Церковный фронт: жалобы, суды и манипуляции - 25.11.2017 09:30 — Новости Укринформ
Церковный фронт: жалобы, суды и манипуляции

Церковный фронт: жалобы, суды и манипуляции

Аналитика
527
Ukrinform
Арсенал гибридной войны против своего государства пускают в ход те, кто Богу, а не Москве обещал верность

Сводки церковного фронта не поступают ежедневно. Но это не значит, что война не идет. Просто раненых тут в обычном понимании нет, точнее – тут один раненый. Чьим именем манипулируют, чтоб представить себя обиженными, чье имя призывают, чтоб доказать зависимым от себя людям свою правоту.

И когда я думаю об издержках этого противостояния – Украинская церковь Московского патриархата vs Украинская держава – то полагаю, что это противостояние более всего оскорбительно Христу. Оно тем более оскорбительно, что арсенал гибридной войны против своего государства пускают в ход те, кто Богу, а не Москве обещал абсолютную верность. (Уже не упоминаю об обетах об абсолютном убожестве и чистоте, эти обеты едва ли совместимы с такими образцами пастырского поведения).

Противостояние это проходит на разных площадках – международных, внутренних, научных. Сейчас буквально что переместилось в Киевский окружной административный суд, где 22 ноября началось слушание по иску УПЦ МП к Министерству культуры Украины о незаконности действий в части нерегистрации уставов учреждений УПЦ МП.

Наблюдая за иерархией УПЦ МП много лет, замечу, что никогда ранее руководство церкви не прибегало к таким манипуляциям, никогда не организовывало таких профессиональных информационных атак. Хотя оно и не удивительно, ведь ранее сие руководство никогда не было настолько лояльно к Российской православной церкви. Они настолько преуспели в деле PR, что все легче видеть в них профессионалов своего дела, и все сложнее – пастырей.

Но начнем по порядку. Точнее, подытожим, с каким багажом взаимодействий с державой заканчивает год Украинская православная церковь Московского патриархата.

1. Митрополия УПЦ МП продолжает укрепление образа «гонимой», или «церкви-мученицы». В ход идут фейковые правозащитники, моделирование ситуаций и профессиональная раскрутка новостей.

Недавно Интернет всколыхнула очередная такая новость. ООН, дескать, упрекнула Украину в нарушении прав верующих УПЦ МП. На самом деле, эта «новость», если гуглить зону Ру Интернета, – совсем не «новость». Попробуйте сами, и вы узнаете от российских «собратьев» о «государственном терроризме», «дискриминации верующих», «рейдерстве»  относительно паствы Московского патриархата. Но последняя информатака была привязана к очень конкретной дате и раскручена по всем законам жанра. 

О ней рассказал на недавней пресс-конференции директор Департамента по вопросам религий Андрей Юраш.

- На прошлой неделе в Женеве, в рамках заседания рабочей группы универсального периодического обзора 28 сессии Совета по правам человека ООН в Женеве, 15-го ноября еще не закончилось заседание – на официальном сайте УПЦ уже появляется сообщение: ООН признало проблему относительно религиозных свобод. Чуть позже появляется второе сообщение: на заседании ООН Украину призвали соблюдать права верующих людей. Сообщают, что государства-участники выразили солидарность УПЦ.

Я ознакомился с двумя сотнями рекомендаций, там нет речи об УПЦ. Более того, через два дня на сайте же УПЦ МП появляется еще одна новость: якобы правозащитная организация вступается за права УПЦ. Это странная структура, неизвестная ранее, которая проводит определенную идеологическую комбинацию вокруг этой ситуации. Вы знаете, мне кажется УПЦ (МП) в своих СМИ искусственно создает параллельную реальность, которая не имеет ничего общего с действительностью. Ведь я езжу по епархиям, общаюсь со священниками и иерархами этой же цекрви, которые абсолютно не разделяют оценок своего киевского начальства.

Мы тоже просканировали Интернет на тему последней сессии, и вот что любопытно: присутствовавшие там участники от Украины дали отдельный расклад, где тоже не упомянули о «гонениях», так щедро рекламируемых российскими медиа.

Хочется вспомнить – из чисто политтехнологических штучек – якобы июльское интервью Вселенского патриарха Варфоломея неким одесским «паломникам», где святейший призвал СМИ говорить правду, а народ Украины – «прекратить братоубийственную войну». По нашим данным из Константинополя, такого интервью не было, тем не менее – его щедро «цитировали» российские СМИ.

2. Вектор на конфронтацию с УПЦ КП.

По-прежнему продолжается курс на конфронтацию с другими церквями. Не так давно на сайте, подведомственном митрополии, вышел фильм «Черный патриарх» – один из образчиков черного пиара и дискредитации предстоятеля УПЦ КП.

