А что произойдет, если украинцы будут ехать по городам, не превышая 50 км/ч...

А что произойдет, если украинцы будут ехать по городам, не превышая 50 км/ч...

1216
Ukrinform
Если власть действительно заинтересована в улучшение ситуации на дорогах, то должна учитывать весь европейский опыт, а не только отдельные его нюансы

С 1 января официально вступает в силу ограничение скорости передвижения автомобилей в населенных пунктах до 50 км/час. Нововведения были инициированы министром инфраструктуры Владимиром Омеляном после ряда ужасных аварий, произошедших в последние месяцы в Киеве, Харькове и других городах. Основная цель нововведений - снизить количество тяжелых ДТП на украинских дорогах.

Скоростной лимит - лишь один из пунктов реформы безопасности дорожного движения. По словам Омеляна, планируется также увеличение в несколько раз штрафов за превышение скорости, непристегнутые ремни безопасности, использование мобильного телефона без hands-free. Кроме того, будут установлены новые средства фото- и видеофиксации нарушений, заработает система “писем счастья”, а за управление автомобилем в нетрезвом состоянии — лишение прав. Но пока это лишь проекты.

Еще одним нововведением станет снижение предела толерантности с 20 до 10 км/час. Сейчас, когда разрешенная скорость 60 км/ч, а водитель едет все 80, то за это сотрудники полиции могут вынести только устное предупреждение, хотя обычно и этого не делают. А с 1 января за езду со скоростью свыше 60 км/ч - обещают реально штрафовать. Впрочем, эта толерантность - вещь опасная. Краш-тесты показывают, что столкновение на скорости 60 км/ч существенно опаснее, чем на 50 км/час. Например, пешеход при столкновении с автомобилем на скорости 60 км/ч почти не имеет шансов выжить. Зато если скорость будет 50 км/ч – во многих случаях отбудется средней степени травмами. Поэтому злоупотреблять «толерантностью» водителям не стоит.

Реакция на новый лимит скорости в обществе была очень неоднозначной. Часть людей согласны, что ограничение скорости необходимо, но убеждены, что его никто не будет выполнять, еще часть считает, что “утонут” в безумных пробках. Так или иначе, мнение очень многих: ездить 50 км/ч в городах — водители не будут!

Но есть одно “но”: в пункте 12.8 Правил дорожного движения сказано, что органы местного самоуправления имеют полномочия изменять скоростной режим на отдельных участках дороги путем установки соответствующих знаков. Учитывая то, что формулировка в постановлении Кабмина - “заменить знаки “60 км/ч” на “50 км/ч”” - это не противоречит правилам.

Вот Киеву, например, движение на определенных участках дорог со скоростью выше 50 км/ч просто необходимо. Есть проспект Победы - там 8 полос движения, ни одного пересечения в одном уровне, и “отбойники”, и асфальтовое покрытие хорошее. Почему бы и не увеличить скорость движения на таких дорогах, если так будет лучше и водителям, и самому городу?..

Пока информации о выборочном увеличения скорости движения нет, но 30 ноября состоялось совещание по этому вопросу с участием представителей Департамента транспортной инфраструктуры КГГА и киевской полиции. Возможно, в кулуарах Киевской администрации уже «ходит» перечень улиц, где надо увеличить разрешенную скорость?

Но пока официально об этом ничего не известно, а вот постановление Кабмина утверждено и вступает в силу уже с 1 января 2018-го. Поэтому “Укринформ” решил выяснить, как вообще будет организовано движение на автомобильных дорогах городов, когда лимит в 50 км/ч вступит в силу.

50 км/ч” станут действенными только когда будут фиксировать нарушения и по-драконовски штрафовать за них

Ограничение скорости имеет смысл только в комплексном подходе - когда одновременно будут установлены камеры наблюдения, фиксирующие нарушения, и будут увеличены штрафы за превышение скорости. Алгоритм простой: превысил - тебя зафиксировали - получи “письмо счастья” и уплати серьезную сумму. Тогда “летать” станет дороговато.

Володимир Караваєв, заступник голови координаційної ради Загальнонаціонального форуму безпеки дорожнього руху
Владимир Караваев, заместитель председателя координационного совета Общенационального форума безопасности дорожного движения

По мнению эксперта - заместителя председателя координационного совета Общенационального форума безопасности дорожного движения Владимира Караваева, Киевсовету увеличить разрешенную скорость на широких, соответственно оборудованных магистралях ничего не мешает. “Это необходимо на тех улицах, где исключено появление пешеходов на проезжей части. Те же проспекты Победы и Бажана оборудованы хорошо — наземных пешеходных переходов нет, стоят распределительные барьеры.”

