11 сентября “по-киевски”

11 сентября “по-киевски”

Обзор
372
Ukrinform
Укринформ показывает, как отреагировало общество на чрезвычайную ситуацию - задымление в Киевском метрополитене

Это случилось вчера, в 16-ю годовщину того, о чем мир уже никогда не забудет - террористической атаки на небоскребы-близнецы в Нью-Йорке. Все помнят, как в тот трагический день повели себя рядовые нью-йоркцы и сработали службы.

Чрезвычайная ситуация в киевском метрополитене, которая произошла вечером 11 сентября, слава Богу, и близко не напоминает тех событий, но она вызвала в столице самый настоящий хаос. К счастью, обошлось и без пострадавших и без серьезных повреждений тоннеля и оборудования. Но моральные травмы пассажиры все-таки получили. Некоторые из них несколько часов провели в вагоне с закрытыми дверьми между станциями. Если бы это было не в час-пик, и не теплым сентябрьским вечером после жаркого дня...

“Укринформ” уже публиковал свидетельства и вопросы непосредственного очевидца, но мы хотим продолжить тему. Предлагаем подборку из пяти показательных проблем-ситуаций, которые хорошо иллюстрируют реакцию рядовых киевлян, то есть общества на вчерашний апокалипсис в киевском метрополитене, а также, собственно, спасательных и коммунальных служб...

  1. Рассказ из первого вагона ТОГО поезда

18.30: “Час-пик, полный вагон, едем. Вдруг наш поезд останавливается между “Контрактовой” и “Тараса Шевченко”. Стоим минуту, другую, пятую. Свет гаснет, оставляя пассажиров в полумраке, пассажиры сеют панику. Внезапно в вагон залетает машинист и просит подать огнетушитель. Женщины уже не скрывают истерики, люди начинают звонить близким и прощаться (шучу, конечно, они позвонили близким и начали материться). Затем машинист просит придержать дверь и гасит что-то прямо под нами. Уходит. Возвращается и снова гасит. Говорит, что ничего страшного, пожара нет, просто какой-то дым. Дым, кстати, уже наполнил наш вагон и становится трудно дышать. Так проходит еще несколько минут: машинист бегал по вагону, диспечер что-то кричал, люди истерили” - рассказывает непосредственная свидетельница Карина Куцюруба.

Почему в такой ситуации не решили эвакуировать пассажиров, застрявших в других поездах, на станциях? Что же должно произойти, чтобы пассажиров эвакуировали - сильный пожар или взрыв?

По официальной информации ГСЧС, спасатели прибыли на место происшествия в 19.04. А получить доступ в тоннель смогли лишь в 19.16. Поэтому от начала задымления до приезда соответствующих служб прошло 35 минут. А если бы короткое замыкание вызвало серьезный пожар? Сколько поездов успело сгореть за 35 минут? Сколько было бы жертв..? Хотелось хотя бы по факту узнать об оценке - и подробной, по пунктам, а не куцую, из нескольких общих фраз - работы своих служб во время чрезвычайной ситуации со стороны КП “Киевский метрополитен” и ГСЧС.

Для информации: Подольское районное управление ГСЧС находится по адресу вул. Нижнеюрковская, 5. С помощью Google можно увидеть, что добраться оттуда до станции “Контрактовая площадь” можно за 10 минут, учитывая пробки. До станции «Тараса Шевченко» - еще ближе. За сколько же можно добраться на спецавтомобилях к месту ЧС? Получается, что за 35 минут...

  1. Транспортная сеть Киева – полный позор

Официальная страница в Facebook метрополитена вчера вечером опубликовала лишь 1 (одно!) сообщение для пассажиров с советом, как лучше добраться до Оболони, в то время, пока метро не работает. Оно было такого содержания: “Напоминаем, что из наземного транспорта по участку метро, который сейчас не функционирует, курсируют: автобусы №114, 502 и 72, трамваи №19, 12 и 11, троллейбус №24”.

По информации от КП “Киевский метрополитен”, один вагон вмещает до 330 пассажиров. В одном поезде - 6 вагонов, то есть около 2000 пассажиров. В один автобус может влезть до 70 пассажиров, в маршрутку - еще меньше. Поезда курсируют в час-пик каждую минуту. Автобусы - раз в 10-15 минут.

Не удивительно, что на официальной странице КП “Киевский метрополитен” в Facebook возмущенные пассажиры начали буквально “заваливать” вопросами - когда же метрополитен возобновит работу, каким образом нам теперь добраться домой и тому подобное. Какой был ответ? Никакого...

  1. Система информирования пассажиров – полный позор

Тысячи людей, которые застряли на "синей ветке", так и не получили никакой необходимой информации о движении поездов. Люди садились в поезд в надежде, что он будет ехать, вместо этого им приходилось стоять в полном вагоне десятки минут.

Метрополитен сначала организовал движение от “Теремков” до “Майдана Независимости” и от “Оболони” до “Героев Днепра”. Позже было объявлено о “челночном” движении между “Майданом” и “Петровкой”. Информация об этом была только у работников станции и на официальных страницах КП “Метрополитен” в Facebook. Но тем, кому она была очень нужна, - пассажирам, находившимся под землей, о движении поездов узнать было невозможно. Потому что громкоговорители – старые и нерабочие. На официальной странице КП “Киевский метрополитен” в Facebook люди высказывали возмущение, что расслышать информацию вообще нереально.

