«Ирония судьбы»: да займитесь уже чем-нибудь другим!

«Ирония судьбы»: да займитесь уже чем-нибудь другим!

587
Ukrinform
На что нарывался Интер, транслируя на Новый год запрещенную «Иронию...»? Просто хотел выставить нас на посмешище...

Зачем им это было надо – нарываться – о чем едва ли не все наши патриотические СМИ и блогеры написали? Да, они просто хотели выставить и таки выставили на посмешище всех нас, кому болит не так приверженность некоторых зрителей к сорокалетнему «с гаком», «надцать» раз пересмотренному фильму, как эта непоколебимая, железобетонная и бездумная украинская погруженность в имперское прошлое. И все мы - те, кто изо всех сил пытается выкарабкаться из трясины «совка», выглядим в этой упорной борьбе с рязановской мелодрамой действительно абы как, сами того не замечая...

А с чем вы, собственно, боретесь, господа?

Мы все бросились причитать, призывать и поучать, мы требовали от Нацсовета наказать нарушителей, оштрафовать, забрать лицензию... Но это все на самом деле было очень смешно, хотя бы потому, что (об этом пишет онлайн-ресурс Opinion) законы у нас прописаны «по-украински» - и одна редакция Закона о кинематографе трансляцию «Иронии» однозначно запрещает, даже если Талызина В.И. 1935 г.р., лицо, которое создает угрозу украинской государственности, играет там третьестепенную роль в эпизоде, а другая редакция (того же закона!) – нет, потому как снято это кино до, а не после 1991 года. И можно себе только представить, какая комедия – не в кино, а в жизни - будет подарена недругам Украины, если это дело таки дойдет до суда, где натасканные и циничные адвокаты «Интера» будут победно мочить истца этой законодательной шизофренией. Независимо от решения, которое вынесет суд.

И будет все это разворачиваться при пристальном внимании СМИ - наших «ватных» и российских - и на фоне, собственно, предмета разборок - сентиментальной рождественской сказки образца 1 января 1975-го, которая сорок с лишним лет назад на самом деле, что называется, стала отрадой для души - задавленному цензурою населению империи. Поэтому, собственно, она и популярна до сих пор среди некоторых из тех, кто так и не может забыть того первого своего впечатления и свою собственную молодость. А говорится в том кино всего лишь о возможности чуда, и о любви как спасении. И снято это было талантливым режиссером по талантливому сценарию, и чувствуется там фактура и вкус тогдашней повседневности, и играли там талантливые актеры (Валентина Талызина, напоминаю, лишь в небольшом эпизоде), и звучали (и это было чуть ли не фрондой в советские времена) блестящие стихи, которые очень хорошо знал Эльдар Рязанов, положенные на теплую музыку Микаэла Таривердиева.

Что бы там не говорили современные молодые критики (а они говорят и часто глупости, например, что «Ирония» - это отстой, поэтизация неуклюжести «маменькиного сынка» Жени Лукашина), они не хотят, или не могут понять очень простую вещь: подобное художественное произведение стоит оценивать только по меркам того времени, в которое оно было создано. Если фильм безнадежно устарел, то он теряет аудиторию, а если находится еще потребитель, то критиковать его художественные качества нет смысла – здесь надо говорить о политике и социологии.

Считаете «Иронию...» неуместной на украинских телеэкранах во время войны? Так придумайте, предложите новое, свое, так, чтобы потом его «крутить» в новогодние дни долгие-предолгие годы. Но об этом только разговоры идут уже столько лет, что уже и перечислять их скучно. Нет денег? Если бы все было просто... Нет идей и людей – в этом основная проблема. Но при этом, и первые, и вторые бесспорно есть, не хватает эффективных механизмов, лифтов, которые бы быстро поднимали этих людей в возможности реализовать свои идеи.

Вот об этом и надо говорить, а мы – с чужой подачи - совсем о другом. Так нас и отодвигают на обочину, делают из нас злую карикатуру.

Кто станет Рязановым XXI века?

Готовя рождественскую индейку, сентиментальные американские хозяйки уже десятки лет проливают слезы, смотря снятый еще в 1946-м голливудский фильм «Эта прекрасная жизнь». (У нас мало о нем знают, очень советую тому, кто не видел – удивительно светлое и трогательное кино о людях). Это я о том, что подобная зацикленность – это о всех, а не только об украинцах. Но в США за эти годы создали еще много других рождественских сказок, больше, чем просто популярных. Самый известный у нас пример - «Один дома», «Один дома -2,3,4,5». Маколей Калкин, который в 1990-м сыграл свою роль десятилетним мальчиком, уже давно вырос и его несколько раз пришлось заменять другими юными актерами, а запрос – остается.

...А впрочем, традиция встречать Новый год за столом «з їдлом» и телевизором «з дивидлом» – разве это не то, что уже лет двадцать должно отойти в прошлое? И сколько уже раз так бывало и среди людей, изменилось время – изменилась мода. Та же «Ирония...» была не первой в роли шоу-лидера Новогодних праздников. А до нее была «Карнавальная ночь» того же Эльдара Рязанова. И, обратите внимание, там была совсем другая, связанная со временем и его технологическими и социальными возможностями история успеха - ведь это была КИНОкартина, которая сначала собрала рекордные аудитории в кинотеатрах, а только потом вышла на телеэкран. И правильно, потому что в середине 50-х телевизор был еще чудом, их на целую улицу были в квартирах единицы, чтобы посмотреть на такое чудо люди друг к другу в гости ходили. А еще до этого были новогодние балы, кавалеры приглашают дам... Кстати, а почему бы нам не вернуть в настоящее Новогодний бал в качестве ретро-тренда времени?

Но это уже не принципиально в то время, когда традиционный телеканал вот-вот окончательно станет архаикой, утешением консервативных пенсионеров, потому что люди будут выбирать из Сети, компоновать себе программу только из того, что они хотят смотреть. То есть, а мы думали о том, что феномен «Иронии...» уже невозможен в наше время? И за это – слава Богу. Это в середине 70-х, в стране двух телеканалов (на третьем, согласно советскому анекдоту, сидел полковник КГБ и грозил пальчиком: мол, я тебе поклацаю переключателем, смотри что тебе дают!), только за глухим железным занавесом и возможно было такое вот погружение десятков миллионов в одно единственное кино. А сейчас этого уже не будет от слова «никогда», и сплачивать нацию эмоционально надо уже вокруг чего-то принципиально другого в подходах и технологиях. Может, новогодние феномены современности спрятаны где-то в сетевых технологиях, а может, это будет что-то публичное при непосредственном участии аудитории.

Дарю идею – создайте ресурс, который по определенному вами варианту – подберет и покажет рядовому зрителю индивидуальную программу новогодней ночи. Или – еще проще – покажите в рождественскую неделю – ретроспектива рождественских киносказок всех времен и народов, начиная, например, с той же «Этой прекрасной жизни».

Короче. Кто их, эти открытия современной «праздничной» коммуникации придумает и реализует – тот и будет «Рязановым современности», тот и станет автором новейшей рождественской легенды первой трети XXI века.

А потом – тоже будет уже что-то другое.

Сергей Тихий, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-