствии с указом Президента от 26 июля 2016 года. Вместе с тем, в тот же день Глава государства подписал Закон о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Сил специальных операций ВСУ. Этим документом завершился процесс создания указанных войск, ведь он определил правовой статус и применение Сил специальных операций самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВСУ для специальных операций по созданию благоприятных условий для успешного проведения военно-политических, экономических и других мероприятий в интересах национальной безопасности в сфере обороны государства. Силы специальных операций - отдельный вид вооруженных сил, который состоит из хорошо обученных и мотивированных военных, способных вести подрывную деятельность в тылу врага, организовывать партизанскую борьбу на оккупированных территориях, освобождать или захватывать важных заложников.

Юбилеи дня:

200 лет со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского (1817-1900), выдающегося живописца-мариниста. Иван Айвазовский вошел в историю мирового искусства как маринист-романтик, мастер классического пейзажа. За свою жизнь художник создал более 6 тыс. полотен. Сам Иван Айвазовский считал себя армянином и никогда не скрывал своей национальности. Об этом факте свидетельствуют запись, сделанная в метрике феодосийской армянской церкви. Начальное образование юный Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию. С 1833 года он учится в Академии художеств в Петербурге. Окончив курс обучения с золотой медалью первой степени, Айвазовский получил право на поездку за границу, однако сначала художника отправили в Крым (1838-1840) писать виды приморских городов. В 1840 году художник уехал в Италию, где за несколько лет создал около 50 картин. Большой успех ожидал Ивана Константиновича в Париже, Лондоне, Амстердаме. В 1844 году, после четырех лет пребывания за границей, Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий искусств. Здесь он получил звание академика Петербургской Академии художеств и был зачислен царским указом в Главный морской штаб со званием живописца и правом ношения мундира морского министерства. В это время художнику едва исполнилось 27 лет, но за плечами уже была блестящая школа живописи, огромный творческий успех, мировая слава пейзажиста. Живя постоянно в Феодосии, живописец много работает, но не замыкается в стенах своей мастерской. Он ведет большую общественную деятельность, занимается археологическими раскопками, постоянно открывает выставки своих работ, как на родине, так и за рубежом. Впоследствии он становится академиком еще двух европейских академий искусств - Штутгартской и Флорентийской. При содействии Айвазовского в Феодосии появились водопровод, музей древностей и живописи, учебные заведения, был реконструирован морской порт и построена железная дорога. В 1880 году, в собственном доме, художник открыл зал для демонстрации феодосийцам своих картин. После смерти Айвазовского, по его завещанию, дом «со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящихся в этой галерее» перешел в собственность города. Сейчас это Феодосийская картинная галерея имени Ивана Айвазовского, которая является одним из древнейших художественных музеев Украины.

168 лет со дня рождения Олены Пчилки (Ольга Петровна Косач-Драгоманова; 1849-1930), украинской писательницы, переводчицы, образовательного деятеля, этнографа, фольклористки, первой женщины-академика члена-корреспондента УАН (с 1924). Мать Леси Украинки, сестра Михаила Драгоманова. Была редактором-издателем журнала «Родной край» (кстати - также первая женщина-издатель в Украине). Автор поэтических произведений, повестей, рассказов, пьес, отмеченных влиянием либерально-народнических и культурных идей, воспоминаний о Старицком, Лысенко, Драгоманове, этнографических трудов («Украинский орнамент», «Украинские узоры»). Максим Славинский вспоминал:  «Сила Олены Пчилки зависела не от ее политических убеждений, даже не от ее литературных заслуг, которые она бесспорно имела. Сила ее была в ее индивидуальности». Видимо именно эта сила позволила ей многое перенести в жизни (смерть детей - Леси и Михаила, репрессии близких и родных (и ее саму большевики арестовывали дважды, и даже умирала она - тяжелобольной, неходячей, под наблюдением ГПУ). «Волевая, властная, присно-императивная, одержимая «одной идеей» - национальной, - и, как знать из всех о ней воспоминаний, неотразимо харизматичная (в нее влюблялись даже в старости)...» (Оксана Забужко «Notre Dame D'ukraine: украинка в контексте мифологии») - такой была Олена Пчилка.

