Наши сокровища за годы Независимости

Наши сокровища за годы Независимости

997
Ukrinform
Какие события в жизни регионов Украины их жители считают самыми заметными за все время Независимости

Сегодня модно говорить, что важнейшим достижением современности является сама независимость нашего государства - дальше разговор или дискурс плавно перетекают на тему войны на востоке, патриотизма и других действительно важных вещей. Но мы не будем говорить об этом сегодня. В предпраздничные дни, когда Украина готовилась к празднованию Дня Независимости, мы попросили собственных корреспондентов в разных областях нашей страны подумать и расспросить людей о том, что можно считать важными и позитивными событиями в жизни именно их регионов за все годы независимости. Мы были удивлены, насколько разными, но при этом интересными и весомыми, являются наши достижения в науке, культуре, экономике – поэтому решили поделиться результатами этих исследований. Итак сегодня вспоминаем о наши сокровища и места силы. И все будет Украина!

ЛЬВОВ: ПАПА, ЕВРО, НАСЛЕДИЕ ЮНЕСКО И КНИГИ

За более чем четверть века Независимости в городе Льва произошло немало важных событий, которые повлияли не только на город, но и весь край.

Репутацию одного из главных интеллектуальных событий страны снискал Форум издателей, который каждый сентябрь проходит во Львове еще с 1994 года.

Форум объединяет книжную ярмарку и Международный литературный фестиваль. Он давно вышел за рамки книжного или культурного события. Здесь проходят дискуссии, лекции, презентации книг, общение с экспертами, мастер-классы. В эти дни во Львов приезжают известные писатели со всего мира. Среди почетных гостей Форума были бразилец Пауло Коэльо, норвежец Юстейн Гордер, известный австрийский писатель в жанре художественного репортажа, эссеист, редактор Карл-Маркус Гаус, поэт, номинант на Нобелевскую премию по литературе Илья Каминский (США), писатель и журналист Земовит Щерек (Польша) и другие.

В декабре 1998 года Львов внесен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Под регистрационным номером 865 теперь здесь значится исторический архитектурно-градостроительный комплекс в центральной части города с ансамблем собора св. Юра и горой Высокий замок общей площадью около 120 гектаров.

Таким образом старинный город по праву занял место рядом с Парижем, Венецией, Римом, Флоренцией, Виченцей.

Этот результат был достигнут благодаря подвижнической многолетней работе научной общественности Львова. В 1992-1993 годах специалистами кафедры реставрации и реконструкции архитектурных комплексов Львовской политехники была выдвинута идея о внесении памятников исторического центра Львова в Список ЮНЕСКО. Это было обосновано в многочисленных работах и документах, и наконец, нашло свое логическое завершение. Львов получил международный памятникоохранный статус. Это создало предпосылки для несколько иной ориентации развития города и его структур. Переориентация постепенно коснется всех сторон жизнедеятельности – от памятникоохранных до экономических норм.

Еще одним из знаменательных событий стал визит во Львов Папы Иоанна Павла II.

25 июня 2001 года, в день прибытия во Львов, Иоанн Павел ІІ посетил кафедру Вознесения Пресвятейшей Девы Марии РКЦ и Армянский кафедральный собор, затем прибыл в Собор святого Юра, где посвятил короны для чудотворной иконы Теребовлянской Богородицы. Его сопровождали кардиналы Любомир Гузар и Марьян Яворский.

На следующий день утром на ипподроме состоялась Служба Божья в латинском обряде. Там были беатифицированы мученики Римско-Католической Церкви архиепископ Львовский Юзеф Бильчевский и основатель Конгрегации Сестер Милосердия св. Иосифа отец Зигмунт Гораздовский, которые в 2005 году были канонизированы Папой Бенедиктом XVI. А еще во время визита в Украину Папа беатифицировал 28 слуг божьих УГКЦ – украинских мучеников, духовных лиц и одного мирянина.

Через много лет после визита Папы, уже во время его беатификации, глава УГКЦ Святослав Шевчук сказал, что Папа «навсегда войдет в историю и нашей церкви и украинского народа как тот, кто беатифицировал мучеников коммунизма”.

