Украинский

Украинский "лоукостер" SkyUp Airlines: не национальный — частный

Укринформ
Появление новой авиакомпании на украинском рынке неизбежно порождает вопрос о конкуренции, прежде всего с МАУ. Укринформ попытался это выяснить

В Украине появится собственный лоукостер. Об этом стало известно в конце прошлой недели после презентации новой авиакомпании SkyUp Airlines. Прошло несколько дней, и в компании уже успели заявить о грандиозных планах: международные чартерные перевозки на все известные и популярные курорты, а также открытие регулярных украинских и международных направлений уже с апреля 2018 года. Это вызвало волну дискуссий не только среди экспертов по вопросам авиации. По их словам, SkyUp не совсем лоукостер, а скорее чартерный перевозчик с лишь небольшой частью регулярных рейсов, для запуска которых авиакомпания еще должна получить сертификацию в Госавиаслужбе.

...А тем временем в соцсетях активно обсуждают SkyUp в качестве возможного конкурента МАУ. “Перелет в одну сторону из Киева в Одессу будет стоить от 500 гривен, а Международные авиалинии Украины предлагают заплатить за билет втрое дороже...”, - пишут пользователи Фейсбука.

Укринформ попытался разобраться: что собой представляет новый национальный авиаперевозчик и стоит ли его считать конкурентом МАУ?

Авиакомпания SkyUp: что известно и кому принадлежит?

Называть SkyUp национальным перевозчиком сейчас абсурдно. Важно понимать, что это не государственная компания, а частная. В едином государственном реестре юридических лиц указано, что ООО «Авиакомпания “Скайап” зарегистрирована в Киеве еще в июне 2016 года. Конечным бенефициаром SkyUp выступило ООО “ACS-Украина” Татьяны Альбы и Юрия Альбы, которым также принадлежит украинский туроператор JoinUp! (См. Фото 1). Уставный фонд перевозчика — 1 млн грн. В авиакомпании уже есть официальный сайт skyup.aero, на котором указано, что открытие состоится уже скоро (точной даты не указано).

Співвласник компанії SkyUp Юрій Альба та міністр інфраструктури України Володимир Омелян
Совладелец компании SkyUp Юрий Альба и министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян

Гендиректором авиакомпании стал Евгений Хайнацкий, который ранее работал в компаниях Аэросвит, Роза Ветров и Air Onix. “За плечами Е. Хайнацкого 19 лет работы в авиации на руководящих должностях в передовых компаниях. Большой опыт в создании моделей маршрутов, организации коммерческой работы авиаперевозчиков и обеспечении регулярных и чартерных рейсов”, - сообщила руководитель пресс-службы SkyUp Екатерина Резниченко. Кроме того, в компании рассказали и о других специалистах: главном пилоте, заместителе гендиректора по летной эксплуатации Сергее Мосюндзе и руководителе департамента пассажирской кабины Виктории Мозгун.

Резниченко: “...У Сергея Мосюндзя 24 года опыта пилотирования, 15 из которых на позиции — командир самолета. С 2003 года пилот-инструктор. В компании SkyUp отвечает за организацию летной службы. У Виктории Мозгун, 26 лет опыта на таких позициях как бортпроводник и бортинструктор. С 2013 до 2017 года занимается инструкторской работой в авиационных центрах Украины, готовя членов экипажа. В компании отвечает за организацию и координацию работы бортпроводников”.

Что касается, собственно, пилотов воздушного судна, то они, по словам спикера, высококвалифицированные работники с опытом работы на самолетах типа Боинг 737 не менее пяти лет. “...Это в основном наши соотечественники, которые после остановки нескольких авиакомпаний Украины были вынуждены искать трудоустройство за рубежом. Сегодня же они возвращаются домой”, - добавила она.

Экономика компании

Мы поинтересовались, какой объем инвестиций предусмотрен для создания авиакомпании. Ведь, согласитесь, для приобретения или лизинга четырех самолетов семейства Боинг 737-800 NG, найма персонала, а также других расходов необходима немалая сумма, которая сразу не вернется.

В SkyUp говорить об этом отказались. “Объемы инвестиций, как, откуда и каким образом они были вовлечены, вам никто не скажет. Это вопрос щепетильный и, к сожалению, не разглашается”, - сказала Екатерина Резниченко. - Насчет рентабельности... В первый год 80% рейсов будут чартерными. Это даст компании возможность выполнять рейсы с положительной рентабельностью. Однако существует вероятность ухода в минус на внутриукраинских рейсах. Но, рассчитав нашу бизнес-модель, упомянутый минус покроем собственными накопленными деньгами из чартерных программ”.

