Венгерские триколоры на Закарпатье: проявление силы или бессилия?

Венгерские триколоры на Закарпатье: проявление силы или бессилия?

373
Ukrinform
Количество енгерской символики и мемориальных знаков на улицах украинских городов увеличивается с каждым годом

Веночки с венгерским триколором возле замков и храмов, на центральных площадях городов... Бесчисленное количество мемориальных досок и памятных знаков на домах... Маленькие, средние и большие скульптуры в честь поэтов, революционеров, политиков и даже мифологических птиц. Огромная стела на Верецком перевале, установленная к годовщине перехода венгерских племен через Карпаты. Экспозиция в самом большом краеведческом музее на территории Ужгородского замка об истории Закарпатья с 8 века до 1920 года – про времена венгерского господства. Такое вот повсеместное венгерское присутствие.

Кто-то называет это «мечением территории» (как, например, Оксана Забужко в интервью Укринформу,) кто-то выступает против этого откровенно и агрессивно (недавно в крае прошли правые марши с акциями возле венгерских консульств в Ужгороде и Берегово, в последнем «свободовцы» под крики сняли с мэрии венгерский флаг, чем вызвали новый виток в украино-венгерском противостоянии). А кто-то просто культурно и цивилизованно говорит, что венгерского в Закарпатье действительно становится абсурдно много, и не каждый памятный знак является уместным. По этому поводу мы общаемся с известным ужгородцем, закарпатским писателем и журналистом Александром Гаврошем.

ЗАЧЕМ СОВРЕМЕННОМУ УЖГОРОДУ ВЕНГЕРСКАЯ КОРОНА?

Фото: zakarpattya.net.ua
Фото: zakarpattya.net.ua

У писателя относительно этих так называемых «венгерских меток» четкая и последовательная позиция, он часто пишет блоги по поводу венгерской культурной экспансии на Закарпатье. Собственно, разговор мы начинаем с того, что в Ужгороде на одном из зданий в центре города планируют установить венгерскую корону св. Стефана. Встречаемся с Александром возле одиозного строительства в сердце города – на Театральной площади, где продолжаются работы на скандальном объекте – ТРЦ «Корона». Скандален он тем, что, как считают горожане, нынешний владелец исторического здания вроде как не вполне законно владеет им (относительно этого неоднократно открывались уголовные производства, которые, собственно, не имели никаких результатов). На паспорте объекта, который выставлен перед глазами всех заинтересованных просто на заборе, который ограждает стройку от пешеходной зоны, можно видеть эту корону с наклоненным крестом. Она должна возвышаться на фронтоне здания и доминировать над площадью.

- Это историческое здание: двухэтажное здание бывшего отеля «Корона» упоминается еще в середине ХІХ века. Здесь был известный ресторан, в зале которого произошло немало памятных городских событий. В 1910 году отель перестроили. При чешской власти в 1919-1939 годах он сменил название с «Короны» на «Коруну». В советские времена его переименовали на «Верховину». За 150-летнюю историю здания Свято-Стефановская корона на ней стояла только десять лет - во времена наибольшей вспышки венгерского шовинизма в начале ХХ века. При Чехословакии ее сняли как символ другого государства, и уже столетие здание стоит так. Корона с наклонным крестом венчает герб Венгрии и символизирует единство венгерского народа. Где корона святого Иштвана, там и Венгрия, – говорят венгры. Так почему именно сейчас этот символ снова планируют установить в Ужгороде? Это откровенная провокация в отношении национальных чувств украинцев, - говорит Александр Гаврош.

Фото: zakarpattya.net.ua
Фото: zakarpattya.net.ua

Кстати, недавно возле ужгородской «Короны» состоялся одиночный протест ученого из Ужгородского национального университета. На День Ужгорода кандидат физико-математических наук Андрей Заяц вышел с плакатом и раздавал прохожим собственноручно распечатанные листовки с разъяснением венгерского символа, который хотят разместить на отреставрированной «Короне».

Мы со своей стороны поинтересовались в Ужгородской мэрии – обратили ли на это внимание в профильном отделе и будет ли какая-то реакция. Ответ получили интересный: реакция будет, если поступят соответствующие обращения от граждан.

- Паспорт отделки главного фасада памятника архитектуры местного значения начала ХХ века. «Отель «Корона», согласованный управлением культуры Закарпатской ОГА и управлением градостроительства и архитектуры без установки этого элемента – Свято-стефановской короны. Это значит, что венгерской короны на фасаде быть не должно. С другой стороны, никаких обращений по поводу установки этого знака в городской совет не поступало. Если они будут – городская власть будет реагировать в рамках своей компетенции, – сказали корреспонденту Укринформа в пресс-службе Ужгородской мэрии.

