«Евробляха-кризис»: А рыночной экономикой не пробовали?

«Евробляха-кризис»: А рыночной экономикой не пробовали?

539
Ukrinform
Так заботились о национальном автопроизводителе, что получили экономический эффект под названием «евробляха». И что со всем этим теперь делать?

Украинская независимая экономика, кажется, еще никогда не получала столь ясного рыночного сигнала, как в ситуации с так называемыми «евробляхами» - автомобилями, завезенными в Украину без растаможки. При существующем протекционизме национального автопроизводителя и отсутствии более-менее справедливой политики растаможивания, возникли всевозможные схемы нелегального ввоза машин с уходом от уплаты таможенной пошлины и акциза. Причем количество таких машин в Украине возросло настолько быстро, что интересы их местных владельцев вошли в клинч с интересами другой части общества. Государственная фискальная служба заявила, что по состоянию на июль 2017 года в Украине незаконно находились больше 52 тыс. автомобилей на иностранных номерах. Общественные организации и активисты приводят цифры на порядок больше.

Люди разделились на два лагеря - тех, кто категорически «за» и кто «против» владения и использования машин на заведомо противоправных, но экономически обоснованных условиях. Протестуя, «автолитовцы» «автополяки» и другие «автоиностранцы» пытаются выбраться из создавшегося правового тупика, а общество и власть теперь должны искать компромисс.

Старую истину никто не отменял: что дешево, то сердито

Акция автомобилистов на иностранных номерах "За доступную растаможку каждому украинцу" продлится в Киеве в бессрочном режиме. Об этом заявил один из организаторов протестной акции, председатель общественной организации "Авто Евро Сила" Олег Ярошевич. "Будем продолжать акцию, пока не будет конструктивного решения вопроса", – сказал активист на пресс-конференции 6 сентября. По данным организаторов акции, в ней принимает участие около 5 тысяч человек.

Акція автомобілістів на іноземних номерах
Акция автомобилистов на иностранных номерах "За доступную растаможку каждому украинцу" под Верховной Радой

Владельцы автомобилей, купленных дешево в странах Европы, должны периодически вывозить их за пределы Украины (в случае, если машина зарегистрирована на иностранное юрлицо) или же растаможить в течение 10 дней (если авто принадлежит иностранцу физическому лицу), что выливается в нереальные суммы. Юридически схема заключается в оформлении доверенности от иностранцев на автомобили с иностранными номерами. Подобный режим пользования, конечно же не устраивает никого, и владельцев дешевых машин тоже - и поэтому они требуют от власти, во-первых, установить более справедливые пошлины, во-вторых, снять ограничения по стандарту Евро 5, согласно которому в Украину нельзя ввозить машину старше 2008 года. В-третьих, прекратить преследование владельцев автомобилей на еврономерах до ввода доступного растаможивания и отменить ограничения на их перепродажу.

Основная суть претензий в том, что при отсутствии доступных механизмов кредитования на покупку импортного автомобиля в Украине и завышенную цену машин отечественного производства (тех же «ланосов» простейшей модификации), не может цена растаможки купленного за границей автомобиля быть больше стоимости самого автомобиля.

По сети даже гуляет ироничная история о том, как «Запорожец» 1991 г.в. в порядке эксперимента сначала продали в Польшу и поставили на польскую регистрацию, все это обошлось в сумму около EUR700 (стоимость машины, растаможка, техосмотр, постановка на учет и все остальное), а потом ввезли этот же «Запорожец» обратно в Украину и поставили на украинскую регистрацию, что стоило уже около EUR3500.

Другими словами, сегодня человек, который не умеет, не может и не хочет сорить деньгами, в Украине поставлен перед выбором, либо купить полулегально бывший в употреблении, но вполне годный и качественный европейский автомобиль за $3-5 тыс., не заплатив при этом налоги, либо легально покупать отечественные «наработки» за $8-10 тыс. или же импортные за $15-20 тыс. и выше. Массовый выбор здесь очевидно не в пользу законных покупок. И, конечно, этот выбор не устраивает более законопослушную и платежеспособную часть общества, которая требует соблюдения всех законных процедур всеми без исключения (что вполне логично). Но в свободной экономике стоимость товаров и услуг должны определяться свободным выбором индивидуумов, то есть, рыночными силами. Вот этот выбор и сработал.

Снизить акцизы, дать время переоформить и подвести черту. Раз и навсегда

Государство собственными руками создало правовую и ценовую коллизии, которые в результате привели к тому, в стране вдруг появилось более 500 тысяч «нелегальных» автомобилей. Теперь их так просто не разгонишь, нужно договариваться. «Пошлина+акциз на импортные автомобили составляет сегодня около 40% и это даже после какого-то там понижения. То есть очевидны серьезные барьеры входа на рынок, созданные государством. Местные производители неконкурентны - и это даже после 20 лет неустанной "поддержки отечественного производителя" (украинский «продукт» никогда не входил даже в десятку по рейтингу автопродаж – Ред.)", - отмечает экономический аналитик Андрей Герус. - В Украину уже завезено 540 тыс. таких автомобилей. Это уже не отдельная схема отдельных дельцов. Такой массовый эффект общенационального масштаба могут вызвать только серьезные экономические факторы. Причина - в них».

Андрій Герус, економічний аналітик
Андрей Герус, экономический аналитик

Было бы логично и справедливо, чтобы все владельцы таких машин заплатили налоги по действующему законодательству. А уже дальше – нужно принимать соответствующие законодательные изменения и начинать ввоз машин, как говорится, с чистого листа. Иначе все акции протеста можно оценивать с позиции: мы уже уклонились от налогов, так легализуйте нас. Ну, и всех остальных заодно (не за свой же кошелек стоим, а за идею).

Действительно, в такой патовой ситуации государство обязано провести четкую границу. Например, все, что ввезено по «серой» схеме в течение одного года, должно быть вывезено и ввезено по новым правилам с возможностью уплаты определенной установленной законом суммы (как это сделано в Беларуси или в Молдове). А все автомобили, которые нарушили определенный годичный срок, должны быть конфискованы в доход государства с огромными штрафами, или же утилизированы, с такими же штрафами. «Мое предложение – пошлина и акциз ввоз автомобилей одномоментно снижаются в 3 раза. Эту же новую пошлину должны оплатить и владельцы машин на литовских/польских номерах», - предлагает господин Герус.

Дельные предложения, между прочим.

Если мы уж так активно двигаемся в сторону Европы, то обвинять людей в экономически обоснованном выборе, а тем более допускать сочетание разных экономических принципов в зависимости от потребности конкретных заинтересованных лиц – не признак большого государственного ума и таланта. И до добра, как видим, не доводит.

Марина Нечипоренко, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-