При этом пассажиров в самих вагонах метро, стоявших в тоннеле, кормили обещаниями о том, что поезд тронется через несколько минут. Но по их свидетельству, приходилось ждать и до часа.

  1. Наверху: от мародерства – до самоорганизации

Пока в подземке тысячи людей надеялись на то, что движение в ближайшее время восстановят, наверху те, кому надо было ехать в направлении массива Оболонь, массово штурмовали автобусы и другой наземный транспорт. Остальные, разочаровавшись, двинулась “на север” пешком. По свидетельствам очевидцев, водители частных автомобилей поняли ситуацию и подвозили людей, а особенно тех, кто с детьми, и пожилого возраста и денег не брали.

Службы такси - «смародерствовали», подняли свои тарифы примерно в два-три раза. “Чудом удалось вызвать такси, правда по тройному тарифу” - рассказывает Людмила Деревецкая. По информации других киевлян, проехать от станции метро “Олимпийская” до “Героев Днепра” с помощью популярного и «некогда дешевого» сервиса Uber обошлось бы примерно в 250 гривен. А частные таксисты не стеснялись поднимать цены и в 5, и в 6 раз. Мародеры? Мародеры!

Однако в целом самоорганизация нормальных людей в этот вечер заслуживала уважение. “Фейсбуком” в считанные минуты после остановки метро начали “гулять” различные сообщения вроде таких: “Если кому-то надо с “Почтовой” на Оболонь - пишите в личные, подвезем”. Другой способ - организовывали что-то типа “Бла-бла-кара” на Оболонь - создавали публичные Google-документы, где водители могли найти себе попутчиков.

  1. Пять гривен – мелочь, но принципы дороже

Мало кто из пассажиров столичной подземки, кстати, во вчерашней нештатной ситуации с метрополитеном смог воспользоваться своими законными правами потребителей. Оказывается, непредоставленную услугу метрополитен в подобном случае может и должен возместить. Но об этом сотрудники, конечно, никому не говорят. Вот рассказ киевлянина Александра Балашова, который со скандалом получил какую-никакую, а все же материальную компенсацию за причиненные неудобства во время транспортного переполоха.

«Я ехал со Печерской где-то в семь вечера. До станции Майдан Независимости поезд фактически «доползал», машинист объявил, что мы должны освободить вагоны. Представьте себе, час-пик, на перроне полно народу, который хочет зайти, а тут весь поезд должен выгрузиться. Все пассажиры как-то вытолкались, поезд уехал назад в туннель. Стоять на переполненном перроне с риском оказаться на рельсах от натиска толпы – еще то удовольствие. Через 10 минут подали пустой поезд. В нем мы медленно доехали до следующей станции - Почтовой площади. Там поезд остановился и стоял с открытыми дверями, кто-то вышел, остальные ждали команды. Станция работала только на выход. Каждые 10 минут по громкоговорителю говорили: «Сохраняйте спокойствие, через несколько минут поезд будет отправлен». Таким образом нас продержали в вагоне больше часа. За нами, кстати, поезд с пассажирами больше получаса стоял в тоннеле. Люди начали терять терпение. Потом нам сказали: вагоны пустят минимум через час. Конечно, люди стали покидать станцию. Первый, кто мне попался под руку – это женщина-контролер на турникетах. Я обратился к ней, как я могу получить обратно свои 5 грн за проезд. Она была крайне удивлена этим вопросом и тем фактом, что я обратился именно к ней. «А я тут причем? Я только контролер». Тогда я пошел к кассиру. Она как раз возилась с какими-то бумажками. У нас с ней происходил такой диалог:

- Прошу вернуть мне мои деньги за непредоставленную услугу.

- Какую это непредоставленную? Мы не возвращаем деньги.

- Погодите, я заплатил за проезд, но не по своей вине не смог воспользоваться вашей транспортной услугой. Вы ее не предоставили в полном объеме, верните, пожалуйста, стоимость поездки.

- Но ведь вы не у нас на Почтовой садились!

- Да, но я и не к вам на Почтовую ехал.

Вокруг нас стали собираться заинтересованные пассажиры. Когда рядом собралось с полтора десятка разгневанных лиц, кассир молча полезла в какие-то свои закутки и достала оттуда пачку временных талонов, сразу стала заполнять их всем желающим.

На следующее утро я без помех воспользовался талоном на входе в метро на станции «Минская». Мелочь, но уже хоть немного приятно...»

Реакция общества на эту чрезвычайную ситуацию была вполне прогнозируемой. Не для всех, но для многих из нас, помочь другим в трудной ситуации, попутно вспомнив “незлым тихим словом” виновников и отстояв свои права, - считается признаком хорошего тона. Про мародеров больше не будем, чтобы меньше воняло. А вот киевские коммунальные предприятия не устают наступать на те же грабли. Они всегда растеряны, не всегда готовы и не всегда могут «опуститься» до того, чтобы вовремя и адекватно ситуации проинформировать людей.

Николай Романюк, Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-