Отныне не абитуриент идет на бюджетное место, а оно «приходит» в вуз вместе с ним

Отныне не абитуриент идет на бюджетное место, а оно «приходит» в вуз вместе с ним

Аналитика
2705
Ukrinform
Гибкие квоты на госзаказ: почему они стали сюрпризом вступительной компании, почему их доходчиво не объяснили абитуриентам и преподавателям?

Вступительная кампания - 2017 удивляет сюрпризами. 1 августа были обнародованы окончательные списки абитуриентов, прошедших на бюджет и в тот же день стало известно об окончательных квотах государственного заказа по всем специальностям и оказалось, что некоторые специальности в несколько раз “урезали”. Понятно, что это вызвало волну возмущения среди преподавателей, администрации ВУЗов и абитуриентов. Последние, в частности, рассчитывали на что-то одно и исходя из этого подавали документы, а преподаватели – потеряли «часы», на которые твердо рассчитывали. В частности, преподаватель Киево-Могилянской академии Екатерина Дыса в Facebook выразила возмущение: “До последнего нам (кафедре истории НаУКМА) обещали (и это отражалось во всех электронных базах) 26 бюджетных мест на бакалаврскую программу. Сегодня, во время обнародования результатов, выясняется, что количество мест нам сократили почти втрое!”

Что же произошло? Только потом выяснилось, что резкое сокращение бюджетных мест — следствие новой системы их распределения между университетами. Отныне есть общие списки абитуриентов, по всей стране, и те, кому достается бюджетное место, фактически “несут” его в университет. На первый взгляд кажется, что это - большой плюс для будущих студентов: теперь они могут сами выбрать университет, а не подавать документы туда, куда прошли “на бюджет”. Впрочем, нам непонятно, почему такое должно становиться «неожиданностью». То есть, есть претензии к коммуникации между МОН с одной стороны – университетами и абитуриентами – с другой. А еще новая “формула” вызывает много вопросов: действительно ли для абитуриента это позитив, или останется кто-то в проигрыше, какие подводные камни новой системы распределения госзаказа?

Чтобы найти на них ответ, мы обратились к эксперту — Егору Стадному, аналитику центра CEDOS (Центр исследования общества).

Теперь бюджетное место предоставляется не университету, а абитуриенту

До 2016-го года Министерство образования и науки распределяло бюджетные места между университетами. Еще перед поступлением абитуриенты знали количество вакантных мест на каждую специальность. И рассчитывали, что надо занять не ниже условного 20-го места в списке, чтобы поступить на бюджет. Но система изменилась - отныне не МОН распределяет бюджетные места между университетами, а абитуриенты. Как это выглядит? Например, правительство утвердило в 2017-м году 395 бюджетных мест по всей Украине на бакалаврскую программу по истории. Во время вступительной кампании формируется рейтинговый список абитуриентов по специальности “история” не в отдельном университете, а в целом по стране. И 395 первых лиц в этом рейтинге получают право “взять” бюджетное место и “унести” в университет, в который они подали документы, только при условии, что они поставили эту специальность своим наивысшим приоритетом.

Разница между системами - колоссальная. Преподаватели, студенты и абитуриенты не достаточно знакомы с тем, как уже второй год происходит распределение бюджетных мест. И убеждены, что во всем виновато МОН. А на самом деле оно, как и остальные государственные заказчики (Министерство здравоохранения, Минфин), формирует госзаказ по стране в целом.

Что это за “новая формула”?

Университеты имеют возможность самостоятельно определять коэффициенты для каждого компонента, который формирует конкурсный балл - сертификатов ВНО, аттестатов среднего образования, дипломов победителей Малой академии наук и всеукраинских олимпиад, сертификатов подготовительных курсов. За сертификат ВНО университет должен поставить коэффициент не менее 20%. Верхнего предела фактически нет, но сумма коэффициентов не может превышать 100%. И поэтому университеты могут определять разные коэффициенты на один и тот же предмет ВНО. Отсюда и получается разница в конкурсных баллах между различными университетами и между абитуриентами. У одного и того же самого абитуриента, который подает на историю в условные КНУ им. Шевченко и Могилянку, конкурсный балл может быть разным. Почему так происходит? Университеты имеют право определять приоритетные знания — кому-то важнее украинский язык, кому-то — иностранный язык, кому-то - история.

