7 августа. Памятные даты

205
Ukrinform
В этот день, в 1819 году, родился Пантелеймон Кулиш, украинский писатель, литературный критик, фольклорист, этнограф, историк, языковед, переводчик.

Пантелеймон Кулиш родился в с. Воронеж Глуховского уезда Черниговской области (ныне с. Воронеж Шосткинского района Сумской области) в семье зажиточного крестьянина, имевшего дворянское звание. Такое происхождение позволяло ему окончить университет, однако документального подтверждения дворянству не было, поэтому Кулиш стал лишь вольнослушателем лекций в Киевском университете. Позже он присоединился к движению украинофилов. Его подозревали в участии в Кирилло-Мефодиевском братстве, долго допрашивали и, обвинив в соучастии, приговорили к аресту и ссылке. Проведя вместе с женой некоторое время в Туле, Кулиш все же возвращается и продолжает писать. Интересно, что до этого он писал на русском, как и другие украинские писатели. Кулиш стал автором первой украинской фонетической азбуки, которую еще называли «кулешовка», или «система Кулиша». И, хотя впоследствии в нее были внесены некоторые изменения, она стала основой современного украинского правописания. Литературно-художественное и научное творчество Пантелеймона Кулиша очень разнообразно: он был и поэтом, и драматургом, писателем и фольклористом, этнографом и лингвистом, критиком, редактором и издателем. Прославился он еще и своей переводческой деятельностью. Кулиш дал возможность украинцам ознакомиться с шедеврами мировой литературы, переложив почти все произведения Шекспира, Гете, Гейне, Байрона, Шиллера и многих других. Вместе с Иваном Пулюем и Иваном Нечуй-Левицким сделал первый полный украинский перевод Библии. Вместе с тем, Кулишу принадлежит авторство первого украинского исторического романа под названием «Черная рада», в основу которого положены реальные исторические факты. Последние годы своей жизни писатель провел в имении своей жены (кстати, тоже была писательницей - писала под псевдонимом Анна Барвинок), на хуторе Мотроновка, что на Черниговщине. Сейчас там находится Историко-мемориальный музей-заповедник Пантелеймона Кулиша «Ганнина Пустынь».

Юбилеи дня:

 Фото: twitter

150 лет со дня рождения Эмиля Нольде (1867-1956), немецкого живописца и графика, представителя экспрессионизма, одного из самых изветных акварелистов ХХ в. Был гражданином Дании. Самому Нольде не нравилось, когда его называли экспрессионистом. Однажды он признался, что вздохнул с облегчением, когда «футуристы и конструктивисты стали претендовать на это название». Таким он и остался - уникальным художником, чудаком и отшельником. Только на очень короткое время он примкнул к художественному объединению «Мост», а затем к «Синему всаднику». Впрочем, если искать одного, характерного экспрессиониста, вполне возможно, что им окажется именно Нольде - художник впечатляющей интенсивности переживаний и редкой открытости в проявлении своих чувств, художник трагического темперамента и высокого религиозного напряжения. Для него, изначально недовольного собой, погруженного в меланхолию, живопись была единственным средством выражения и освобождения от сомнений, единственной возможностью жить. На собственный путь в искусстве Эмиль Нольде вошел в довольно зрелом возрасте. В юности он носил фамилию Ханзен, изменив ее впоследствии на название того небольшого села, где родился. В его жизнь навсегда вошол север с его суровыми и величественными пейзажами. Впоследствии он не раз будет путешествовать по северу Европы, живя в Дании, Швеции, Ютландии. Среда, в которой прошло его детство, тоже была простой, грубой и суровой - с тяжелой ежедневной работой, с Библией в головах, с молчанием, что и определило его характер. Побег в природу сделал его настоящим художником. Больше, чем частные художественные школы, дали ему также картины Милле и Гойи, Домье, Рембрандта и Тициана - художников, в которых он искал «внутренний огонь». Не прошли мимо его внимания Ван Гог, Гоген и слишком близкий ему по духу Мунк. Образы Нольде, трагические, иногда до безысходности, заставляют вспомнить великую традицию немецкой средневековой живописи и прежде всего Грюневальда. Нольде много работал в гравюре. Сначала это была сухая игла, впоследствии ксилография с ее резким сопоставлением черного и белого, грубыми, как вырубленными топором скульптурными формами. В 1937 году нацисты провозгласили искусство Нольде «дегенеративным», конфисковали 1106 работ (большинство из которых сожгли) и запретили ему заниматься творчеством. Художник работал тайно. Это были преимущественно пейзажи, натюрморты с цветами, часто акварели (художник называл их «написанными картинами») - и в этой технике художник достиг виртуозного совершенства. Его красные маки, лиловые тюльпаны - это как будто цвет в чистом виде, светлый, свободный и прекрасный, не обремененный драматической экспрессией. Легкие, импровизированные акварели Нольде, выполненные на влажной японской бумаге, - самая светлая часть его творческого наследия.

Годовщина смерти:

126 лет со дня смерти Александра Николаевича Поля (1832-1890), украинского предпринимателя и общественного деятеля, краеведа, первого Почетного гражданина Екатеринослава (ныне Днепр). Собранная им коллекция предметов старины (ок. 5 тыс.) стала основой для создания музея его имени в Екатеринославе (ныне Днепровский исторический музей). Кроме этого, Поль открыл железную руду Криворожья и приложил немало усилий для развития отечественной металлургии. Родился Александр Поль в селе Малоалександровка под Верхнеднепровском, в семье помещика. Его отец происходил из англо-шведского кардинальского рода, мать была внучкой украинского гетмана Павла Полуботка. После окончания юридического факультета Дерптского университета (ныне. Тарту, Эстония), Александр Поль в свободное время много путешествовал Екатеринославской губернией, осматривал местные достопримечательности - курганы, городища, урочища и собирал фольклорный материал по украинским хуторам. Во время одного из таких путешествий, у небольшого поселка Кривой Рог он неожиданно наткнулся на обнажения железной руды. Более 15 лет понадобилось Полю «пробивать» идею промышленной добычи железной руды. На родине понимания он не нашел, зато поддержали французы. В Париже было создано «Акционерное общество железняка Кривого Рога», которое начало свою деятельность добычей руды для завода Юза в Донбассе, а затем, вместе с ростом масштабов, и для всего края. Вскоре возникла проблема транспортировки: нужна была железная дорога, которая соединила Кривой Рог с Донбассом. И снова Александр Поль писал различные просьбы в Петербург; ездил, обивал пороги столичных министерств и ведомств, доводя выгодность проекта. И это дело Поль довел до конца. В мае 1884 года железные дороги из Донбасса в Кривой Рог и мост через Днепр в Екатеринославе было введено в эксплуатацию, а через три года была задута первая домну. За короткое время провинциальный степной Екатеринослав превращается в один из крупнейших индустриальных центров не только Украины, но и всей Российской империи. В советское время имя этого человека, который столько сделал для родного края, замалчивалось. Его скромно называли «краеведом», а в 1954 году уничтожили даже могилу.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-