Маленькая победа ProZorro в большой войне с тендерной коррупцией - 26.01.2018 17:16 — Новости Укринформ
Маленькая победа ProZorro в большой войне с тендерной коррупцией

Маленькая победа ProZorro в большой войне с тендерной коррупцией

878
Ukrinform
Электронные публичные закупки станут еще прозрачнее — новые алгоритмы помогут аудиторам отслеживать “хабарменов” еще до завершения тендера

Накануне поездки в Давос, президент подписал изменения к Закону Украины “О публичных закупках”, которыми совершенствуется мониторинг закупок. Суть усовершенствования заключается в введении дополнительных механизмов контроля за недобросовестными заказчиками, которые пытаются реализовать коррумпированные схемы при публичных закупках. Их два - это риск-индикаторы, сигнализирующие контролерам о подозрительных намерениях участника торгов, а также специальный электронный кабинет контролирующего органа — Государственной аудиторской службы (далее — ГАСУ) в системе ProZorro.

Укринформ попытался подробнее разобраться в новых механизмах контроля с тем, чтобы объяснить их принципиальные отличия от предыдущих и последствия для участников электронных торгов.

Что было раньше?

В 2016 году в каждом втором тендерном соглашении по факту его заключения ГАСУ выявляла нарушения — в целом на 22 миллиарда гривен! При этом, если в 2016 году контролеры смогли предотвратить нарушений на 4,7 млрд гривен, то в 2017 году — на 2,7 млрд гривен. По словам директора программы инновационных проектов Transparency International Украина Виктора Нестули, причина незначительного уровня предотвращения в том, что до сих пор аудиторы могли лишь делать свои замечания о нарушениях и рекомендовать изменения к тендеру. А сам анализ закупки и возможная судебная тяжба начинались уже после окончания всех процедур, то есть, когда деньги уже были перечислены недобросовестному поставщику.

Віктор Нестуля
Виктор Нестуля

“Проверка проходила без выезда аудитора на место, путем изучения информации, размещенной в системе электронных закупок ProZorro, и получением от заказчика дополнительной информации по специальному запросу. Сама процедура закупки не останавливалась. Обмен информацией между заказчиком и аудитором осуществлялся в письменном виде. По результатам проверки заказчику почтой направлялись рекомендации по устранению нарушений. Конечно, заказчики игнорировали аудиторов и оставались безнаказанными”, - пояснил Виктор Нестуля.

По словам юриста Центра противодействия коррупции Елены Щербан, единственный способ наказать недобросовестного заказчика — это провести плановую бумажную проверку электронных торгов и составить на него административный протокол. В отдельных случаях результаты плановых проверок ложились в основу уголовных производств, но это происходило уже после потери бюджетных средств при сомнительной закупке.

Еще одной проблемой Виктор Нестуля называет то, что чиновники ГАСУ сами решали, какие именно закупки проверять. В результате, их самостоятельность и избирательность привели к громкому коррупционному скандалу. Недавно САП и НАБУ сообщили о подозрении председателю ГАСУ Лидии Гавриловой. Ее обвиняют в незаконном обогащении - мадам Гаврилова погорела на приумножении своего золото-валютного “резерва” (покупки квартир, авто и золотых слитков). Сейчас по этому делу продолжается следствие.

Что будет теперь?

Отныне способов для подобного обогащения для преемников Гавриловой на этой должности станет значительно меньше. Предложенные законодательные изменения как раз и нацелены на обезвреживание человеческого фактора в системе аудиторской проверки процесса закупок. В частности, вводятся специальные риск-индикаторы, по которым система автоматически смлжет идентифицировать подозрительные закупки. Например, заказчик одномоментно дисквалифицировал всех участников, кроме одного. Или тендерная документация была загружена в систему почему-то уже после объявления победителя торгов и т.п. Все подобные “сомнительности” автоматически попадут в очередь на проверку аудиторов ГАСУ. Для подотчетности работы которых в системе ProZorro создается отдельный электронный кабинет, где также отражаются все действия службы, связанные с дальнейшим мониторингом тех, кто попал в очередь.

