Покупай украинское, не покупай, а про конкуренцию забывать не нужно

Покупай украинское, не покупай, а про конкуренцию забывать не нужно

558
Ukrinform
Законопроект радикалов о поддержке отечественного производителя, вроде и с правильным лозунгом, но ведь известно, где прячется дьявол...

Законопроект №7206, принятый 7 декабря в первом чтении, предлагает отдавать преимущество при государственных закупках поставщикам, которые могут подтвердить, что существенная часть их производства связана (локализована) в Украине. Риторика законопроекта – поддержка украинских производителей в надежде, что это приведет к экономическому росту. Так утверждают авторы документа. Однако экономисты так не считают, призывая не принимать законопроект в целом.

“Во-первых, бремя поддержки будет возложено на государственные предприятия, которые будут больше платить за товары. Это увеличит цены на их продукцию и услуги. Во-вторых, этот закон нарушает международные договоры и представляет угрозу для делового климату, инфляцию, убытки для бюджета и тому подобное”, - говорится в открытом письме к политикам, бизнес-сообществу и гражданам Украины. А на самом деле как? Ведь лозунг “Покупай украинское — плати украинцу!” вроде бы вполне правильный. Неужели это не так?

На вопрос Укринформа: Законопроект “Покупай украинское...” - это поддержка отечественного производителя или коррупция чистой воды, прикрытая экономическим патриотизмом? И, собственно, к чему может привести его принятие? - ответили:

Ярослав Юрчишин, исполнительный директор Transparency International Украина:

Ярослав Юрчишин
Ярослав Юрчишин

Законопроект радикалов — это коррупция чистой воды”

“На данный момент более 90% участников торгов в системе ProZorro и победителей торгов - украинские предприятия. То есть функция покупать и платить за качественный украинский товар и так выполняется. Поэтому закон имеет одну цель - создать очередную “тендерную палату”, которая будет определять уровень “украинскости” в бизнесе. То есть: кто будет оценивать бизнес по этническому принципу. А затем вручную распределять государственные заказы. Это коррупция чистой воды”.

Сергей Фурса, экономист:

Сергій Фурса
Сергей Фурса

Этот законопроект разрушает систему ProZorro”

“Назначение этого законопроекта - вернуть коррупцию в госзакупках. Бывшая тендерная мафия приспособилась, надела вышиванки, и теперь кричит во весь голос: “Давайте будем покупать украинское”. Произнося правильные патриотические лозунги, они пытаются разрушить ProZorro - систему, которая убрала коррупцию из государственных закупок, создала ценовую конкуренцию. В результате закупки стали гораздо меньше по стоимости, а это - экономия государственных денег. Ведь в чем же фишка ProZorro? По сути, это обратный аукцион, в котором участники добиваются права поставлять заказчику необходимый товар или услугу. Побеждает тот, чья цена в результате окажется наименьшей, а технические характеристики товара или услуги соответствуют заявленным заказчиком в тендерной документации. Только равная конкуренция, и конкуренция по цене - всё, нет ничего другого. А этот законопроект говорит: если вы принесете справку, что у вас украинское производство, то вы можете дать цену на 40% больше. Но это же просто разрушает систему «ProZorro», после этого она уже ничего не стоит. О какой свободной конкуренции можно говорить, когда кто-то приходит и дает на 40% большую цену, и... вдруг побеждает в торгах. Кроме того, этот законопроект противоречит Соглашению об ассоциации с ЕС и Всемирной организации торговли, а также создает коррупционные риски, поскольку для доказательства “отечественности” товара нужно собрать, как минимум, 23 справки.

Наталья Шаповал, вице-президент по экономико-политическим исследованиям Киевской школы экономики и руководитель Центра совершенствования закупок:

Наталія Шаповал
Наталья Шаповал

"Покупай украинское" - это коррупционные риски, ограничение доступа бизнеса, попытка уничтожить систему госзакупок ProZorro...”

