11 мифов о медицинской реформе, которыми пугают пациентов

11 мифов о медицинской реформе, которыми пугают пациентов

1395
Ukrinform
Разъяснение самых распространенных опасений украинцев и откровенных мифов о последствия медицинской реформы

Законы, которыми в Украине на 27-м году независимости запускается медицинская реформа, еще не вышли из стен Верховной Рады. Но в информационном пространстве распространяется информация и о дорогостоящем лечении, и о закрытии больниц, и даже о геноциде украинцев.

За все эти годы, каждый раз, когда речь заходила об изменениях в медицине, главным месседжем было – «нужно больше средств». На больницы – больше средств, на зарплаты – больше средств, на лекарства – больше средств. К сожалению, действенных рецептов (или смелости) не только о том, где взять это «больше», но и как сделать так, чтобы они тратились именно на больницы, зарплаты и лекарства – за более чем четверть века не нашлось. Собственно, те изменения, которые предлагаются медицинской реформой, - и это признает нынешняя команда Министерства здравоохранения, - предлагались и вносились в концепцию медреформы давно. Теперь наработки многих лет и многих людей воплотились в законы.

Укринформ публикует ряд подготовленных Министерством здравоохранения разъяснений о самых распространенных опасениях украинцев и откровенных мифах, касающихся последствий медицинской реформы.

На этой неделе Верховная Рада дала старт медреформе. Приняв законопроект 6327, парламент сделал возможным начало изменений уже в начале 2018 года. Однако мы до сих пор встречаем много неправдивой информации о том, что ждет врачей и пациентов с внедрением медицинской реформы.

Главное: Все услуги, анализы, исследования, лекарства, которые предоставляются по государственной программе медицинских гарантий, будут для пациентов на 100% БЕСПЛАТНЫМИ.

Это будет работать именно так, как в страховой компании. Пациенты будут знать, что именно покрывается, и иметь возможность получить эти услуги в выбранной вами больнице.

С 2018-го года реформа заработает на уровне первичной помощи, с 2020-го - во всех больницах.

Тарифы, которые распространяются сейчас некоторыми сомнительными изданиями, не имеют ничего общего с реальностью. Это просто фейк и ложь.

Поздравляем всех с началом долгожданных перемен в системе здравоохранения.

Далее опровергаем самые распространенные мифы и «страшилки».

Миф 1. Медицина станет платной и очень дорогой

Именно сейчас бесплатной медицины в Украине не существует. По результатам опроса в рамках проекта «(Бес)ценная медицина» 90% лекарств украинцы покупают за свой счет. По данным исследований, каждый второй пациент отказывается от лечения или откладывает его из-за нехватки денег. Поэтому неправильно говорить, что медицина станет платной и очень дорогой для граждан в результате реформы.

А после реформы появится реальная безвозмездная помощь.

Реформа вводит новые четкие правила государственного финансирования медицинской системы, одинаковые для каждого гражданина. Появится четкий список услуг, которые будут на 100% профинансированы государством: первичная помощь (семейные врачи, терапевты, педиатры); экстренная помощь (резкое ухудшение состояния здоровья, сердечный приступ, инсульт, острый аппендицит, почечная недостаточность, воспаление легких и др); паллиативная помощь — прежде всего, адекватное обезболивание; лечение у узких специалистов с направлением семейного врача и плановое лечение в рамках программы медицинских гарантий.

Каждая медицинская услуга будет иметь определенный тариф, который будет платить государство больнице. Объем услуг в рамках программы медицинских гарантий зависит от объема финансирования системы здравоохранения, но будет включать все основные услуги, необходимые для качественного лечения - гораздо больше, чем люди могут получить бесплатно сейчас.

Для дорогостоящего лечения, как и сегодня, будут целевые программы, продолжат действовать программы лечения онкологии, гепатитов, СПИДа и др.

Миф 2. Люди не потянут стоимость медицинских услуг после медреформы

С началом медреформы большинство медицинских услуг будут бесплатными для пациента, но платными для государства. Полный список услуг программы медицинских гарантий будет в 2020 году, когда реформа заработает полностью.

