Фемида, берегись автомобиля!

Фемида, берегись автомобиля!

899
Ukrinform
5 самых популярных схем, с помощью которых виновники смертельных ДТП выходят сухими из воды

Уже вторые сутки Украина не может отойти от шока, обсуждая ужасную трагедию в Харькове, где в результате наезда на пешеходов дорогого авто погибли 5 и травмированы 6 харьковчан. Событие вызвало остро негативную реакцию в обществе. Люди убеждены, что виновница аварии - дочь местного бизнесмена, избежит справедливого наказания, ведь подобных случаев, к сожалению, было немало. И среди них вырисовываются определенные схемы, с помощью которых небедные, скажем так, водители выходят сухими из воды. Таких схем Укринформ насчитал целых пять: бегство за границу, подкуп родственников и свидетелей, затягивание следствия, использование подставных лиц, а также внезапная болезнь. Последний способ - наиболее распространен. Наверное, потому что самый «эффективный» - трудно опровергаемый. Как будут развиваться события вокруг дела - можем лишь догадываться. Очевидно, что с каждой подобной аварией, адепты ужесточения правил дорожного движения получают дополнительные аргументы.

ДТП в Харкові // Фото: newsroom.kh.ua
ДТП в Харькове // Фото: newsroom.kh.ua

«Мажоры» на железных конях не виноваты?

Среда, 18 октября. Около девяти часов вечера на оживленном перекрестке в самом центре Харькова элитный внедорожник “Лексус” снес пешеходов, ожидающих «зеленый» возле перехода. Пятеро погибают на месте. Еще шестеро попадают в больницу. По предварительной информации местных СМИ, за рулем злосчастного “Лексуса” сидела 20-летняя Елена Зайцева — дочь известного бизнесмена, президента ООО “Группа – Тайфун”.

Как оказалось, за свою короткую водительскую карьеру девушка несколько раз нарушала правила дорожного движения, но каждый раз откупалась небольшим штрафом (всего за два года оплатила 1785 грн штрафов). Сейчас Зайцева задержана, ей грозит от 5 до 10 лет лишения свободы. Но большинство украинцев не верят в справедливое правосудие, о чем свидетельствует бурное обсуждение ДТП в соцсетях: «...ляжет в больницу, у нее найдут эпилепсию, инсульт, получит условное...».

К сожалению, подобный общественный пессимизм имеет все основания. Мы посчитали, что за последние несколько лет произошло десятки подобных случаев. И ни один представитель “касты неприкасаемых” при этом не понес ответственности. Потому что воспользовался одной из следующих лазеек.

Схема № 1: бегство за границу

Сергей Калиновский, пасынок олигарха Дмитрия Фирташа

Сергій Калиновський
Сергей Калиновский

Сергей Калиновский попал в ДТП в далеком 2007 году, когда ехал по центру столицы за рулем спортивного автомобиля BMW-M6 и на большой скорости протаранил припаркованные “Жигули”. Водитель погиб на месте, в больнице скончалась и его 25-летняя пассажирка. Сам Калиновский после избрания меры пресечения в виде подписки о невыезде вылетел из Украины - якобы для лечения. Через несколько лет он тихонько вернулся, а затем в 2015 году снова попал в руки правоохранителей, причем после очередного грубого нарушения ПДД. Дело с тех пор так и зависло на стадии судебного разбирательства.

Схема №2: подкуп

Феликс Петросян-младший, сын экс-заместителя председателя Одесского облсовета

Фелікс Петросян-молодший,
Феликс Петросян-младший,

Феликс Петросян-младший в ночь на 13 января 2008 в Одессе врезался на джипе “Тойота Прадо” в “Дэу Ланос”. В аварии пострадали 11 автомобилей, а водитель “Ланоса” погиб. В результате экспертизы было доказано, что Петросян управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения. И хотя суды продолжаются и поныне, все пострадавшие в аварии от претензий к водителю-виновнику ДТП отказались. Это стоило Петросянам новых автомобилей для участников ДТП и моральной компенсации – где-то около 10 тысяч долларов. Семье погибшего, говорят, он заплатил 50 тысяч долларов.

Схема №3 — затягивание следствия

Виктор Амарович,экс-председатель Перечинского райсуда Закарпатской области

Віктор Амарович
Виктор Амарович

Июль 2014 года. Виктор Амарович, тогдашний председатель Перечинского суда, ехал за рулем в состоянии алкогольного опьянения. Его джип выехал на встречную полосу, где столкнулся в лоб с автомобилем ВАЗ 2107, водитель которого погиб.

