Кто и зачем повез уже “художников” в Россию на «пленэр»

Кто и зачем повез уже “художников” в Россию на «пленэр»

863
Ukrinform
Поддельные документы, 100-процентная закрытость, финансирование из фондов агрессора... Неужели нет оснований остановить чуму “культурной русификации”?

Не успела Сеть оправиться от скандала с украинскими школьниками, которых отправили в Москву и Санкт-Петербург для участия в учебно-образовательной программе Россотрудничества “Здравствуй, Россия!”, как уже разгорается очередной. Стало известно о поездке молодых художников в Новгород, где им предстоят “пленэры, творческие встречи и дискуссии”. Об этом говорится на сайте все того же Российского центра науки и культуры в Киеве.

Отмечается, что проект «Три Софии» реализуется Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества стран СНГ при поддержке Россотрудничества, представительством которого в Украине является Российский центр науки и культуры, Министерства информации Беларуси, а также Украинского фонда культуры. Мероприятие приурочено к 1030-летию Крещения Руси. “Итоговая выставка будет развернута 2 сентября в Софийском соборе в Полоцке и станет одним из главных событий празднования 1155-летия этого древнего белорусского города и 500-летия белорусского книгопечатания”, – говорится в сообщении.

На фото: група молодих художників, які 16 серпня відправилися на
На фото: группа молодых художников, которые 16 августа отправились на "пленэр" в Великий Новгород (Россия)

«Художников» вывозят в Россию так же, как «школьников»

Примечательно, что никаких подробностей о поездке художников на “пленэры” в Великий Новгород, точно так же, как и в случае с «экскурсией школьников», на сайте российского центра не раскрывается - только фотография группы улыбающихся в объектив молодых людей, судя по всему студентов. Поэтому в первую очередь мы попытались выяснить, кто они. Обратившись в Национальный союз художников Украины (НСХУ), Национальную академию искусств Украины, а также Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры, услышали один и тот же ответ: “Ничего об этом не знаем и отношения к этому не имеем”.

Уже традиционно отказались озвучить детали поездки и в Российском центре науки и культуры в Киеве: “Все сотрудники сейчас в отпуске. Звоните в первых числах сентября или ищите необходимую информацию на сайте”. Мы так и сделали. Уделив десять минут своего времени выяснили, что подобные «культурные» проекты проводились и раньше. Только в нынешнем году уже прошли презентации альманаха молодых поэтов России, Украины и Беларуси “Terra poetica”, состоялись семинары и творческие дискуссии “Особый театр для особого зрителя”, которые объединили режиссеров, драматургов, педагогов и психологов из трех стран... Что касается художественного проекта “Три Софии”, то, судя по информации, размещенной на сайте, он проходит впервые.

Нам удалось найти одну из участниц упомянутого проекта. Ею оказалась Ольга Дидковская, житомирская художница, член Национального союза художников Украины, руководитель Богунской районной партийной организации “Зеленый Тризуб” (судя по названию, партия – националистически-патриотически-экологическая. – Авт.) в городе Житомире.

На фото: житомирська художниця Ольга Дідковська (ліворуч) і керівник представництва
На фото: житомирская художница Ольга Дидковская (слева) и руководитель представительства "Россотрудничества" в Украине Константин Воробьев

В рамках “Трех Софий” она представила пасхальное яйцо «писанку» с изображениями Софийских соборов в Киеве, Полоцке и Великом Новгороде. Мы позвонили госпоже Ольге с просьбой прокомментировать свое участие в проекте:

Дидковская: “На мой взгляд, это художественное мероприятие - высокодуховная идея. Мою работу - писанку, на которой изображены три Софии - ранее экспонировали в Киеве на Михайловской площади. Вскоре она появится на выставке в Полоцке”.

На вопрос, почему она сейчас не на “пленэрах” в России, художница ответила, что учитывая события на востоке Украины ехать туда отказалась.

Дидковская: “В Великий Новгород я не поехала. Думаю, сами понимаете почему. Буду только на выставке в Полоцке. Впрочем, насколько мне известно, туда отправились четыре украинских художника, преимущественно молодежь. Не знаю, кто они и откуда. Лучше спросите об этом у организаторов”.

С оккупантами не сотрудничаем

На сайте Российского центра указано, что поездка украинских художников реализована при поддержке Украинского фонда культуры. Информации о Фонде немного. К примеру, украинская Википедия пишет, что это первая неправительственная благотворительная организация, основанная в 1987 году, которая “действует на ниве возрождения и развития национальной культуры всех народов, проживающих на территории Украины”. На просьбу журналистов Укринформа прокомментировать причастность Украинского фонда культуры в организации поездки художников в страну-агрессора, и.о. председателя Фонда Александр Вакуменко удивленно ответил, что впервые об этом слышит.

Вакуменко: “Украинский фонд культуры не участвует в проектах Российского центра науки и культуры. Скажу больше, пока на востоке гибнут наши ребята, о сотрудничестве с оккупантом нечего говорить. Все, что написано у них на сайте - не соответствует действительности. Напишите, что это официальная позиция Фонда”.

Кроме того, по словам Александра Вакуменко, появились мошенники, которые от имени Фонда пытаются подделать их бланки.

Вакуменко: “Появились документы, визуально очень похожие на бланки Украинского фонда культуры, которые используются будто бы от нашего имени. Кому и зачем они нужны - неизвестно, но теперь, кроме собственной подписи, я ставлю еще и печать Фонда”.

Что ж, ситуация вокруг подделки бланков Фонда - еще один случай для расследования. Конечно, мы не беремся никого преждевременно обвинять, но если выяснится, что к мошенничеству с документами причастны сотрудники Российского центра, то, по УК Украины, им грозит уголовная ответственность. Или нет?