В то же время опрошенные нами эксперты: главный редактор авиационного портала “Авиабиз” Богдан Долинце и гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий, — называют примерную сумму инвестиций для создания подобной компании.

Долинце: “Точной цифры назвать не могу, но это десятки миллионов долларов”.

Ланецкий: “...Минимум от 6 млн долларов. Более реальная цифра в 10 млн и гарантии от материнской компании-туроператора”.

Флот авиакомпании

Сейчас флот авиакомпании состоит из среднемагистральных судов типа Боинг 737-800 NG (Neхt Generation) на 189 мест, 2001, 2002 и 2011 года выпуска. Этот тип самолетов наиболее востребован среди лоукост-перевозчиков во всем мире.

“В 2018 году флот будет состоять из четырех самолетов. А динамика развития предусматривает расширение флота на 2-3 судна в год за счет бортов Боинг 737-800 и Боинг 737МАХ (новое семейство самолетов, которое придет на смену Боинга 737NG)... В 2019 году планируется увеличение количества бортов до 6, в 2020 - 8, 2021 год – 10, 2022 год – 12. На сегодня самолеты SkyUp будет брать в лизинг, а в дальнейшем будет рассматриваться вопрос покупки самолетов с привлечением кредитных средств”, - сообщила Екатерина Резниченко. (См. Фото 2)

На вопрос, где именно будут базироваться упомянутые самолеты (Киев, Одесса, Харьков или Львов?..) в компании ответили, что это будут столичные аэропорты: Борисполь и Жуляны.

“Уже подписаны соглашения и с аэропортом Борисполь, и с аэропортом Жуляны. Полеты будут осуществляться с обеих в зависимости от направления и статуса рейса (регулярный или чартерный)”, - добавила она.

Куда и почем будем летать?

В планах компании на первый год - выполнение международных чартерных перевозок (одиночные или сезонные рейсы авиакомпании по заказу туроператоров или других, заинтересованных в перелете лиц) на популярные курорты, а также открытие регулярных (выполняются круглый год, и меняется только частота полетов украинских и международных направлений.

Напрямки авіаперевезень // Фото: Skyup Airlines
Направления авиаперевозок // Фото: SkyUp Airlines

В частности, чартерные перевозки будут осуществляться из Киева (переговоры ведутся с аэропортами Борисполь и Жуляны. - Ред), Харькова, Львова, Одессы и других городов Украины по 16 направлениям: Анталия, Бодрум, Даламан (все - Турция), Шарм-аль-Шейх, Хургада (Египет), Тиват (Черногория). Также чартерные перевозки планируются в такие испанские города, как Барселона, Пальма-де-Майорка, Тенерифе, Аликанте, албанскую Тирану, итальянский город Римини, Бургас и Варну в Болгарии, Ларнаку (Кипр) и крупнейший город ОАЭ — Дубай.

Внутренние регулярные рейсы начнутся в конце мая – начале июня. На первом этапе рейсы планируется по таким направлениям: Киев – Одесса, Харьков – Одесса, Львов-Одесса. “Частота рейсов в течение недели – не меньше трех, – прогнозирует гендиректор SkyUp Евгений Хайнацкий. – С 2019 года сеть маршрутов будет расширяться вместе с ростом парка самолетов”.

Фото: Skyup Airlines
Фото: SkyUp Airlines

Международные регулярные рейсы компания планирует осуществлять по следующим направлениям: Киев – Барселона, Киев – Дубай, Киев – Ларнака. Впоследствии маршруты будут расширяться.

Фото: Skyup Airlines
Фото: SkyUp Airlines

“Появление SkyUp откроет новые возможности для путешествий украинцев, предоставив им широкую географию полетной сети и доступные цены на регулярные перевозки” - отметил основатель проекта SkyUp Юрий Альба.

Собственно, относительно доступности. Стоимость всех регулярных перевозок будет формироваться по лоукост-модели: без багажа и выбранных дополнительных услуг, и будет зависеть от направления путешествия и времени приобретения билетов (продажа на первые рейсы будет осуществляться в марте-апреле 2018 года). “Еще рано говорить о точной стоимости авиабилета. Сейчас компания проходит сертификацию направлений в Госавиаслужбе. Впрочем, приблизительная стоимость билета, к примеру, на рейс Киев — Одесса составит от 499 гривен”, - сообщили в пресс-службе.