Вечером после службы на площади, которая теперь названа в память об Иоанне Павле II, перед церковью Рождества Пресвятой Богородицы на Сыхове (современный район Львова, – Ред.), несмотря на дождь, собралось около 600 тысяч молодых людей на встречу со Святейшим Отцом. Непогода стала поводом услышать от Иоанна Павла II несколько слов, не предусмотренных официальным протоколом. Во время своего выступления он отреагировал на обильные капли шуткой: Deszcz pada, dzieci rosn? («Дождь падает – дети растут»).

В те дни Львов посетило около 2 млн паломников.

Известным на всем Старом Континенте сделал Львов чемпионат Европы по футболу Евро-2012 – третья по масштабам событие в мире после Олимпийских игр и чемпионата мира по футболу. В городе состоялось три матча с участием сборных Португалии, Германии и Дании.

Евро-2012 стало стимулом для обновления дорожной, транспортной и спортивной инфраструктуры. К этому событию в областном центре построен стадион «Арена Львов», который вмещает почти 35 тысяч человек. После чемпионата стадион стал не только ареной для спортивных соревнований, но и местом выступлений популярных певцов, проведения экономических форумов, медиа-конференций и других событий. Еще одна инфраструктурная обнова города – новый терминал Международного аэропорта «Львов» имени Короля Даниила Галицкого. Сверхсовременное сооружение может принимать втрое больше самолетов и до 2 тысяч пассажиров в час. Новый аэропорт – крупнейший в Западной Украине по пассажиропотоку и маршрутной сети. Отсюда можно улететь в Австрию, Германию, Польшу, Турцию, Чехию, Италию и в другие страны.

Евро-2012 стало и качественным толчком для развития туристического, гостиничного, ресторанного бизнеса, создало новые рабочие места, дало прибыль городскому бюджету.

ДНЕПР: МЕТРО, ПЕТРИКОВКА И КОСМОС

На Днепропетровщине одним из достижений за годы Независимости является Днепровское метро. Хоть торжественная его закладка состоялась еще 20 февраля 1981 года, а в 1990-м были закуплены все эскалаторы, поскольку строительство вошло в завершающую стадию (90% готовности), само открытие наметили на 1991 год, но состоялось оно только 29 декабря 1995 года. Запустить удалось всего 6 станций общей протяженностью более 7 км. Но это первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада.

Интересно, что сейчас метрополитен Днепра получил второе дыхание и благодаря финансовым донорам проекта – Европейскому банку реконструкции и развития и Европейскому инвестиционному банку, а также турецкой фирме «Лимак», которая выиграла тендер, возобновлено строительство трех станций – «Центральная», «Театральная» и «Исторический музей». 15 июня нынешнего года в Днепре началась активная фаза достройки метро. Полноценную линию обещают запустить к 2021 году.

В 2013 году Петриковская роспись (поселок Петриковка, Днепропетровской области) внесена в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Днепропетровщина имеет также логотип «Петриковка», который был разработан в ответ на многочисленные обращения местной общины, для того, чтобы выделять те работы, которые созданы именно в Петриковке. Логотип — это цветок, выполненный полукруглыми мазками - известный всем элемент Петриковской росписи – «луковица». В Книгу рекордов Украины вошел 120-метровый Петриковский орнамент ручной работы. В создание этой росписи свой вклад сделали и признанные мастера кисти, и юные жители поселка, и европейские дипломаты.

За время независимости украинскими ракетами было совершено 148 пусков. Ракеты стартовали с космодромов Плесецк, Байконур, Уоллопс, платформы «Морской старт». На орбиту было выведено около 300 космических аппаратов по заказу различных стран мира. В разные годы на украинские ракеты-носители приходилось от 3,1 до 12,9% пусков. Наиболее активными были четыре первых года независимости, а самой популярной - ракета-носитель «Циклон-3». А одну из главных ролей в космической отрасли страны выполняет конструкторское бюро «Южное» (г.Днепр). Здесь были разработаны и изготовлены первая ступень для американской ракеты-носителя Antares и двигатель для европейской ракеты-носителя Vega.

