Блаженнейший Святослав (Шевчук), глава УГКЦ - 18.11.2017 09:00 — Новости Укринформ
Блаженнейший Святослав (Шевчук), глава УГКЦ
Существует отдельное распоряжение относительно борьбы с грехом коррупции
18.11.2017 09:00 591

Полностью должность этого человека звучит так: Верховный архиепископ Киево-Галицкий, митрополит Киевский, предстоятель Украинской греко-католической церкви Блаженнейший Святослав (Шевчук). И можно было бы посвятить отдельный материал тому, зачем используются именно эти слова и в такой последовательности. И какие могли бы быть вместо них, если бы обстоятельства сложились несколько иначе.

Общение с владыкой Святославом производит неизгладимое впечатление. Прежде всего потому, что это светлый человек, в котором хорошо чувствуется, выражаясь строго научно, эмпатия. Второе, что поражает, – ощущение единства с паствой. Когда разговор зашел о недостатках общества, он не говорил «они», он говорил «мы» – «мы грешны». И в этом видится залог нашего постепенного выздоровления.

Наша беседа состоялась в древнем Вильнюсе во время больших и величественных праздников.

«НАША ЦЕРКОВЬ РАСТЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ»

- Владыка, вы приехали в Вильнюс в древний Храм Пресвятой Троицы на большие праздники. Довольны этой поездкой, удалось ли выполнить все, что планировалось?

- Прежде всего. Церковь – это Божий народ, а не только видимый храм. Храмы возникают там, где есть наш народ. Мы стараемся предоставить надлежащую пастырскую опеку нашим людям везде, где они находятся. Мой визит в Литву имел тройное значение. Мы в этом году празднуем исторические даты и события, которые связаны с Вильнюсом. Это 400 лет Василианского чина, то есть реорганизации киевского монашества. Мы поминаем 380-ю годовщину блаженной кончины моего великого предшественника Митрополита Киевского Иосифа Велямина Рутского, который долгие годы проживал здесь, в Вильнюсе, и даже был похоронен в крипте Свято-Троицкого собора. Еще мы вспоминаем 150-ю годовщину канонизации на престолах Вселенской Церкви Иосафата Кунцевича, епископа и мученика за единство церкви, который в том же храме поступил в монастырь, и даже кельи его сохранились. То есть мы приехали сюда, чтобы прикоснуться к нашим совместным корням.

Но мы не только смотрим в историю. Мы смотрим в будущее. Мы знаем, что сегодня очень много новых эмигрантов, гастарбайтеров из Украины приезжают в Литву, чтобы искать лучшей доли, возможности заработать деньги для содержания своей семьи в Украине. Опека над нашими работниками является сегодня важным пастырским долгом. Кроме того, у нас был в Литве целый ряд различных встреч. И с властями города, и с властями Литвы, литовского Сейма, литовского правительства. Была у меня также встреча с местным римо-католическим духовенством, с местным архиепископом...

Действительно, мы думаем, каким образом послужить нашим украинцам. Чтобы даже тогда, когда они ищут в Литве лучшей доли, они не утратили свои корни. Чтобы были хорошо интегрированы в это общество. Но при этом не были ассимилированы.

- Да, и это очень важно в современных условиях. Ваше преосвященство, в связи с этим, каково ваше видение развития УГКЦ?

- Где нам быть? Там, где есть наши люди. Там будут организовываться наши общины, там будут образовываться наши школы, будут организовываться национально-культурные центры. И со временем восстанут видимые признаки этого нашего присутствия – наши храмы. Это сегодня происходит в целом мире. В том числе – в Украине.

Силой факта Украинская Греко-католическая церковь является сегодня глобальной, а не ограниченной каким-то одним регионом Украины, как очень часто об этом думают. Наша церковь присутствует сегодня на всей территории Украины. Даже на оккупированной территории Донбасса, в аннексированном Крыму. И очевидно, что наш выбор – быть с нашими людьми. Наши общины могут получить пастырскую опеку в центральной, восточной, южной Украине.

И так же по всему миру. Когда возникают новые общины наших верующих, которые хотят быть христианами, они обращаются ко мне, чтобы мы предоставили им священника. Так растет и развивается наша церковь. И это не является чем-то новым. Так было и в истории. Нашу церковь, греко-католическую, по миру разнесли именно наши миряне, верующие люди. Именно благодаря их привязанности к своей церкви она сегодня стала глобальной.

«ГРЕХ КОРРУПЦИИ КАК РЖАВЧИНА РАЗЪЕДАЕТ ИЗНУТРИ ЧЕЛОВЕКА»

- Сегодня Украина переживает нелегкие, но важные времена системного преобразования, очистки. Какова роль в этом Церкви? Тем более, что и она не свободна от недостатков, поскольку растет к Богу из земли. Отче, какие есть предохранители против распространения и утверждения негативных явлений в нашем обществе?