Нові алгоритми допоможуть аудиторам відстежувати “хабарменів” ще до завершення тендеру
Новые алгоритмы помогут аудиторам отслеживать “хабарменов” еще до завершения тендера

По убеждению авторов усовершенствования, публичная подотчетность аудиторов позволит сторонним наблюдателям понять, насколько эффективно те работают: не злоупотребляют ли контролеры своим положением, а также не используют ли этот механизм для личного обогащения.

“Нововведения дадут аудиторам возможность проводить расследования потенциальных нарушений законодательства как по обращению третьих лиц – например, общественных активистов или журналистов, - так и по собственной инициативе. Причем решение о начале аудиторской проверки будет обнародоваться в системе ProZorro в течение двух дней с момента его принятия. В отличие от жалоб в АМКУ (Антимонопольный комитет. - Ред.), решение ГАСУ о начале проверки не останавливать ход закупки”, - рассказал Нестуля.

По его словам, срок проведения мониторинга - до 15 рабочих дней. Во время проверки специалисты ГАСУ могут вести открытый диалог с заказчиком торгов через систему ProZorro, содержание которого будет доступно всем посетителям на странице закупки. У заказчика будет три рабочих дня на ответ и аргументацию, и он сможет предоставить разъяснения о своих действиях или бездействии.

После проведения мониторинга аудиторское заключение будет обнародовано в течение трех рабочих дней со дня его составления. Если в нем будут указаны нарушения, то заказчик обязан устранить их в течение трех рабочих дней и загрузить в систему соответствующее уведомление об устранении или аргументированное несогласие с результатами мониторинга. Если заказчик не устранит нарушения и не аргументирует своих действий, ГАСУ сможет принять решение о проведении комплексной проверки закупки в соответствии с Законом “Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине” и наложить соответствующие штрафы или передать дело в суд.

Меньше злоупотреблений аудиторов — больше гарантий для бизнеса

Независимые эксперты и представители торговых площадок в один голос утверждают, что принятие закона - важный элемент закупочной прозрачности.

Сергей Сагун, заместитель руководителя площадки SmartTender.biz:

Сергій Сагун
Сергей Сагун

- Раньше аудиторы ГАСУ не имели действенного механизма влияния — их замечания носили лишь рекомендательный характер. С принятием этого закона мониторинг ради мониторинга остается в прошлом.

Среди прочего, интересно, что подозрения о нарушениях может сообщить любой. То есть, даже журналистское расследование - это уже причина для публичной (что главное) реакции ГАСУ. На подмогу призвана также автоматическая система риск-индикаторов, которая будет “маячком” для аудиторов о подозрительные тендеры. Кстати, эта система уже работает в тестовом режиме на DoZorro (портал, объединяющий более 20 общественных организаций, занятый мониторингом потенциально недобросовестных закупок. - Ред).

Если же говорить об экономическом эффекте в целом, то изменения - это возможность построения нового уровня доверия к системе ProZorro со стороны многочисленных поставщиков. Опыт команды площадки SmartTender.biz учит, что главной рекламой системы госзакупок служит само доверие к ее действенности и надежности. Мы надеемся, что благодаря нововведениям влиять на недобросовестных организаторов тендеров станет легче. Бизнес получит дополнительные гарантии надежности системы ProZorro, это увеличит количество участников тендеров, а, следовательно, и конкуренцию между ними.

Леся Чмиль, исполняющая обязанности руководителя проекта “Прозрачность и подотчетность государственного управления и услуг” (TAPAS), финансируемого правительствами США и Великобритании:

Леся Чмиль

- До сегодня никто не понимал, почему к какому-то заказчику ГАСУ имеет претензии, а к другим — нет. Сложилось впечатление, что иногда аудиторы злоупотребляли положением, выполняя чьи-то “заказы” (собственно, так и было, судя по делу незаконного обогащения их руководительницы — Авт.). Теперь все должно измениться. Впрочем, не стоит ждать, что система заработает уже завтра. Три месяца отводятся правительству на утверждение критериев риск-индикаторов и разработку кабинета аудитора. Тем не менее, это действительно победа, хотя и маленькая.

Мирослав Лискович, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>