ДОНЕЦК: ВСЕ БУДЕТ УКРАИНА!

Самое главное и знаковое событие в жизни Донецкого региона за годы независимости – это самоорганизация десятков тысяч людей на проукраинских митингах. Когда наперекор масштабной бешеной пропаганде антиукраинских сил как со стороны путинской России, так и со стороны местной власти в лицах сторонников Партии регионов, люди выходили под украинскими флагами на защиту государственности. Выходили несмотря на предательство всех силовых структур Донецка, вопреки нагнетанию истерии со стороны тогдашних губернатора и мэра (Андрея Шишацкого и Александра Лукьянченко) про «наступление нацистов на Донбасс» Яроша и “Правого сектора”. Вопреки всей антиукраинской почве, которую подготовила местная власть, культивируя у жителей “независимость Донбасса”, проводя, например, весной 2013-го (за год до конфликта) по центральным улицам Донецка марш против “националистов-бендеровцев” во главе с губернатором. Кровавые митинги весной 2014 года в Донецке показали желание патриотов края жить в украинском Донбассе.

Все другие достижения Донецкого региона за годы независимости Украины ждут того дня, когда над всем Донбассом будет восстановлена украинская власть.

Например, знаменитый международный легкоатлетический турнир по прыжкам с шестом «Звезды Шеста», который проводился в Донецке. С 1997 года он был включено в официальный спортивный календарь IААF. Турнир приобрел огромную популярность, стал известным во всем мире, за годы независимости на его соревнованиях было установлено 11 мировых и десятки национальных рекордов. За годы проведения турнира в нем приняли участие 130 атлетов из 30 стран мира, трижды Донецк становился свидетелем установления мировых рекордов среди мужчин и пять раз – среди женщин.

НИКОЛАЕВ: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, СУДОХОДСТВО И НАУКА

В 1991 году в Николаеве была создана частная компания "НИБУЛОН" – совместное украинско-венгерско-английское сельскохозяйственное предприятие, которое сегодня стало одним из крупнейших отечественных сельхозтоваропроизводителей, инвесторов и экспортеров, одним из лидеров отечественного аграрного рынка. Вместе с генеральным директором Алексеем Вадатурским, которому в 2007 году присвоено звание Героя Украины, соучредителями предприятия стали венгерская фирма KOMBISEED KFT и английская "Meridian Commodities Ltd."

Несмотря на изменения в экономической и политической ситуации Украины, «Нибулон» показал не только способность к выживанию, но и к стабильному развитию. За 24 года своей деятельности компания инвестировала в экономику Украины свыше 1,6 млрд долларов.

На сегодняшний день «Нибулон» состоит из 43 подразделений в 12 регионах Украины и обрабатывает 82,5 тыс. га земель.

Имеет собственный водный флот, в том числе и построенный на своем же судостроительном заводе.

Еще одно важное для развития региона, на этот раз уже государственное предприятие «Дельта-лоцман» основано в Николаеве в 1998 году с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореходства в территориальном море Украины, упорядочения структуры морских лоцманских служб в Северо-Западной части Черного моря. За короткий срок оно по региональной структуры выросло в мощный государственный центр управления и координации судоходства на морских коммуникациях Украины.

Сейчас «Дельта-лоцман» предоставляет услуги лоцманской проводки судов и регулирования движения судов в акваториях и на подходных каналах всех морских портов и терминалов Украины, на Бугско-Днепровско-лиманском (БДЛК) и Херсонском морском (ХМК) каналах, глубоководном судовом ходе (ГСХ) Дунай-Черное море.

Кроме того, подразделения «Дельта-лоцман» обеспечивают безопасность судоходства на всем Азово-Черноморском побережье Украины, на Днепре и украинской части Дуная.

ГП «Дельта-лоцман» работает над модернизацией и интеграцией всех объектов в единую систему в соответствии с концепцией Евросоюза VTMIS и ведет строительство стратегически важного для Украины проекта глубоководного судового хода (ГСХ) г. Дунай – Черное море по гирлу Быстрое.

