Авиакатастрофа Ан-74 в Африке: то ли птицы, то ли «авось»...

843
Ukrinform
Пилоты - живы, а вот чудо КБ «Антонова» - в хлам. Кто или что спровоцировало аварию?

Обидно, но за громким авиапроисшествием с украинским героем-пилотом в Турции, без внимания широкой общественности осталась не менее драматическая история, которая произошла с другими нашими соотечественниками, которые буквально на следующий день попали в авиакатастрофу из аэропорта на острове Сан-Томе в Африке (государство Сан-Томе и Принсипи). Грузовой самолет Ан-74, бортовой номер UR-CKC, украинской авиакомпании CAVOK Air (имеет лицензию на транспортные авиаперевозки в США, Канаду, в страны Карибского региона, Бразилии и т.д.) на взлете будто бы столкнулся со стаей птиц и оказался в кювете. Машина разбилась. Четверо из шести членов экипажа получили телесные повреждения и были госпитализированы, еще двое отделались синяками. Везение? Мастерство? Роковая случайность? А может, обычная небрежность?.. Ничего нельзя исключать.

Разгон, удар, кювет – и уже никто никуда не летит

Первым о происшествии сообщил заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк: «Предварительная информация, это попадание стаи птиц в правый двигатель во время взлета. Все члены экипажа живы, но получили травмы. Держим ситуацию на постоянном контроле».

Бельгийский авиаресурс luchtzak.be, ссылаясь на нашего чиновника, приводит также и другие подробности катастрофы. По данным издания, в один из двух двигателей грузового самолета Ан-74ТК100 при взлете попала стая птиц. Экипаж прекратил разбег, но самолет не смог вовремя остановиться до конца взлетно-посадочной полосы (длина которой 2190 м). И на скорости выкатился за ее пределы до ограждения периметра аэропорта, жестко повредив при этом фюзеляж и крылья.

Знатоки летного дела сразу высказали предположение, что попадание птиц в один двигатель не может повлечь такие последствия. Комиссия конечно выяснит, что произошло, было ли это трагическим стечением обстоятельств, или чем-то еще, но в 99% подобных случаев причины аварий, говорят специалисты, другие. Грузовые самолеты обычно могут на одном двигателе достаточно уверенно держаться. Разве что перегруз или неудачный маневр...

В разговоре с журналистами Укринформ представитель CAVOK Air, который поднял трубку, был не многословен и категоричен: «Комментарии прессе мы не даем. К счастью, все пилоты живы, а все объяснения и отчеты об инциденте мы отправили в Министерство инфраструктуры, там и спрашивайте». Ни фамилии пилотов, ни то, что они везли и куда, отказался сообщать.

Из последующих комментариев Юрия Лавренюка «Громадському радіо» стало известно, что пилотов сначала доставили в местный госпиталь, оказали первую помощь, после чего они вернулись в гостиницу. Но впоследствии местные органы полиции снова «пригласили» их в госпиталь для взятия анализов на алко - и наркосодержащие вещества. «Экипажу не требуется какого-либо дополнительного лечения. Травм, которые могут угрожать жизни и здоровью членов экипажа, нет, - успокоил общественность заместитель министра. - Сейчас их состояние удовлетворительное. После взятия анализов на алко - и наркосодержащие вещества члены экипажа вернулись в отель. Далее будет решаться вопрос о доставке их в Украину».

Госавиаслужба предупреждает: дефект «железной» птички – опасен для здоровья

Ан-74 — модификация советского транспортного самолета Ан-72 для применения в условиях крайнего Севера, созданного в АНТК имени А. К. Антонова еще в начале 80-х годов прошлого века. Предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней дальности в любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах. К тому же размещение двигателей над крылом (за что самолет в сообществе авиаторов прозвали «Чебурашкой») практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке. То есть, самолет можно эксплуатировать в аэропортах даже с грунтовыми полосами.

Интересно, что по данным базы данных Aviation Safety Network, по состоянию на 2013 год было утеряно лишь шесть самолетов типа Ан-74 из около сотни существующих. С нынешним - уже семь... Кстати, у пяти машин проблемы произошли как раз на взлете. В одном случае - из-за перегруза и в четырех других – из-за отказа силовых агрегатов.

Оказалось, что конкретно эта украинская разбитая «птичка» UR-CKC (бесспорно красавица и гордость отечественного авиапрома), была уже немолодой. Свой первый полет она совершила в 1992 году, то есть 25 лет назад. С того времени налетала 2598 часов (почти треть ее летного ресурса). В 2000 году самолет был продан в Латвию, через 8 лет перепродан за $4 млн компании SWIFT SOLUTION FZC из ОАЭ. В 2011-м борт был замечен в Киеве, на аэродроме 410-го ремонтного завода.

Кстати, в сети нашелся интересный документ – Директива летной годности, выданная Государственной авиационной службой Украины ГП «Антонов» в июне этого года для нескольких моделей самолетов, среди которых и модель Ан-74ТК100. Оказывается, в одном из самолетов производства Харьковского государственного авиационного производственного предприятия нашли брак узлов двигателя, который способен был менять параметры взлетного режима. Документ рекомендовал всем эксплуатантам указанных моделей воздушных судов перед очередным взлетом выполнить проверку узлов, и в случае обнаружения дефекта сообщить об этом ГП «Антонов» и Госавиаслужбу.

Не исключено, что в упомянутом событии причиной могли были не только птицы. Хотя это в конечном счете не отменяет мастерства украинских пилотов, которые достойно справились с внештатной ситуацией. Ну, почти достойно.

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-