“Я прекрасно понимаю, что пропагандируют авторы законопроекта. Но, к сожалению, идея, которую они заложили в законопроект, абсолютно неудачна по форме для этой цели. Во-первых, законопроектом предусмотрено, что любой товар, который обосновали как локализованный, то есть, украинского производства, можно купить на 43% дороже. Перечень этих товаров неизвестен. Во-вторых, требуется 23 справки, которые должны подтвердить происхождение комплектующих, сырья и материалов, использованных в производстве, показать процент украинских граждан - работников предприятия и тому подобное. Но это не статистика, которую предприятия собирают на регулярной основе, это информация, которую невозможно верифицировать. И, это, конечно, создает широкие возможности для коррупции. Ведь в этой ситуации выиграет тот, кто будет иметь сильное, хоть и неформальное влияние на структуры, которые эти справки выдают, а кто не будет — останется с носом. В-третьих, хотя инициаторы законопроекта и утверждают, что будут поддерживать местный бизнес, но ситуация абсолютно противоположная. Малый и средний бизнес вообще не сможет принимать участия в таких тендерах, потому что у них нет дорогого юриста, который будет собирать для них эти 23 справки. Более того, их финансовый директор или бухгалтер не будет иметь таких данных. К тому же, никто из дистрибьюторов не сможет принимать участия в таких торгах, потому что они не будут иметь информации о зарплате, рабочих, стране-производителе станков и т.п. То есть фактически этот законопроект ограничивает доступ малого и среднего бизнеса и дистрибьюторов. Ну, и еще один момент, которым довольно часто манипулируют авторы, рассказывая, что это лучший мировой опыт, приводя в пример США, где еще с 1933 года есть закон “Покупай американское!”... Но это не так. В Украине другой торговый режим. Мы закрепили его в международных соглашениях, в том числе об ассоциации с ЕС. В этих документах четко прописано, что страны-члены должны следовать евродирективам о закупках, и никаких дискриминаций против стран-членов быть не может. А может последовать косвенный эффект: сначала мы ограничиваем торговлю странам-партнерам, а потом они создают симметричный барьер для наших экспортеров. Таким образом, законопроект с обманчивым патриотическим лозунгом “Покупай украинское” по-сути создает коррупционные риски, ограничивает доступ бизнеса, пытается уничтожить открытую систему госзакупок ProZorro...”

Максим Нефедов, первый заместитель министра экономического развития и торговли:

Максим Нефьодов
Максим Нефедов

Не нужна нам немецкая техника для строительства дорог... у нас есть Автодор, асфальт и лопаты”

“Делается попытка продавить в ProZorro мегакоррупционную схему, замаскированную под соусом “поддержка отечественного бизнеса”. Тому, кто соберет 23 справки, предлагается переплачивать до 43% от суммы тендера. Десятки миллиардов гривен предлагается направить избранным олигархам и бизнесменам. Аргументация примитивна: не надо нам немецкой техники на строительстве дорог: автодор как бросал асфальт в ямы лопатами в дождь - так и должен бросать дальше. Только денег мы больше заплатим, чем немцам. Короче, полный позор. ЕС уже направил официальное письмо, что это нарушение Соглашения об Ассоциации, за которую мы стояли на Майдане”

Вместо заключения:

Действительно, с одной стороны важно, чтобы развивалось национальное производство, а с другой - нужна открытая конкуренция - основной рыночный механизм, который позволяет привлечь инвесторов, повышать качество собственных товаров, что, собственно, приводит к желаемому экономическому росту.

Упомянутый законопроект защищает производителя нерыночным способом, потому что дает неоправданные привилегии и, фактически, уничтожает конкуренцию. Прописанные в документе критерии “отечественности” и перечень товаров, работ и услуг "неспециализированных закупок” — основные факторы, которые несут значительную коррупционную составляющую. К примеру, для доказательства той же “отечественности” товара нужно собрать, как минимум, 23 (!) справки, что однозначно отсечет многих “нежелательных” участников торгов, зато победу получит “правильный” поставщик. А, возможно, именно это кому-то и нужно?..

Мирослав Лискович, Киев

Первое фото: УНИАН

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>