Созданный в 1996 году группой ученых-энтузиастов во главе с неизменным и поныне его ректором Леонидом Клименко, современный Национальный Черноморский государственный университет имени Петра Могилы тогда был Николаевским филиалом Национального университета “Киево-Могилянская Академия”.

Несмотря на юный возраст, университет уже стал одним из самых влиятельных учреждений в этом регионе. Это единственный в южном регионе украинский университет классического типа, в котором широко применяются западные педагогические технологии в сочетании с отечественными традициями (Liberal Arts Education). Здесь привлекаются все новые образовательные технологии и принципы университетского управления.

За время его существования несколько раз менялось название вуза. В 2008 году был реорганизован в Черноморский государственный университет имени Петра Могилы.

В июне 2016 года – Указом Президента Украины ЧГУ им. Петра Могилы присвоен статус Национального.

По результатам деятельности в 2015-2016 годах университет занял 44 место среди 200 лучших учебных заведений Украины в ежегодном рейтинге вузов ЮНЕСКО «Топ-200 Украина».

На базе ЧГУ создан Информационный центр Европейского Союза.

ЗАКАРПАТЬЕ: СЭЗ, ТУРИЗМ, ГРАНИЦА И МЕДВЕДИ

На Закарпатье, в самой западной области страны, среди ключевых событий в новейшей истории края за годы независимости в первую очередь отмечают введение СЭЗ (специальной экономической зоны), благодаря чему в область пришли европейские предприятия-гиганты Jabil, Yazaki, Flex, чьи заводы и на сегодня остаются самыми крупными и едва ли не единственными в области, где закарпатцы имеют возможность работать за приличную зарплату (это в среднем 5-7 тыс. грн). Это хоть какая-то альтернатива вечным заработкам для местных. Официальная зарплата, трудовой стаж, соцпакет, иногда даже питание и довоз (поскольку Закарпатье – это в основном сельская местность, на заводы организован подвоз работников из сел).

СЭЗ на Закарпатье действовала с начала 2000-х, с принятием соответствующего закона, который гарантировал инвесторам 10 лет устойчивого ведения бизнеса в определенном режиме на определенных территориях. С внесением изменений в этот закон в 2005-м СЭЗ постепенно начала приходить в упадок, а потом и вовсе перестала существовать. Как следствие – упомянутые экономические гиганты не расширяют свои предприятия на Закарпатье, а делают это в соседней Венгрии. Затем, в начале этого года депутаты облсовета обратились к Президенту с просьбой восстановить СЭЗ на Закарпатье, что вызвало скандал на уровне страны в рамках еще одной серии вечной саги о «сепаратистском Закарпатье». Вместе с тем, как отмечают депутаты в обращении, из-за того, что начиная с 2005 года в области не зарегистрирован ни один инвестиционный проект в рамках СЭЗ «Украина, и Закарпатье в частности, потеряли возможность получить задекларированные инвестиции в размере 1,2 млрд долл. США. Проекты, зарегистрированные на территории СЭЗ «Закарпатье», недополучили 155 млн грн финансирования, а по области утрачена возможность дополнительного создание 6 миллионов рабочих мест».

Второй позитив времен Независимости на Закарпатье также связывают с иностранцами – речь о введении так называемого малого приграничного движения (сейчас оно действует для украинцев на территории трех стран – Польши, Словакии и Венгрии). Закарпатцы в этом смысле отмечают венгерское МПД – им имеют право воспользоваться жители 382 населенных пунктов Закарпатья, для получения нужен только документ, подтверждающий регистрацию в этих селах или городках и удостоверяющий факт вашего проживания там в течение последних трех лет. Разрешение дает право на многократный безвизовый въезд и непрерывное пребывание максимально продолжительностью 3 месяца на приграничных территориях Венгрии. Стоимость сбора на выдачу разрешения малого пограничного движения - €20. Пенсионеры, дети до 18 лет, лица на иждивении до 21 лет и инвалиды получают разрешение бесплатно. Этот документ дает возможность местным жителям выезжать в Венгрию на работу, также – за товарами, которые там иногда дешевле, чем в украинских торговых сетях.