Конкуренция с МАУ

Недавно ОО “Европа без барьеров” и “Деминициатива” провели исследование, в котором говорится, что около 44% опрошенных украинцев готовы платить не больше 1000 гривен за лоукост-билет в одну сторону, сообщает “Европейская правда”. Как упоминается выше, цена билета из Киева в Одессу в новоиспеченной украинской авиакомпании SkyUp — от 499 гривен в одну сторону. А полететь МАУ по такому же маршруту обойдется значительно дороже — от 1500 гривен за “эконом” до 7000 гривен за бизнес в одну сторону. (См. скриншот ниже).

Скріншот з сайту продажу квитків МАУ на рейс Київ — Одеса на 31 січня 2018 року
Скриншот с сайта продажи билетов МАУ на рейс Киев — Одесса на 31 января 2018 года

“То, что появится новый лоукостер, который будет летать из Киева в Одессу не за пару тысяч гривен в одну сторону как МАУ, а за несколько сотен — прекрасно. Тот, кто ездил по одесской трассе на своем автомобиле, особенно по убитой ее части — хорошо меня поймет. А еще лучше поймет тот, кто ездил в Одессу ночным поездом, где в вагонах чувствуешь себя так, будто тебя везут в концлагерь...”, - написал в своем Фейсбуке управляющий партнер Creative Quarter в Киеве, эксперт Реанимационного Пакета Реформ Илья Кенигштейн.

Отсюда вопрос: неужели новоиспеченный украинский авиаперевозчик SkyUp — это потенциальный конкурент МАУ? По мнению экспертов, SkyUp не конкурент МАУ, потому что авиакомпании работают в разных сегментах.

"МАУ в последнее время ушла из чартерных перевозок, и максимально сосредоточилась на регулярных рейсах, - говорит Александр Ланецкий. - Думаю, что SkyUp может стать конкурентом только для небольших чартерных авиакомпаний, как АзурАйр, Windrose, «Браво»  и других”.

Авиаэксперт Богдан Долинце также убеждает, что о конкуренции с МАУ речь вообще не идет. “Новый перевозчик SkyUp, который недавно заявил о выходе на рынок, на сегодня не является конкурентом МАУ. Учитывая сеть направлений перевозчика, заявленных на ближайшие годы, эта авиакомпания в первую очередь составит конкуренцию чартерным авиаперевозчикам, таким как АзурЕйр Украина и "Роза ветров". Учитывая именно ориентацию авиаперевозчика на основные чартерные направления, желание SkyUp сотрудничать с МАУ по код-шеринговым соглашениям кажется полностью логичным, это позволит компании связать свои направления с сетью МАУ в регионах и на европейских направлениях”, - подытожил эксперт.

Не считает SkyUp конкурентом МАУ и заместитель директора по вопросам развития “Института общественно-экономических исследований” (ИОЕИ) Светлана Ковалевская. “Это далеко не конкурент МАУ, потому что нет ни самолетов, нет еще работников, ни даже сертификата эксплуатанта. Но все равно надо поздравить основателей, что в такое сложное время в Украине создается новый бизнес, особенно в такой сложной сфере, как пассажирские авиационные перевозки, где предусмотрены значительные инвестиции, где зарплаты работников имеют самый высокий уровень по Украине, при этом уровень рисков и высокой ответственности за безопасность пассажиров тоже высокий”.

Но есть другое мнение. По словам директора программы "Инфраструктура будущего" аналитического центра “Украинский институт будущего” (UIF), бывшего первого заместителя министра инфраструктуры Украины (2014-2015) Владимира Шульмейстера, конкуренция будет ощущаться. “Единственная объявленная цена на рейс Одесса-Киев - 499 гривен - не означает, что такая стоимость будет на все направления. Средняя цена может быть и тысячу, и полторы, и выше - так работает любой лоукостер. Но в любом случае цены на билеты SkyUp будут значительно ниже в сравнении с МАУ (3500 гривен за билет на рейс Одесса-Киев). Это приведет к повышению конкуренции, что, безусловно, хорошо, ведь МАУ и другие авиакомпании, которые работают в Украине, адаптируют свои цены”.

Мирослав Лискович, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны, кроме того, цитирование переводов материалов иностранных СМИ возможно только при условии гиперссылки на сайт ukrinform.ru и на сайт иноземного СМИ. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2021 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»

Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-