А если камеры фото- и видеофиксации все-таки не будут установлены, или же будут, но не будет системы наказаний, то о 50 км/ч на наших дорогах можно только мечтать. И не потому, что все водители - лихачи. Среди автомобилистов есть неписаное правило: самая безопасная скорость — скорость движения потока. То есть, двигаясь как все и не создавая аварийных ситуаций, вероятность попасть в ДТП — самая низкая.

Владимир Караваев считает, что “реально со скоростью 50 км/ч по проспекту Победы никто двигаться не будет, и я в том числе. Есть одна простая причина: если автомобиль будет двигаться со скоростью 50 км/ч, он будет создавать аварийную ситуацию для всех окружающих. Опытные водители будут двигаться со скоростью потока — это самый безопасный вариант.”

Если же на “магистральных” дорогах Киева скорость увеличена не будет, при этом вступит в силу строгая система штрафов и видеофиксации — не исключено, что город ждет транспортный коллапс. “Городская инфраструктура не рассчитана на скорость в 50 км/час. В таком случае Киев просто “захлебнется”. Ведь через центр города проходят основные пути на левый берег. Эту проблему можно было бы решить малой объездной дорогой, которой также нет”, - отмечает эксперт.

Европейский и мировой опыт, о котором забыли в Мининфраструктуры

И действительно, европейские нормы, на которые так любит ссылаться министр Омелян, если речь идет об ограничении скорости, да и вообще во всем остальном мире, безопасность дорожного движения — это не только назначенная скорость в 50 км/час. Это также и магистрали, проложенные насквозь, в другом уровне, по которым можно ехать и 90, и 110 и 130 км/час. И это реальная возможность быстро попасть из одного конца города в другой. Чего же этот мировой опыт Кабмин не учел?..

Другое дело - выполнять правила дорожного движения. Европейские водители - добропорядочны и законопослушны, поэтому и ограничения скорости в Европе соблюдают. И штрафы за нарушения платят. А украинцам законы не писаны - это подтверждает и дискуссия о "50 км/час". Мол, если и будет ограничение, я буду двигаться со скоростью потока. Все уже забыли ГАИ и их методы...

Но вернемся к скоростным дорогам. Вот в Японии есть двухуровневые магистрали над городами — надземная часть предусматривает движение со скоростью 120 км/час. Токио, Осака... Киото и Осаку соединяет магистраль во втором уровне, а под ней – маленькие города, самая крупная на островах агломерация. А показательным является город Кобе, над которым проходят сразу четыре магистрали государственного значения!

Японське місто Осака
Японский город Осака

Владимир Караваев приводит другой показательный пример - Париж. “Европа перед тем как ограничить скорость, сначала создала такие коммуникации! Через центр Парижа проходит подземная дорога, где можно двигаться 120 км/ч! Это как автомагистраль внутри города! И когда ты на скорости 120 км/ч перемещаешься из одной части города в другую, ты никому не создаешь проблем. Но когда с нее съезжаешь, то, пожалуйста – не быстрее 50 км/час. Но - только до следующей скоростной магистрали! А это максимум десяток кварталов.

Подобные транспортные решения жизненно необходимы и для Киева. Ведь через столицу пролегают несколько дорог государственного значения. Например, только проехав по киевским улицам, можно добраться из Чернигова во Львов, так же, как и из Ровно в Харьков.

Но столица не исключение. Через Черкассы проходит путь из Винницы в Полтаву и Харьков. Город Днипро служит связующим звеном между Харьковом и Николаевом. И таких примеров — достаточно. Но адекватную объездную дорогу имеет только Львов. Поэтому полное ограничение скорости до 50 км/ч в городах — это путь и к транзитным проблемам.

Вместо заключения

Сказать, что в Киеве вопросы инфраструктуры решаются очень долго, - это не сказать ничего. Разговоры про малую объездную дорогу идут уже десятки лет, в каждой редакции Генплана она обозначена как приоритет. Но только на бумаге. На деле же никто не собирается ее строить, или реконструировать существующие улицы. А про подземную или наземную магистраль разговоры ведутся на «ненаучно-фантастическом» уровне!

А “под шумок” Киевсовете стоит решить еще одну проблему — дорожных знаков, которые установлены вопреки здравому смыслу. Как пример - на большинстве въездов в столицу со стороны Житомира, Броваров, Борисполя и т.д. есть проблема с “городской чертой” - эти знаки для водителей часто незаметны и стоят не перед фактическим началом городской застройки, а на километры раньше. Раньше, еще во времена милиции, расстояние между фактической (где начинается застройка) и официальной (где установлен знак) чертой города было “лакомым кусочком” для гаишников: останавливали водителей, не заметивших знак и имели на этом «живую копейку». Если адекватный знак, на формальной границе города, установлен не будет — есть большая вероятность “рецидива” коррупции теперь уже от дорожной полиции.

Николай Романюк, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2017 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-