В качестве третьего «плюсика» для Закарпатья времен Независимости стоит отметить развитие так называемого «зеленого» туризма. Не секрет, что Закарпатье всегда было регионом туристически привлекательным, но именно за последние годы в крае развился так называемый сельский или зеленый туризм – частные усадьбы, дегустационные залы, эко-фермы. В перечне – сыроварни, дегустационные залы мяса, вина, сыра, леквара, меда, крафтовые пивоварни – эти заведения стали брендовыми и за ними на Закарпатье сейчас едут туристы – в основном, правда, из Украины. И отведав всяких вкусностей, остаются довольны и приезжают снова. А хозяева, тем временем, имеют мотивы и средства развивать свое дело, не выезжая за границу.

Еще одним важным делом, сделанным на Закарпатье за время независимости, называют развитие дорог (например, капитальный ремонт трассы Киев-Чоп в 2000-х, возобновление сообщения между Киевом и Раховом-Тячевом, строительство нового тоннеля через Бескид, который оживит железнодорожное сообщение края с частью Украины по ту сторону Карпат).

В качестве плюса стоит назвать также открытие новых КПП на границе, хотя почти все они сейчас нуждаются в реконструкции, да и новые открывать пора – «безвиз» же!

А напоследок назовем еще создание на закарпатской Верховине единственного в стране Центра реабилитации бурых медведей – места, которое в народе назвали санаторием для косолапых, где медведи восстанавливаются в условиях, приближенных к природным, после жестокого обращения людей. Сейчас там находятся около двух десятков животных, а в этом году одна из медведиц даже привела детенышей.

ХЕРСОН: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ПЛАВУЧИЙ ДОК И АРБУЗЫ

В апреле 2013 года в городе Цюрупинск (Олешки) Херсонской области состоялась церемония официального открытия построенного здесь нового завода по изготовлению гофрокартонной тары ООО «Дунапак Таврия». Его мощность – 150 млн квадратных метров гофрокартонной тары в год. Предприятие выпускает тару, в которую можно упаковывать овощи, фрукты, бахчевые культуры и другую продукцию. «Дунапак Таврия» реализует свою продукцию на юге Украины, а также в других регионах и странах. ООО «Дунапак Таврия» - структурное подразделение австрийской компании Prinzhorn Holding.

Весной 2016 года (28 апреля) Херсонский государственный завод «Паллада», входящий в структуру Государственного концерна «Укроборонпром», сдал южноафриканской компании «Southey Holdings PTY ltd» построенный на предприятии плавучий железобетонный док грузоподъемностью 8,5 тыс. тонн. Стоимость дока – 200 млн гривен. В церемонии сдачи дока принял участие Президент Украины Петр Порошенко.

Летом 2017 года Херсонщина снова начала отправлять свои знаменитые арбузы потребителям до Киева речным транспортом по Днепру – 31 июля из г. Голая Пристань отправилась баржа, на борту которой было 250 тонн арбузов для киевлян и гостей столицы. До этого рейса в последний раз херсонские арбузы плыли до Киева по Днепру еще 14 лет назад.

ОДЕССА: ПОРТЫ, ТЕРМИНАЛЫ И ПАРОМНАЯ ПЕРЕПРАВА К СОСЕДЯМ

За годы независимого развития Украины вблизи Одессы создана на основе государственно-частного партнерства мощнейшая на Черном море Группа терминалов компании "Трансинвестсервис" (ТИС). В акватории порта Южный, за 22 километра на северо-восток от Одессы, построено за счет иностранных инвесторов 6 мощных причалов длиной около полутора километров и глубиной 15 метров, углублена акватория Аджалыкского лимана на 6,5 млн кв метров на площади 50 га и проведена экскавация более чем 7 млн кубометров грунта на сушу. Сейчас в Группу ТИС входят 5 современных терминалов: ТИС-Зерно, ТИС-Минудобрения, ТИС-Руда, ТИС-Уголь и ТИС-Контейнеры.