Кроме того, на момент написания материала выяснилось, что в соцсети Фейсбук существует якобы официальная страница Украинского фонда культуры (с реальными телефоном и электронной почтой Фонда), на которой 20 августа кто-то опубликовал новость об экспедиции "Три Софии", участники которой прибыли в белорусский Полоцк.

 

Тогда мы снова позвонили господину Вакуменко, который заявил, что у Украинского фонда культуры в Фейсбуке страницы нет. "Это провокация. Фонд не ведет двойную политику, если нужно, то я готов дать пресс-конференцию по этому поводу. Что касается почты, указанной на фейковой Фейсбук-странице Фонда, то она действительно моя, но я не пользуюсь ею уже давно, когда понял, что кто-то вмешался в эту почту: начал читать и пересылать сообщения от моего имени. Поэтому я создал себе две новых: одну - на Gmail, а другую - на Ukr.net", - добавил он.

Культурная оккупация” Европы

Мы поинтересовалась и обнаружили: Российские центры — это распространенное явление не только на “постсоветском” пространстве. Кому и зачем нужны, якобы “культурные” центры в Европе - ответ, как и, собственно, вопрос - банальные: финансируемые и контролируе направления правительством РФ, они пытаются сформировать в информационном поле стран Запада политические “группы поддержки”, которые бы продвигали пророссийскую мнение и занимались пропагандой “русского мира” (См. Ниже - карта "русских центров" в мире. // Источник: http://russkiymir.ru/rucenter/).

К примеру, в Италии, как и в Украине, такими центрами являются “Россотрудничество” и “Русский центр науки и культуры”. Об этом пишет Дмитрий Снегирев, лидер ГИ “Права справа”, в своем блоге, опубликованном на сайте “24 Канала”. По его словам, среди “организаций соотечественников”, которые получают организационную и финансовую поддержку со стороны РЦНК, – культурная ассоциация “Русское поле”, которая периодически проводит акции в поддержку так называемых “Л/ДНР”. “Во время уличных акций активисты “Русского поля” распространяют среди итальянцев лживую информацию о том, что правительство в Киеве занимается геноцидом русскоязычных жителей Донбасса”, - заявляет Снегирев.

В свою очередь, Сергей Борщевский, украинский дипломат, поэт, переводчик, к которому Укринформ обратился за комментарием, отметил, что советские культурные центры за рубежом всегда были сердцевиной шпионов и орудием пропаганды.

Сергій Борщевський, дипломат, перекладач // Фото: gazeta.ua
Сергей Борщевский, дипломат, переводчик // Фото: gazeta.ua

Борщевский: “Думаете, в стране, президент которой назвал распад СССР крупнейшей геополитической катастрофой ХХ века, подходы изменились? Я еще в прошлом году обратил внимание наших чиновников на то, что представительство “Россотрудничество” предложило украинским школьникам конкурс “Наша Родина - СНГ”, понимаете - не Украина, а химерная СНГ? Вот к какой мысли подводят наших детей. И что, кто-то отреагировал? Имею в виду, прежде всего, Минобразования, МИД и СБУ. Надо понимать: “Россотрудничество” не культурный центр наподобие Института Гете или Альянс Франсез. “Россотрудничество” в Киеве во главе с бывшим сотрудником ЦК ВЛКСМ господином Воробьевым, как и в Одессе, как и в любом другом городе мира, это инструментом продвижения интересов так называемого “русского мира”. Поэтому вопрос к украинской власти (а вопрос гораздо шире, он касается всей гуманитарной сферы) очень простой: нужно ли нам продвижение не просто чужих, а враждебных интересов?”

На вопрос журналиста, могут ли украинские правоохранители законным образом пресечь деятельность таких центров “пропаганды”, дипломат ответил, что не надо искать никаких правовых механизмов для пресечения сотрудничества с агрессором.

Борщевский: “Кто-нибудь помнит, чтобы во время Второй мировой в Англии действовали некие структуры ведомства господина Геббельса? И не надо искать никаких правовых механизмов для пресечения деятельности “Россотрудничества” в Украине. Своей агрессией Россия растоптала несколько сот подписанных и ратифицированных ею договоров - двусторонних с Украиной и многосторонних в рамках ООН, ОБСЕ, Совета Европы и других международных организаций. И закрытие этого вражеского гнезда в Украине при подобных обстоятельствах не требует оправданий. Вообще, о каком сотрудничестве с агрессором может идти речь? Это театр абсурда какой-то. Но враг чувствует себя на нашей территории как на собственной, и когда совершает политические убийства, и когда ведет воздействие на целевую, в данном случае молодежную, аудиторию. Я считаю, что гуманитарные аспекты российской агрессии давно должны были бы стать темой заседания СНБОУ”.

В завершение господин Борщевский дал совет, как не допустить подобных скандалов, наподобие “экскурсии” школьников в Москву и Санкт-Петербург и “пленэров” в Великом Новгороде. По его словам, украинской власти нужно исходить из фундаментального принципа взаимности в дипломатии, ведь украинский язык, книга, газета, театр в России просто не существуют. Кроме того, утверждает эксперт, абсолютно насущная задача - избавиться в гуманитарных министерствах от тех чиновников, которые этого не понимают.

С экспертом трудно не согласиться. “Культурным” отрядам, которые беспрепятственно продолжают работать, несмотря на прямой акт агрессии со стороны РФ, надо противодействовать. Ведь иначе это означает, что мы играем на стороне врага, облегчая ему достижения пропагандистских целей. Фактически, мы готовим молодую замену «людям русской культуры», “росскоязычным” и их защитникам. Оно нам надо?

Мирослав Лискович, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-