Другой вопрос, каким образом университеты пользуются этим правом? Наиболее “сообразительные” ставят максимально возможный коэффициент на те результаты ВНО, которые традиционно являются самыми высокими. Почему? Потому что так легче привлечь студентов.

Кто пострадает из-за малого количества бюджетных мест?

В ситуации с малым количеством квот на отдельные специальности виноват не кто иной, как администрация университетов. Они не смогли разобраться в правилах игры, не смогли проанализировать, какую лучше выбрать тактику.

Жертвами такой неудачной политики университета станут преподаватели. Малое количество набранных студентов приведет к меньшему объему нагрузки преподавателей. А это значит, к меньшему количеству ставок. И надо будет кого-то переводить на неполные ставки, возможно, кого-то увольнять. Это неприятно и хотелось бы, чтобы администрации признали свою ошибку и не возлагали ответственность на кого-то другого. А также им нужно найти способ, чтобы не увольнять преподавателей.

Малое количество бюджетных мест на отдельные специальности в том или ином ВУЗе показывает, что надо проводить большую работу, внимательно и ответственно анализировать цифры и факты перед тем как указывать в правилах приема весовые коэффициенты. Нужно анализировать конкурентов, моделировать ситуации и заранее предполагать, какие коэффициенты могут выставить другие ВУЗы.

Мы отошли от абсолютно несовершенной системы к системе, которая имеет серьезные проблемы

Эта система имеет свои недостатки. Главный из них — распределение мест теперь в руках абитуриентов. Скажем откровенно, 17-летний человек не совсем сознательно и обоснованно подходит к выбору места учебы и видению перспектив, что он будет делать через N-ное количество лет после выпуска. Абитуриенты подходят к этому выбору очень неподготовленными, а бюджетные средства идут за ними.

Но предыдущая система, когда МОН формировало госзаказ, была еще хуже. Потому что все зависело от воли одного министра и приближенных к нему чиновников. Это был ресурс административного давления в руках Министерства. Приближенным университетам — все, а тем, которые “брыкаются” - ничего. К такой системе возвращаться нельзя.

Каковы перспективы новой системы?

Еще пять лет эта система будет функционировать точно. Это лучший способ отойти от практики административного вмешательства в деятельность университетов. И нужно работать над тем, чтобы у абитуриентов было под рукой достаточное количество информации о ВУЗах, о тех специальностях, которые они выбирают. Проблема заключается также в том, что информации, понятной для родителей и абитуриентов, очень мало. Нет адекватного Реестра университетов, в котором должна быть такая информация: ВУЗы, специальности, показатель качества образования и заработок выпускников этой специальности. Мы этого не предоставляем нашим абитуриентам и они, как кота в мешке, выбирают себе специальности. Желательно было бы предоставлять информацию о возможностях для международного обмена, о преподавателях.

Также будущих абитуриентов надо учить делать тщательный выбор: для этого нужно внедрять специальные учебные программы для старшеклассников, где им будут объяснять, как выбирать университет, почему нужно, или не нужно получать высшее образование.

Через 5 лет все равно надо перейти к другой системе распределения финансирования. Надеюсь, что понятие “бюджетное место” выйдет из обихода. Оно сильно искажено и досталось нам еще от советских времен. Когда мы говорим “бюджетное место”, что мы представляем? Государство как бы дало деньги. Идеальный вариант — финансировать университеты, которые сами будут устанавливать, какое количество студентов они могут обучить за предоставленные государством деньги.

Анастасия Каплина, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-