На базе заброшенного строения "Лиман" возникла крупнейшая портовая инфраструктурная компания, которая владеет и управляет терминалами, в том числе собственной железнодорожной станцией, обеспечивающей пропускную способность 52 пары поездов в сутки. Группа ТИС стала крупнейшим налогоплательщиком Одесской области - в 2016 году компания уплатила в бюджет свыше 1 млрд гривен налогов, ею создано около 4 тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. На очереди – строительство терминала сжиженного газа, который послужит дальнейшему укреплению экономического суверенитета Украины.

Строительство современной автотрассы "Одесса-Рени" с выходом на Бухарест обусловило потребность возведения на Дунае мощной паромной переправы "Орловка-Исакча", которая будет введена в эксплуатацию до конца 2017 года и сократит на 200 километров путь из Одессы в регионы Румынии, Болгарии, Турции, а также некоторые районы Греции. Стратегический объект возводит украинское ООО "Паромный комплекс Орловка" и румынская компания "Navrom Bac SRL" – каждая на своем берегу. Общий объем инвестиций – 12 млн евро. На паромной линии на Дунае будут постоянно двигаться два парома - один украинского оператора и второй румынского. График отправки паромов – каждые 30 минут. Ежесуточно паромная переправа "Орловка–Исакча" обеспечит движение в направлении Румынии и Украины около 1 тысячи единиц транспорта и пассажиров. При сокращении расстояния и времени на процедуры контроля суммарный выигрыш транспортников, которые будут перевозить грузы из Украины в страны Евросоюза, составит 10-12 часов.

ЗАПОРОЖЬЕ: КАЗАЦКАЯ СЛАВА, ПЕРВЫЙ ВЕРТОЛЕТ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ЭНЕРГЕТИКА

За годы независимости Запорожье не только сохранило славу одного из крупнейших промышленных центров Украины (на территории области больше 160 крупных промпредприятий), но и стало важным центром возрождения национального самосознания, а также развития передовых технологий.

Хортица – остров казацкой славы.

В 2004 году на территории острова Хортица началось строительство «Запорожской Сечи» - обобщенного образа казацких сечей XVI-XVIII вв. и символа славы украинского казачества. Официальное открытие историко-культурного комплекса, который представлял собой огороженную частоколом деревянную крепость с казацкой церковью, военной канцелярией, домом кошевого атамана, шалашами, оружием и многочисленными тематическими экспозициями, погружающими гостей “Запорожской Сечи” в овеянную славой эпоху запорожского казачества, состоялось в 2009 году. С тех пор комплекс «Запорожская Сечь», как и остров Хортица в целом, – не только один из интереснейших туристических объектов Запорожского края, но и символ возрождения духовности и национального самосознания украинцев. Здесь постоянно ведутся раскопки древних святилищ, организуются фестивали, выставки и реконструкции, создается музей кораблестроения, работает конный театр «Запорожские казаки» и функционирует немало других туристических объектов. Остров Хортица посещают лидеры государств, иностранные делегации и около миллиона туристов ежегодно.

Запорожский край также флагман альтернативной энергетики. Энергетика – визитка нашего края: на территории области работают крупнейшая в Европе атомная станция – Запорожская АЭС, самая мощная тепловая электростанция Украины – Запорожская ТЭС и легендарный объект гидроэнергетики – запорожский ДнепроГЭС, которые вместе производят около 1/4 всей электроэнергии в Украине.

В 2011-м Запорожье стало еще и флагманом отечественной альтернативной энергетики – в регионе началось строительство крупнейшего в стране ветропарка – «ДТЭК Приазовский» проектной мощностью 550 Мвт. В рамках реализации этого проекта в 2012-2014 гг.г. на территории области была введена в эксплуатацию крупнейшая ветроэлектростанция Украины – «Ботиевская ВЭС» с 65 ветровыми турбинами, суммарной мощностью 200 МВт. Инвестиции в строительство станции составили около 340 млн. евро. Сегодня «Ботиевская ВЭС» входит в «топ-5» крупнейших ветроэлектростанций Центральной и Восточной Европы и является существенным шагом в развития в Украине производства экологически чистой энергии.