- Там где есть люди, там всегда есть грех. Мы, когда создаем сообщество, приносим в тот общий котел не только наши хорошие черты, не только наши победы, не только наши лучшие качества, а также и наши слабости, наши немощи, наши грехи – все то, что мы сегодня называем препятствием для полноценного и быстрого развития.

То, что свойственно любому обществу, свойственно и церкви. Хотя церковь – не просто какая-то человеческая организация, это тело Христово. Другими словами, это среда освящения. А освящение означает исцеление от ран греха. Святейший Отец папа Франциск говорит, что церковь подобна военно-полевому госпиталю, в который приносят больных, израненных. Но там мы имеем возможность оздоровиться. Мы, излечивая рану, очищаем ее. Так же и в церкви – пользуясь всеми источниками, лекарствами, которые находятся в церкви, мы можем очищаться.

Коррупция – моральное уничтожение. Грех коррупции как ржавчина разъедает изнутри человека, человеческое сердце

Какие это инструменты лечения? В первую очередь – покаяние. Таинство, когда Господь Бог прощает нам грехи, а также дарит предохранитель от них, о котором вы так спрашиваете. Это благодать Святого Духа. Человек только должен принять ее и поверить, что он может выздороветь. Не собственной силой, а силой Божьей.

Сегодня наше общество имеет очень много своих социальных грехов. Невозможно обо всех и вспомнить в таком коротком диалоге. Давайте я упомяну об одном, который больше всего донимает все общество, но его тоже можно увидеть и в церковной среде. Это грех коррупции. Коррупция – моральное уничтожение. Грех коррупции как ржавчина разъедает изнутри человека, человеческое сердце. Мы в церкви понимаем коррупцию как грех, как нравственное зло. И очевидно, что мы сегодня в Украине скорумпированны все. Я часто говорю своим верным: если мы готовы давать взятки, будьте уверены, что найдутся те, кто будет готов их брать.

Когда мы, садясь в авто, не защелкиваем ремень безопасности, то будьте уверены – рано или поздно мы от этого пострадаем. Когда кто-то садится за руль в нетрезвом состоянии, рано или поздно это будет большой угрозой для его собственной жизни, а также жизни тех, кто есть вокруг. (Мы же видим, сегодня сколько людей погибает из-за того, что кое-кто пренебрегает правилами дорожного движения).

Наши священники получили необходимые инструкции – каким образом трактовать грех коррупции в тайне исповеди

То же можно сказать, когда мы строим различные межличностные отношения. Например, нам всем сегодня в Украине нужен справедливый суд. Очень часто, когда суд выносит решение, мы сами решаем – справедливое ли оно, или нет. Мы видим даже, что очень часто мы больше верим в право силы, чем в силу права. И таким образом мы иногда сами изнутри разваливаем эту институцию власти.

Это все - разные проявления одной негативной действительности, которую мы называем коррупцией. Что церковь в связи с этим делает? Ну, в первую очередь... Наши священники получили необходимые инструкции – каким образом трактовать грех коррупции в тайне исповеди. Потому что исповедь – это элемент покаяния и получения прощения наших грехов.

Есть отдельное распоряжение, которое касается всех! То ли исповедуется епископ, то ли исповедуется священник, то ли мирянин исповедуется. Исповедник, духовный отец, должен спросить – есть ли грехи коррупции у этого человека. Должен спрашивать, не совершил ли человек греха, не провинился относительно коррупции. Если совершил – должен каяться. И должен этот грех исправить.

Вернемся к примеру с судом. Порой несправедливое решение судьи может нанести вред не только доброму имени, но и жизни того или иного человека. Тогда, чтобы получить прощение своих грехов, несправедливый судья должен исправить несправедливость, нанесенную человеку, которому он вынес несправедливый приговор. И тогда он может получить разрешение своих грехов.

Это – один из духовных, но и дисциплинарных методов, с помощью которых мы пытаемся бороться с грехом коррупции. Это порок, это враг номер один, который из нутра разъедает нашу страну. Очевидно, что органы государственной власти могут бороться легально – методами права. Сейчас, дай Бог, будут созданы антикоррупционные суды, которые смогут преследовать с точки зрения судопроизводства, юриспруденции...

Но духовная действительность, внутренняя действительность, по нашему мнению, намного важнее. Когда мы не будем нарушать законы не потому, что боимся наказания. А потому, что убеждены, что эти законы стоят на страже нашего лучшего будущего, тогда в Украине воцарится верховенство права.

Олег Кудрин, Вильнюс.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>