По мнению писателя, эту проблему очень легко решить.

- Почему на арт-бизнес-центре не может быть просто символ короны? Не конкретной венгерской, а символической, как например, на известной шоколадке? Это сразу сняло бы напряжение, – говорит Гаврош.

ВЕНГЕРСКАЯ СТЕЛА НА ПЕРЕВАЛЕ – ЭПИЦЕНТР ПОСТОЯННЫХ СКАНДАЛОВ

Наш разговор относительно неоднозначных венгерских символов на Закарпатье касается другого памятника, вокруг которого постоянно порождаются скандалы и провокации. Речь идет о памятнике 1100-летию перехода венгерских племен через Карпаты, который установлен на Воловеччине.

- Его постоянно портят за явно неудачное месторасположение – в районе, где венгров практически нет – на Закарпатской Верховине, – говорит Гаврош. – Теперь эта стела – эпицентр постоянных скандалов, ее время от времени обрисовывают свастиками. Летом мы все с удивлением узнали о предотвращенной силовиками диверсии (на границе тогда задержали парней, у которых была взрывчатка и четкий план взорвать венгерскую стелу на Верецком перевале), которая планировалась на этом месте. Можно себе представить, какие бы это имело последствия на фоне и так непростых отношений между Украиной и Венгрией.

Одно слово, памятники должны ставиться не только из-за чьего-то большого желания – надо учитывать все факторы.

СНИЗУ СТИХ, А СВЕРХУ – ЭПИГРАММА

- Летом я был поражен ситуацией на Хустском замке. Там на замковой горе есть место, где похоронили убитых в марте 1939 года сечевиков. Теперь там расположен мемориал погибшим героям. Надпись на памятном знаке вандалы разбили кувалдой, осталось только несколько букв. Рядом городская власть поставила билборд с надписью «Хуст – столица Карпатской Украины». Вандалы слова «Карпатской Украины» залили краской. И все это находится в таком оскверненном виде месяцами. То есть все, что может напоминать рядовому туристу о значении Хуста как одной из столиц украинской государственности, уничтожено.

Зато почти на вершине, на видном месте, красуется огромная мемориальная плита венгерскому поэту, автору венгерского гимна Ференцу Кельчеи, из которой мы узнаем, что он в честь Хустского замка написал эпиграмму – и подаются эти две строчки. Это все традиционно увешано веночками с венгерскими триколорами. Неужели в несколькосотлетней истории Хустского замка не было личности более значимой, нежели автор эпиграммы, кстати, абсолютно ничем не выдающейся?

Ситуация абсурдна еще и тем, что у подножия замковой горы уже стоит мемориальный знак со стихотворением этого же поэта Кельчеи о Хустском замке. То есть, самая выдающаяся достопримечательность Хуста открывается Кельчеи и им же заканчивается. Это при том, что абсолютное большинство хустян даже не слышали об этой фамилии (венгров в городе до 5%).

И про Хустский замок написаны десятки стихов и не только закарпатцами! Неужели именно Кельчеи должен быть здесь дважды упомянут? С какой радости?

А на фоне изуродованных украинских мемориальных знаков это вызывает недоумение и возмущение. Потому что понимаешь, что это все происходит не спонтанно, а вполне продуманно. Кому нужны такие «метки территории»? – спрашивает писатель.

ЧРЕЗМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО СИМВОЛОВ ВЫЗЫВАЕТ ОБРАТНУЮ РЕАКЦИЮ

Таких случаев с памятниками и мемориальными знаками – немало, обращает внимание Гаврош.

- Например, в Ужгороде есть памятный знак венгерской революции 1956 года – его установили на здании Ужгородского СИЗО, где короткое время находились заключенные. Ладно, это можно обосновать – здесь удерживали венгерских революционеров, отдадим им честь. Но зачем было устанавливать в городе еще несколько памятных знаков этим событиям в Венгрии? Ведь они к истории Закарпатья или Ужгорода отношения не имеют. Однако венграм, очевидно, нужно, чтобы в Ужгороде было таких знаков побольше.