Министерство здравоохранения опубликует список тарифов на услуги, после сбора статистики: чем реально, а не на бумаге, болеют люди, сбора данных о реальных расходах больниц, оценки бюджета, который будет выделен на программу медицинских гарантий на 2020 год.

Сейчас готовится пилотный проект Минздрава вместе с Национальной академией медицинских наук. Тарифы будет платить больницам ГОСУДАРСТВО — именно для того, чтобы у врачей были достойные зарплаты, и эти деньги не платили пациенты.

Миф 3. Медреформа приведет к закрытию больниц и увольнению медиков

В законопроектах о медреформе нет ни слова о закрытии лечебных учреждений или сокращение медперсонала.

На первом этапе реформы Национальная служба здоровья заключит договоры со всеми больницами, чтобы никто не остался без медицинской помощи. Но с годами конкуренция и принцип «деньги идут за пациентом» приведут к упорядочению сети медучреждений: маломощные, плохо оснащенные и малозагруженные больницы, где просто опасно лечиться, будут перепрофилированы под реальные потребности населения - в реабилитационные, диагностические центры, хосписы.

Лучшие больницы будут дополнительно технически и кадрово усилены, чтобы каждый, кто к ним обращается, имел возможность получить качественную медицинскую помощь.

Без работы могут остаться лишь те, ко кому не захотят идти люди. Хороший врач всегда будет иметь поток пациентов и достойные деньги от государства за свою работу! Реформа будет способствовать тому, что врачи будут конкурировать за пациента.

Упорядочением сети лечебных заведений будут заниматься местные власти. Местные общины должны решить, какие из них нужно усилить, а какие перепрофилировать. Государство дает технические требования по проезду к больнице и ее минимальной нагрузке (количество родов, оперативных вмешательств).

Благодаря децентрализации местные бюджеты имеют достаточно средств для того, чтобы улучшить сеть медучреждений, создать надлежащие условия для работы врачей, отремонтировать дороги в больницы. Государство со своей стороны выделит дополнительные деньги на усиление опорных учреждений и перепрофилирование слабых и малозагруженных.

Миф 4. Села останутся без врачей

В селах людей больше всего беспокоит судьба фельдшеров и ФАПов. Фельдшеры останутся. Фельдшеры не будут заменять врача, но будут его помощниками и обеспечат доступ к медицинской помощи в отдаленных селах.

В 2018 году средняя выплата на первичном звене составит около 370 грн на одного пациента, в 2019 - 450 грн. Практика у 2000 пациентов будет иметь годовой доход в 740 тыс. грн в 2018-м и 900 тыс. грн в 2019-м. В этот бюджет входят аренда, оплата работы врача, фельдшера и медсестры, простые расходные материалы и частичное покрытие анализов. До сих пор на селе никогда не было таких средств в медицине - и реформа позволяет, наконец, развернуть прямое финансирование.

Местное самоуправление будет иметь возможности для повышения качества жизни врача. Например, если община построит качественную амбулаторию и жилье для врача, будет значительно легче найти и пригласить врача на работу.

Также 19 октября Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №7117 о повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности. Он предусматривает минимум 5 миллиардов гривен дополнительного финансирования медицины в селах за два года, в частности строительство современных ФАПов и амбулаторий, а также обеспечение их интернетом.

Миф 5. К врачу-специалисту можно будет попасть только через семейного врача

Не соответствует действительности.

Большую часть услуг, которые сейчас оказывают узкие специалисты, после доучивания смогут оказывать врачи первичного звена – семейные врачи, педиатры, терапевты. Для этого мы и делаем реформу – чтобы был человек, которому вы доверяете и который может вылечить все, для чего нужны знания и лекарства без госпитализации и специального сложного оборудования.

Конечно, порой пациентам нужны специальные обследования у узких специалистов. Но эти вмешательства должен курировать семейный врач. Поэтому Национальная служба здравоохранения будет оплачивать эти визиты по направлению семейного врача.

Если вы не верите, что ваш семейный врач будет это делать профессионально - смените его.

Будет также ряд специалистов (например, гинеколог, психиатр и т. п), визиты к которым будут оплачиваться и без направления семейного врача.

Человек, конечно, может обратиться к узкому специалисту сам, но в этом случае пациенту придется оплатить полную стоимость услуг врача и лечения.