В этот день родился Андрей Шептицкий (светское имя Роман Мария Александр Шептицкий; 1865-1944), выдающийся украинский церковный, общественный и политический деятель, граф, митрополит Украинской греко-католической церкви, которую он возглавлял почти 44 года. Своей многолетней деятельностью митрополит нанес окончательный удар москвофильству в среде галицкого духовенства, органично связал деятельность греко-католической церкви с украинским национально-освободительным движением первой половины ХХ в. Он является автором учения об исторической миссии украинской церкви в деле восстановления единства восточной и западной церквей. Кроме того, Андрей Шептицкий был еще и известным меценатом: основал национальный музей во Львове, земельный банк, народную украинскую больницу (в то время единственную во Львове), Греко-католическую богословскую академию во Львове (1928), которая стала единственным в Польше украинским вузом. Был последовательным противником политического террора. Его еще при жизни называли «святцем со Святоюрской горы». Любимыми словам Андрея Шептицкого были: «Живите добросовестно, каждый день ходите к святому причастию, работайте усердно в своем призвании и больше ничего: тем перевернете целые государства...» На протяжении многих лет, при любой власти, митрополит Андрей Шептицкий был безоговорочным духовным авторитетом как для простонародья, так и для интеллигенции. С ним должны были считаться представители каждой власти, приходившей в Галицию в бурной первой половине ХХ века. Конечно, его пытались привлечь на свою сторону, сделав сторонником различных политических доктрин - от большевизма к нацизму, но тщетно: митрополит Андрей Шептицкий был слугой только Бога и своей паствы. За несговорчивость и принципиальность его всячески очерняли, прибегали к разного рода манипуляциям (в этом тоже можно увидеть родство двух тоталитарных режимов), пытаясь выдать желаемое за действительное. Нацисты публиковали от имени митрополита «лояльные» письма в поддержку гитлеровской Германии, а сменившие их «вторые советы», пытались слепить из пастыря зловещий образ гитлеровского приспешника. Впрочем, арестовать и сослать в Сибирь не решались, боясь народного недовольства, что углубило бы кризис в Западной Украине. Известно, что во львовском КГБ был создан целый отдел, который занимался тем, чтобы оговаривать имя митрополита Андрея Шептицкого. Накануне своей смерти, 31 октября 1944 года, владыка Андрей обратился с последним словом к ближайшему окружению, предусмотрев, что «наша Церковь будет уничтожена, разгромлена большевиками. Но держитесь, не отступайте от веры, от святой Католической церкви. Тяжелый опыт, который упадет на нашу церковь, является волновым. Я вижу возрождение нашей церкви. Она будет красивее, величавее от давней и будет охватывать весь наш народ». Как известно, советский режим после смерти митрополита Андрея Шептицкого взял курс на полное уничтожение греко-католической церкви, но уничтожить ее, несмотря на тотальные репрессии, не удалось и не удастся, как бы этого кто-то не хотел, ведь человеческая вера и надежда - неистребимы.

Годовщина смерти:

День памяти Анатолия Борисовича Соловьяненко (1932-1999), украинского певца (лирико-драматический тенор). Родился в Донецке, в семье шахтера. После школы поступил в Донецкий политехнический институт на горный факультет. В 1952 году попытался поступить в Ленинградскую консерваторию, но после отборочного прослушивания к экзаменам не был допущен. Ему посоветовали обратиться к певцу Донецкой оперы Александру Коробейченко. Именно он сыграл определяющую роль в становлении Соловьяненко как оперного певца. Десять долгих лет продолжались занятия. Результат этой кропотливой работы был блестящий. 1962 год стал годом отсчета сценической карьеры Анатолия Соловьяненко. Вскоре его избирают для стажировки в миланском театре «Ла Скала». С 1965 года он является солистом Киевского театра оперы и балета. Уже, будучи хорошо известным и популярным певцом, Соловьяненко поступил в Киевскую государственную консерваторию им. Чайковского (ныне Национальная музыкальная академия) в класс профессора Елизаветы Чавдар. После аварии на ЧАЭС Соловьяненко неоднократно давал концерты в Чернобыле и Славутиче. В середине 90-х годов начались недоразумения с дирекцией Национальной оперы, и певец вынужден был оставить театр и заниматься исключительно концертной деятельностью. 9 декабря 1999 года его имя присвоено Донецкому государственному академическому театру оперы и балета. 

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2019 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-