Эксперт объяснил, почему "хромает" безопасносный компонент "Восточного партнерства"

Эксперт объяснил, почему "хромает" безопасносный компонент "Восточного партнерства"

290
Ukrinform
Безопасностные приоритеты инициативы ЕС "Восточное партнерство" не удовлетворяют полностью интересы Украины, поскольку в этом формате сотрудничества не называется источник угроз — Россия.

Об этом заявил руководитель международных программ Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Виталий Мартынюк во время "круглого стола" в Укринформе на тему "Угрозы безопасности Украины и других стран региона Восточного партнерства и возможные ответы на них".

“Украина, принимая во внимание низкий уровень этих безопасностных целей, фактически ее выполняет. На 50% уже выполнила и способна их выполнить до 2020 года. Но удовлетворяет ли это интересы Украины в безопасностной сфере — наверное нет. Ведь ни в этом документе, ни в других документах относительно Восточного партнерства не называется источник угроз — РФ. И если не определить источник, то очень сложно принимать меры по противодействию этим угрозам", — заявил Мартынюк, комментируя разработанный Евросоюзом документ "Восточное партнерство: 20 ожиданий достижений до 2020 года".

По его словам, разработанный документ не включает цели стран-партнеров, а отображает цель ЕС в целом - безопасность и стабильность на восточной границе.

Эксперт напомнил, что через 7 лет от даты учреждения инициативы "Восточное партнерство" Евросоюз наконец решил наполнить этот формат сотрудничества  конкретным содержанием, одобрив в декабре 2016 года документ "Восточное партнерство: 20 ожиданий достижений до 2020 года", одно из достижений в котором касается исключительно безопасности. 

 “Изначально в этом документе раздел "Безопасность" назывался "Стойкость и безопасность гражданских лиц". И только в пересмотренном варианте в июне 2017 года назвали просто "Безопасность" и сделали его, по моему мнению, более амбициозным, поскольку включили также гибридные угрозы", - сообщил Мартынюк, который также является руководителем рабочей группы Украинской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.

В то же время, он обратил внимание на то, что Восточное партнерство "является такой себе "радугой" в безопасностном смысле": "Из шести стран Восточного партнерства есть и страна, которая принадлежит к Союзному государству России и Беларуси, есть члены ОГКБ, СНГ, Евразийского союза, есть страны, которые считаются потенциальными кандидатами на вступление в НАТО и страны, которые задекларировали свое членство в перспективе в Евросоюзе". Именно поэтому перед Евросоюзом была нелегкая задача, как в одном общем документе выписать достижения, которых действительно можно достичь за 4 года. "Если подводить общий знаменатель, то его можно понижать. И уровень восприятия угроз, которые существуют для разных стран Восточного партнерства и оценок в этих странах, можно снизить. Для Украины данный документ именно по этой причине считается  не чрезвычайно амбициозным", - заявил Мартынюк.

Он отметил, если в начальном документе (принятом в декабре 2016 года) не было упоминания о противодействии  гибридным угрозам, то в нынешней редакции (принятой в июне 2017 года) уже содержится  соответствующий пункт.  Между тем,  по убеждению эксперта, это противодействие гибридным угрозам носит "ограниченный характер" и акцент в ЕС больше публично делают на южном (Северная Африка и Ближний Восток), а не на восточном направлении. "Противодействие гибридным угрозам носит ограниченный характер. И ЕС в измерении Восточного партнерства видит его в противодействии киберугрозам и в усилении критической  инфраструктуры. Все. Больше ничего в этом документе о противодействии гибридным угрозам не сказано", - отметил Мартынюк.

Читайте также: Россияне в этом году вряд ли вернутся в СЦКК - эксперт

В то же время, руководитель международных программ  аналитического центра "Стратегия ХХІ" заметил, что сотрудничество по противодействию упомянутым гибридным угрозам является важным для Украины, "поскольку определяет важные для нашего государства задачи, а киберугрозы, наверное, являются одними из наиболее опасных на данном этапе для Украины". 

Остальные задачи, которые определены в разделе "Безопасность" для стран Восточного партнерства, касаются таких сфер, как противодействие нелегальной торговле оружием, улучшение способности стран-партнеров противодействовать организованной преступности, усиленная способность отвечать на региональные химические, биологические и ядерные инциденты и противодействие чрезвычайным ситуациям. Как сообщил эксперт, теперь Украина уже фактически выполнила пункт относительно противодействия организованной преступности, взаимодействуя с Европолом и Евроюстом. Также происходит продвижение по направлениям противодействия нелегальной торговле оружием и противодействию киберпреступности.

“Еще одна сфера, которая все-таки появилась в последней редакции, — это исключительно военная сфера. В военной сфере ЕС ставит задачу, чтобы по крайней мере три страны Восточного партнерства приобщились к миссиям, операциям ЕС и функционированию боевых тактических групп (БТГ). Украина уже выполняла эту задачу, поскольку участвовала, например, в операции "Аталанта" и приобщалась к функционированию БТГ в 2014-2016 годах и запланировано ее участие в 2018 и 2020 годах", — прибавил Мартынюк.

Во время пресс-конференции также состоялась презентация экспертного опроса, проведенного фондом "Инициатива по исследованию восточноевропейской безопасности", в котором участвовали 62 эксперта аналитических центров Украины, других государств "Восточного партнерства", а также соседних стран Центрально-Восточной Европы. Почти 47% опрошенных экспертов заявили, что участие в европейской политике "Восточного партнерства" скорее усиливает безопасность стран региона. 31% экспертов считает, что участие в Восточном партнерстве  "в чем-то усиливает, а в чем-то ослабляет" безопасность стран региона. Еще 23% экспертов заявили, что это участие вообще не влияет на безопасность.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-