Если же вы обращаетесь к узкому специалисту по направлению семейного врача, педиатра, терапевта, стоимость вашего лечения и необходимых медицинских средств возместит государство.

Миф 6. Реформа противоречит Конституции

Все услуги, которые оплачивает государство, за лечение пациента, будут оплачены на 100%, как этого требует Конституция.

В связи с медицинской реформой, медпомощь всегда и в полном объеме предоставляется гражданам за счет средств государственного бюджета. На первичном уровне и в случае наступления экстренной ситуации государство будет оплачивать 100% всего необходимого лечения и, что важно, медикаментов в соответствии с детализированным описанием. Это будет покрывать около 80% всех обращений за медицинской помощью.

На вторичном и третичном уровнях государство гарантирует 100% оплату медицинской помощи и других медицинских услуг и лекарственных средств, входящих в лечение и определенные программой медицинских гарантий.

Законопроект не предусматривает взыскание с граждан никакой платы за необходимую им медицинскую помощь.

Миф 7. Все услуги будут с сооплатами

Из законопроекта №6327 изъяли все (!) нормы о сооплате.

Согласно законопроекту №6327, медицинские услуги, вошедшие в программы медицинских гарантий, всегда и в полном объеме (оплачено на 100%) предоставляются гражданам за счет средств государственного бюджета.

Будут услуги, которые не оплачиваются из государственного покрытия: например, эстетическая стоматология, пластическая хирургия и прочее.

Миф 8. Реформа не предусматривает повышение зарплаты врача

Тариф на медицинские услуги по оказанию первичной медицинской помощи состоит из двух частей: ставки на оплату медицинской услуги и ставки на оплату диагностических услуг, в том числе лабораторных исследований.

В бюджетной резолюции, которая была принята парламентом в июле 2017 года, заложена сумма среднего тарифа за человека в 370 гривен в год. Столько будет получать врач первичного звена за каждого пациента.

При этом средний тариф колеблется в ту или иную сторону, в зависимости от различных факторов. Например, если среди пациентов будут дети до 5 лет или пенсионеры в возрасте 65+, тариф будет почти вдвое выше тарифа для молодых людей.

Это означает, что врач первичного звена будет получать в год от 700 тысяч до 1 миллиона гривен на свою практику, если наберет максимальное рекомендованное количество пациентов в 2 тысячи человек.

В бюджетной резолюции заложена сумма на 2019 год — за каждого пациента в среднем по 450 гривен в год. Планируется, что из года в год эта сумма будет постепенно увеличиваться.

Врачом первичного звена может быть семейный врач, педиатр или терапевт. Эти врачи могут стать физическим лицом-предпринимателем (ФЛП) и открыть собственную практику, а также объединяться с другими врачами в практике первичной медицинской помощи, чтобы оптимизировать расходы.

Также врачи первичной медицинской помощи могут быть наемными работниками в коммунальных учреждениях первичной медицинской помощи. В этом случае врач договаривается о заработной плате с администрацией учреждения, согласно количеству пациентов, которых он задекларирует. При этом в автономизированных медицинских учреждениях, которые стали коммунальными предприятиями, тарифные сетки, которые действуют сейчас, не будут применяться.

С 2020 года все медицинские учреждения вторичного и третичного звена начнут переходить на новую модель финансирования. Национальная служба здравоохранения будет перечислять медучреждениям деньги за оказанную услугу по утвержденным тарифам, единым для всей страны. В тарифе за услугу заложены все расходы на ее предоставление, в том числе - оплата труда медицинского персонала.

При этом реформа предусматривает отказ от тарифных сеток и свободное формирование рынка зарплат в коммунальных медицинских учреждениях. То есть уровень зарплаты медицинского работника будет базироваться на его/ее компетенции, будут созданы условия для гибкого определения заработной платы, как это происходит, например, в частных клиниках.

Миф 9. НСЗУ – это финансовый «монстр», который будет распоряжаться 100 млрд грн

НСЗУ не владеет средствами. Деньги лежат в государственном бюджете и хранятся на казначейских счетах. Национальная служба здоровья является оператором, который контрактует закупку медицинских услуг и заключает договоры с медицинскими учреждениями и врачами-ФЛП.