В канун 26-й годовщины Независимости Украины в Запорожье презентовали «Надию» – первый украинский вертолет, над которым запорожские предприятия «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс» работали более 10 лет. Первый отечественный гражданский вертолет рассчитан на 7 пассажиров и дальность полета – 1000 км. «Надия» может иметь несколько модификаций: вертолет может быть адаптирован для патрулирования дорог, мониторинга трубо- и газопроводов, для нужд санитарной авиации, подразделений ГСЧС, сельского хозяйства, а также для оборонных целей. Сейчас первый украинский гражданский вертолет проходит сертификацию. Начало серийного производства запланировано на 2018 год.

ХАРЬКОВ: НОВЫЕ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ЕВРО И “ИСТОЧНИК НЕЙТРОНОВ”

Авария на Диканевке в 1995 году побудила пересмотреть финансирование целой отрасли. 29 июня 1995 года сильный ливень, начавшийся ночью, вывел из строя Диканевские очистные сооружения, и Харьков на месяц остался без питьевой воды. Кроме того были размыты трамвайные линии, частично затоплена Салтовская линия метрополитена.

Огромными потоками сточных вод были заражены реки Харьковщины, опасность заражения нависла над Донецкой областью. Санитарные врачи говорили об эпидемии холеры, а местные жители пытались выехать из города.

Работы по восстановлению Диканевских очистных сооружений продолжались 10 лет при участии зарубежных партнеров – даже НАТО прислало уникальный насос – и обошлись в 140 млн грн. Тогда же была создана новая система защиты, перепланирована вентиляция, подведена дополнительная система электроснабжения и построен дублирующий коллектор: авария произошла потому, что единственный коллектор не выдержал нагрузки.

Специалисты утверждают, что чрезвычайных ситуаций такого масштаба не случалось ни на одних очистных сооружениях в мире, и что благодаря именно этой катастрофе в Украине были пересмотрены подходы к финансированию очистных сооружений.

Харьковская ядерная установка «Источник нейтронов» стала свидетельством успеха в борьбе против распространения ядерного оружия. Эта установка построена в декабре 2014-го силами украинских и американских ученых на базе Национального научного центра "Харьковский физико-технический институт" НАН Украины.

В церемонии старта пуско-наладочных работ совместно с харьковскими учеными приняли участие заместитель госсекретаря по вопросам международной безопасности США Роуз Геттемюллер и Посол США в Украине Джеффри Пайетт.

"Мы уже несколько лет работаем с Украиной над этим проектом, который улучшит украинскую физическую ядерную науку. Это также свидетельство большого успеха в борьбе за нераспространение ядерного оружия”, – отметила в своей речи Роуз Геттемюллер.

По ее словам, установка обеспечит возможность производить изотопы для промышленного и медицинского использования: "Установка будет эксплуатироваться по всем стандартам безопасности. Ее также будут использовать для международных исследований".

Строительство установки "Источник нейтронов" началось в 2013 году за счет более 70 млн долларов, выделенных США в обмен на вывоз с Украины всех запасов высокообогащенного урана.

Еще одной важной страницей в истории Харькова было проведение в городе в июне 2012 года матчей Евро-2012.

В Харьков съехались футбольные фанаты со всей Европы. На главной спортивной арене – стадионе "Металлист" сыграли сборные Нидерландов, Дании, Германии и Португалии. На месяц площадь Свободы превратилась в огромную фан-зону.

В наследство от чемпионата харьковчане получили стадион элит-класса «Металлист», мощный международный аэропорт «Харьков», новые гостиницы, дороги и комфортабельный общественный транспорт, отремонтированные больницы, развитую туристическую инфраструктуру и бесценный опыт организации крупных спортивных праздников: 5 лет подготовки и расходы 15 млрд грн.

По материалам собственных корреспондентов Укринформа


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-