Фото: Алексей Темченко
Фото: Алексей Темченко

Андрей Юраш замечает, что, жалуясь на притеснения, руководство УПЦ МП само употребляет и негативную лексику, и уничижительные оценки:

«Вот фрагмент выступления митрополита Луки (Коваленко), архиерея Запорожского, на конференции в Греции под названием «Современные методы дискриминации УПЦ в Украине». Процитирую кое-что из выступления: «Схизмат во главе с Михаилом Денисенко и униаты, возглавляемые Святославом Шевчуком». То есть, имеем набор оскорбительных дефиниций относительно других конфессий. Не употребляются свойственные названия, применяется пренебрежение к лидерам Церквей. В этом контексте, – каким может быть ответ общества и тех религиозных организаций, к которым применяют такую презрительную форму общения?».

Глава Запорожской епархии в этом же докладе заявил, что в Украине в 2014 году "возникла новая модель церковно-государственных отношений, имеющая тоталитарно-деструктивные элементы, значительно худшие даже, чем в сегрегационной модели отношений к Церкви в СССР".

Работая над материалом, зашла на один из сайтов УПЦ МП, привожу неполный список заголовков, обнаруженных там: «Русский язык – это драгоценное достояние украинского народа и всего человечества», «Власть в Украине вполне богоборческая»,  «О русском мире замолвите слово», «Трагедия непокаянной страны».

3. Одной из чувствительных тем остается проект Закона №4128, касающийся права общины на смену юрисдикции.

Об этом законопроекте Укринформ писал и тут, и тут. Он касается возможности общины уйти из юрисдикции Московского патриархата.

Если коротко, то законопроект (прислушиваясь к рекомендациям ЕС) расписывает механизм смены подчинености. Все просто, сход прихожан (они приходят с паспортами) голосует. Если половина плюс один голос – за переход в КП, а церковный руководящий орган утверждает голосование, то они переходят, если нет – то остаются. Идеально выверенный механизм. Противодействуя этому закону, патриарх Кирилл обратился – ни больше, ни менше – к лидерам Нормандской четверки. Жаловался, что этот закон размывает понятие церковной общины.

Для меня же симптоматичным является то, что, за два года до этого, митрополия разослала специальное письмо, которым запретила такую вещь, как поочередное служение. То есть властями предлагался копромисс: при разделившейся общине договаривались, что в храме утром будут две службы, одна ранняя, вторая – чуть позже. В конце концов, в большинстве городских храмов служб бывает по две. Но митрополия, очевидно – опасаясь вполне очевидного сближения по факту двух частей общины, просто запретила такой выход. Что привело к таким конфликтам.  

В целом же сейчас цель Кремля и РПЦ очевидна – даже не замораживание, а разжигание конфликта. И не учит их история такой очевидной вещи: насильно мил не будешь, а восстановить свое некогда сильное влияние на паству, создавая конфликты, невозможно. Во всяком случае – в церкви.

4. Регистрация церковных уставов.

Ситуация с уставами приходов – одна из самых затяжных. Именно эта ситуация рассматривается сейчас в суде, ответчиком в котором выступает Министерство культуры Украины.

И Андрей Юраш убежден, что этим конфликтом хотят нарастить противостояние.

Напомним, что за последние два года Украинская православная церковь подала на регистрацию в центральный орган исполнительной власти около двух десятков уставов. Четыре устава, которые отвечали требованиям закона, власть зарегистрировала, среди них: один в Одесской епархии и один в Ривненской, местные архиереи пошли на продуктивный диалог с нами и внесли изменения. Зато в других 12-ти уставных документах митрополия категорически отказывается делать любые изменения. Со стороны УПЦ МП вместо диалога – категорическая установка – настоять на своем. У них было специальное обращение Священного синода к премьер-министру Украины, разнообразные манипуляции в прессе, были апелляции к Президенту. Вместо диалога, вместо протянутой руки и стремления где-то найти общую позицию – категорическая установка «дожать вопрос». Я общался со свяществом в регионе, мне сказали, что им просто запрещено идти на уступки. Более того, насколько мне известно, митрополия хочет дождаться Нового года, после чего – вывести народ на массовые акции протеста.

Послесловие

В начале материала я упомянула, что главной мишенью этой, развязанной Москвой, войны я считаю Христа. Но не он один. Еще униженными здесь оказываются священники УПЦ МП. В мае я была под Радой, когда священство вышло протестовать против законов. И знаете, я поверила некоторым из священников, что они чувствуют на себе тяжелое давление общества, что некоторых из них хотят изгнать из храмов. Наверное, так выглядит коллективная ответственность. Впрочем, начальство работает по методичке.    

Один из таких священников написал мне сокрушенное письмо после того, как Рада приняла решение о том, чтоб сделать 25 декабря выходным днем, а митрополия его раскритиковала. Реагируя на реакцию митрополии, он спросил: «Зачем так грубо наезжать на власть, что они хотят этим вызвать, просто оппонировать в очередной раз? Как вы думаете?»

Лана Самохвалова, Киев 

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>