У модель НСЗУ самые низкие коррупционные риски, поскольку, как центральный орган исполнительной власти, она подконтрольна Счетной палате, Государственной аудиторской службе, а также антикоррупционным органам – Национальному антикоррупционному бюро и Нацагентству по вопросам предотвращения коррупции.

НСЗУ будет контролировать качество услуг на уровне соблюдения условий договора. То есть НСЗУ заключает договор и проверяет его выполнение, так же, как страховая компания проверяет выполнение условий страхового договора. Если речь идет о врачебной ошибке, то в этом случае контроль остается за органом, выдавшим лицензию — за Минздравом.

Миф 10. В бригаде скорой будут только парамедики, которые не смогут оказать адекватную помощь людям, потому что они не врачи

Реформа экстренной помощи не является частью законопроекта 6327, который запускает медреформу в Украине. Изменения для скорой помощи будут проходить параллельно.

Мифы и ошибочные представления о роли и месте парамедиков в системе экстренной медицинской помощи связаны с устаревшими советскими взглядами или незнанием существующих систем и практик экстренной медицинской помощи в мире. Эти неправильные представления формируют у медицинских работников и общественности сопротивление внедрению этих изменений.

В большинстве развитых стран, на начальном этапе развития системы экстренной медицинской помощи, парамедики действительно при необходимости срочного лечения только доставляли пациентов в больницы, где им оказывали медицинскую помощь. Достижения в области медицинской науки расширили возможности оказания качественной и эффективной первой медицинской помощи не только в отделениях неотложных состояний, но и непосредственно по дороге в больницу в самой карете скорой помощи. Поэтому на сегодня парамедики – это именно тот медицинский персонал должен быть обучен спасти человека.

Министерство здравоохранения разработало 4-модульную программу переподготовки фельдшеров и врачей скорой, которая направлена на повышение их квалификации в соответствии с международными стандартами оказания неотложной помощи. Обучение парамедиков, ответственных за оценку состояния пациента и обеспечение необходимой помощи на месте происшествия, а также во время транспортировки в больницу, продлится 3 года и будет приравниваться к уровню бакалавра.

Только после того, как у нас появятся специалисты, экстренную помощь ждут изменения.

Также в экстренной помощи будут работать не только медики. В Государственный классификатор внесены профессии инструктора по догоспитальной помощи, инструктора по первой помощи, парамедика и экстренного медицинского техника.

Миф 11. Телемедицина в селе не заработает, потому что нет интернета и техники

В Украине телемедицина не имеет никакой связи с телевидением. Это оперативное консультирование узким специалистом, который находится на расстоянии от пациента.

Актуальнее всего это для кардиологической помощи. Ежегодно в Украине случается 40 тысяч инфарктов, 20 тысячам из них нужна неотложная медпомощь. Но часто такого пациента просто опасно везти далеко, или наоборот – боль в сердце не является угрожающей, и ехать за сотню километров нет потребности. А фельдшер или врач на месте не может правильно оценить данные кардиограммы. В таком случае он сможет передать результаты узкопрофильному специалисту в область в реперфузионный центр и тот сразу проконсультирует, что нужно делать. Для этого не нужны какие-то особые технологии, а кардиографами Минздрав планирует оснастить все «скорые», где их еще нет. Узкопрофильные специалисты будут дежурить в специально оборудованных реперфузионных центрах 24/7.

Тогда врач на месте сможет оказать экстренную помощь человеку сразу, на месте.

В телемедицине важен не столько интернет, сколько внедрение самой системы такой помощи пациентам. Ведь сейчас врачи боятся ответственности, не берутся консультировать по интернету или телефону, потому что не было такого разрешения. Теперь, когда Минздрав подготовил соответствующие приказы, ситуация изменится.

Также специалист может удаленно консультировать цифровые рентгенограммы и компьютерные томограммы, и отправлять некоторые анализы.

Итак, телемедицина упростит диагностику в тех случаях, когда нужен не личный досмотр, а оценка данных исследований. Предоставит больше возможностей пациентам из отдаленных районов проконсультироваться у узкого специалиста. А в кардиологии вообще поможет спасти жизнь.

Источник: сайт МИНЗДРАВА

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-