Судья оправдывался тем, что принимал лекарства. За такое преступление Амаровичу “светил” срок от 3 до 8 лет заключения, но ему даже подозрение не объявили, следствие затягивалось из-за проведения более чем двух десятков экспертиз... За три года с того времени достаточно доказательств так и не нашли.

Схема №4 — подставные лицо

Петр Дыминский, бизнесмен и владелец канала ZIK

Петро Дімінській
Петр Дыминский

18 августа 2017 года возле одного из сел Львовской области в ДТП погибла 31-летняя водитель Опеля, с которым столкнулся Мерседес богача Петра Дыминского. Полиция сразу заявила, что за рулем Мерседеса был его охранник, а сам Дыминский после ДТП пересел в машину сопровождения и скрылся с места преступления.

Александр Омельченко, экс-мэр Киева

Олександр Омельченко
Александр Омельченко

Автомобиль бывшего мэра столицы Александра Омельченко несколько раз “засветился” в различных ДТП. Последний раз - в 2015 году, когда под колеса его “Вольво” попала 32-летняя Татьяна Микитын. Женщина умерла в больнице. А ответственность за смертельное ДТП взял на себя водитель и помощник экс-мэра Анатолий Нищун, которому дали условный срок.

Схема №5 — медицинский диагноз

Станислав Толстошеев, сын донецкого бизнесмена

Станіслав Толстошеєв
Станислав Толстошеев

В начале января 2016 года сын Андрея Толстошеева стал участником смертельного ДТП в столице возле метро “Левобережная”. 22-летний Толстошеев, за рулем кроссовера Mercedes-Benz GL, вылетел на тротуар, где насмерть сбил пожилую женщину. Изначально линия защиты заключалась в том, что у Толстошеева-младшего - порок сердца, и что в момент инцидента у него случился приступ эпилепсии. Не прошло и года, как дело против сына бизнесмена закрыли. В прокуратуре Киева якобы приняли во внимание доводы врачей, мол, в момент трагедии водителя произошло помрачение сознания, алкоголя или наркотиков в его крови экспертиза тоже не обнаружила. Последний схема заинтересовала нас больше всего. Ведь там где подключаются врачи, у следствия начинаются проблемы. Известный автомобильный юрист Владимир Караваев, объяснил почему.

«Там где подключаются врачи, у следствия начинаются проблемы»

- В целом приведенный вами список - полный. И если с первыми четырьмя пунктами все понятно, то о последнем - медицинский диагноз - расскажу подробнее. Право управлять автомобилем имеет лицо, достигшее 18-летнего возраста и признано здоровым по заключению медицинской комиссии. То есть нездоровый человек, к примеру, с тем же врожденным пороком сердца, вообще не имеет права браться за руль. Но в Украине чаще всего медицинские комиссии - это формальность, справку можно купить. Отсюда вопрос: можно ли предъявить претензии врачам, которые выдали такую справку человеку, который потом «вдруг» оказалась непригоден к управлению автотранспортом?

Да, теоретически привлечь к ответственности врачей за халатность можно, но практически - очень трудно. Ведь они имеют возможность при крайней необходимости даже переписать всю историю болезни, вплоть до рождения. А дальше - судебное дело растягивается на годы. Если пострадавшая сторона не согласна с заключением медицинской экспертизы, то следователь должен назначить независимую судебную экспертизу, а это не дешевое удовольствие (7-10 тыс. грн) и долговременные процедуры. В свою очередь другая сторона также может привлечь независимого эксперта. И так до бесконечности, ведь количество экспертиз законом не регулируется. К тому же эксперты – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо... Поэтому в данном случае финансовое положение играет ключевую роль: кто платит, тот заказывает музыку.

Вместо заключения

Вопросы дорожной безопасности и неотвратимости ответственности за совершенные смертельные ДТП уже не просто назрел, а перезрел. За последние 9 месяцев на дорогах Украины погибло 2317 человек. Цифра шокирует. Но почему-то только тогда, когда она подается в качестве общей статистики. Отдельные, единичные случаи не фиксируются в общественном сознании так сильно, как харьковская трагедия, где погибло сразу 5 человек.

Тысячи комментариев в соцсетях, сотни статей в СМИ... Этого должно хватить для начала системных изменений не только в государственной политике (Мининфраструктуры разрабатывает Государственную программу на 2018-2020 годы, которая направлена на повышение безопасности на автодорогах, в частности, ею предусмотрено ограничение скоростного режима в населенных пунктах до 50 км/ч), но и в головах граждан. Хотя с последним будут проблемы до тех пор, пока не заработает нормально судебная система, не прекратятся массовые “отмазывания” виновников громких ДТП, а также - не повысятся требования дорожной безопасности. Одно следует из другого. Ведь пока не будет правового равенства в обществе, не будет и порядка на дорогах.

Мирослав Лискович, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-