Так же в Мукачевском замке есть несколько памятных знаков в честь венгерского национального поэта Петефи. Опять же – почему их там несколько? Или это разные организации ставят? Разве в одной исторической локации не достаточно одного упоминания? Ведь в замке находились сотни известных людей, достойных почитания, в том числе и десятки известных поэтов. Неужели теперь надо все стены замка залепить их мемориальными досками? Мукачевский замок – в прямом смысле обвешан венгерскими веночками. Он превратился в некий фетиш для Будапешта. Но история замка связана с разными национальностями. Это и литовско-подольский князь Корятович, грек Ипсиланти, хорватка Елена Зринская (Илона Зрини), целое немецкое село под замком... Неужели венгры не понимают, что такая маркировка угорскими символами вызывает только обратную реакцию у большинства населения?

В том же Мукачевском замке много что связано, собственно, с историей Украины. Например, там находился кош Украинских сечевых стрельцов, где они проходили обучение во время Первой мировой войны. Но рядовому украинцу об этом в замке ничего не расскажет. Здесь вы не найдете мемориальной доски или комнаты о сечевиках, которые, кстати, вместе с мадьярами сдерживали россиян в Карпатах во время Первой мировой.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ЭТО ОТ КАКОГО-ТО БЕССИЛИЯ...

- Чтобы эти мемориальные доски и памятники не вызвали такого сопротивления, считает писатель, стоит перестать плодить их в таком количестве, и обязательно размещать рядом с венгерской украинскую символику, - акцентирует Гаврош. – И очевидно, что на это должна реагировать власть. Во всем должен быть разумный предел. К сожалению, власти не хватает не только интеллекта и знаний, но и элементарного уважения к себе и собственному национальному достоинству. Она с удовольствием принимает финансирование из различных венгерских программ, а потом боится отказаться от «культурных» подарков на память. Тем более, когда их еще и бесплатно устанавливают.

Понятное дело, что украинцам никто не запрещает тоже обвешать все дома и площади «метками», но возникает вопрос: «А зачем?». Украинцам не нужно «метить» свою территорию, она и так наша. Мы у себя дома. А вот венграм важно обозначать эту территорию своими культурными символами.

Следовательно, говорит писатель, эта экспансия создает впечатление какого-то лихорадочного бессилия, словно земля из-под ног убегает, и человек начинает хвататься за все, что подвернется под руку.

НАДО НЕ ОБОСАБЛИВАТЬСЯ, А НАОБОРОТ – ИСКАТЬ ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

- Собственно, сами венгры объясняют это очень просто: это политика ради сохранения своего меньшинства на исторических землях... – высказываю предположение.

- Никто больше не сделал для того, чтобы венгры массово покидали Закарпатье, чем сам Будапешт. Такой эмиграции, как в последние десять-двадцать лет, не было уже столетие, – говорит писатель.

Такое впечатление, что общественное сознание венгров «заморозилось» на отметке 1919 года. Вместо того, чтобы искать точки сближения с украинским большинством, они категорически становятся в оппозицию, зацементировываются в отдельный анклав, как будто это их спасет от ассимиляции. Наоборот: невстроенность в украинское общество только ускоряет их эмиграцию. Ведь здесь они становятся абсолютно чужими. И цифры эмиграции красноречивее любых аргументов их лидеров.

Засилье этих венгерских «меток» - не ради сближения. Ради сближения с культурой украинцев практически ничего не делается: не переводятся книги, почти нет совместных культурных акций... Например, Береговский венгерский театр, который финансируется Украиной, в городе, где половина жителей не венгры, ни одного спектакля не показал на украинском языке, хотя актеры его знают. Хотя бы из уважения к другой половине городской громады, которая не владеет венгерским. Просто надо осознать этот шаг навстречу. Как, кстати, уже осознали в церкви.

Я был поражен, что в Хусте в католической церкви в воскресенье священник ведет службу на украинском языке, пусть с заметным венгерским акцентом. То есть, в церкви видят, что венгров становится меньше, они уезжают, и для них важно, чтобы сохранилась церковная община. Поэтому ведут службы на понятном для других языке. Раньше представить такое в венгерском костеле было невозможно. А сейчас это необходимость – иначе не поймут и не придут в храм. В Ужгороде, к слову, также ведутся службы на украинском в католических и даже кальвинистских храмах – для смешанных семей. И это правильно, потому что время меняется и надо реагировать соответственно.

Поэтому венграм стоит просто понять, что происходит в Украине. Национальное гетто не спасет венгров. Украинцы – очень толерантный народ, но и толерантный народ хочет чувствовать себя хозяином у себя дома.

Татьяна Когутич, Ужгород


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-