Холокост в Латвии - что было и о чем молчала Советская власть

Холокост в Латвии - что было и о чем молчала Советская власть

Аналитика
1063
Ukrinform
27 января - День памяти жертв Холокоста

С 2006 года 27 января в мире отмечается Международный день памяти жертв Холокоста, годом ранее установленный Генассамблеей ООН. Такая дата была выбрана в память о том, что в этот день солдаты 1-го Украинского фронта РККА освободили концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау – один из крупнейших нацистских лагерей смерти. В этой системе лагерей было много погибших самого разного происхождения (в Аушвице, например, был запытан до смерти Василий Бандера). Но все же, в первую очередь, лагерь использовался нацистами для «решения еврейского вопроса».

Страшные преступления по уничтожению целого народа творились нацистами и на территории Латвии.

ЕВРЕИ В ЛАТВИИ – ОТ ДАВНИХ ВРЕМЕН ДО 1940-Х ГОДОВ

Евреи издавна проживали на территории Латвии и были хорошо интегрированы в ее тогдашнюю общественную структуру. Более того, в некоторых городах они составляли большинство населения. Так по переписи населения 1897 года евреи преобладали в таких крупных городах, как Двинск (ныне Даугавпилс), Режица (Резекне), не говоря уже о более мелких. При этом балтийские губернии были известны непопулярностью погромных настроений, распространяемых российскими монархистами-черносотенцам.

Увы, ситуация совершенно изменялась в конце 1930-х – начале 1940-х годов. После прихода нацистов к власти они развернули бешеную антисемитскую пропаганду. Независимая Латвия тоже оказывалась под этим облучением. При этом мягкая диктатура Карлиса Ульманиса держала местных нацистов под жестким контролем. При этом наибольшее напряжение в те времена было как раз между латышами и немецким меньшинством. Немцы долгие годы доминировали на этих территориях, независимо от того, каким странам и империям принадлежали латвийские земли. Стоит отметить, что Российская империя изначально предоставила немецкому дворянству наибольшие права по сравнению с предшествующими правителями этих краев, Речью Посполитой и Шведским королевством.

Но в 1939-1940 годах Латвия, как и другие страны Балтии была оккупирована Красной Армией и присоединена к СССР. Сразу же начались жестокие репрессии по отношению к местному населению. Они были примерно равномерными по отношению ко всем этническим группам захваченной Латвии. Хотя во время июньской депортации 1941 года доля депортированных евреев оказалась больше, чем доля этой этнической группы в населении Латвии. То есть в относительном пересчете евреи были самой пострадавшей от советской депортации группой.

При этом, однако, на отдельных важных постах в структурах, прежде всего – силовых, недавно созданной «Латвийской ССР» были назначены функционеры еврейского происхождения. После начала 22 июня 1941 года советско-германской войны антисемитская пропаганда очень эффективно это использовала. В Латвии начались погромы и проводимые под руководством нацистов массовые уничтожения евреев.

ТЕХНОЛОГИЯ УБИЙСТВ

1 июля 1941 года немецкая армия вступила в Ригу – сразу же начались погромы, в короткий срок было уничтожено 20 синагог и убито около 2 тысяч человек. В Бикерниекском лесу, входящем в черту Риги, расстреляли около 4 тысяч. Такое же избиение еврейского населения шло по всей территории Латвии. Его проводили специальные германские айнзатцгруппы при участии латвийских коллаборационистов, оформленных в различные силовые подразделения. С осени 1941 года массовыми акциями уничтожения во всей Балтии, в том числе и в Латвии, руководил обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн.

В некоторых городах были созданы гетто, самые крупные – в Риге и Даугавпилсе. Узники Даугавпилского гетто были уничтожены к маю 1942 года, Рижского – в конце 1943 года. Евреи также содержались и уничтожались в сети концлагерей, раскинутых по всей Латвии. Концлагерь был даже на территории столицы Латвии, Риги – в знаменитом Межа-парке («Рига-Кайзервальд»).

Всего за время немецкой оккупации было убито 66-70 тысяч латвийских евреев, большая часть – уже до конца 1941 года. Кроме того, на территории Латвии было уничтожено более 20 тысяч перемещенных сюда немецких, австрийских, литовских и венгерских евреев. Также за время Второй мировой войны нацисты уничтожили более половины латышских цыган – около 2000 человек.

1
Жанис Липке

ПРАВЕДНИКИ МИРА И СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ

Это все страшные преступления без прощения и срока давности. Нельзя забывать, что кроме немецких оккупантов в их совершении принимали участие и латыши, латвийцы – несколько тысяч человек.

Но тем более нужно помнить о тех, кто под угрозой смерти, не только для себя, но и для своей семьи, спасали евреев и цыган. В Латвии на 2017 год насчитывается 136 Праведников мира. Самый известный из них – докер Рижского порта Жанис Липке. Вместе со своей женой Иоганной он спас 56 человек (всего праведникам мира удалось спасти в Латвии 400-450 евреев). Для спасения этих людей он выкопал специальный бункер на своем хуторе. Показательно, что после войны советские власти с подозрением смотрели на Липке. Им трудно было поверить в бескорыстность его героизма. Следователи подозревали, что евреи платили ему за спасение драгоценностями.

Липке неоднократно вызывали в КГБ, пытаясь «расколоть». По словам самого героя, на одном из допросов, совершенно выведенный из себя, он сказал следователю: «Вы, коммунисты – те же бандиты, что и фашисты, только они стреляли в людей, глядя им в глаза, а вы стреляете в спину!» Липке ждал, что уж этого ему не простят. Но получилось наоборот – его отпустили домой и больше на допросы не дергали.

ЛОЖЬ И ПРАВДА САЛАСПИЛСА

Хорошим продолжением истории о том, как относились к Холокосту, памяти о нем и праведникам мира в СССР, является свистопляска, устроенная сначала советской властью, а после нее – российской пропагандой вокруг «лагеря смерти Саласпилс».

В советские времена это слово было также на слуху, как и белорусская Хатынь. Соответствующие мемориальные комплексы были построены и открыты практически одновременно (Саласпилс – 1967, Хатынь – 1969). Но если в случае с Хатынью советской пропаганде сильно врать не приходилось, то по поводу Саласпилса она занялась настоящим мифотворчеством.

Говорилось, что в Саласпилском «лагере смерти» было уничтожено 100 тысяч советских граждан. А также, что здесь проводились медицинские эксперименты над детьми, что у детей брали кровь для раненных немецких солдат. На территории бывшего лагеря был построен впечатляющий и действительно сильный мемориальный ансамбль, в 1970 году удостоенный Ленинской премии.

Но вот незадача. Исторической базы для подтверждения рассказов экскурсоводов не было. Нормальной экспозиции у Саласпилского музея не было. А было лишь 9 небольших стендов с неполным и недостоверным рассказом.

После 1991 года историки независимой Латвии принялись за тщательное изучение истории Саласпилского лагеря. Выяснилось, что реальное число погибших – 2-3 тысячи человек. И это преимущественно евреи (около тысячи человек), строившие лагерь в конце 1941 – начале 1942 года. Подлость же советской пропаганды – еще и в том, что как раз об этом факте она умалчивала. Мы же помним, что при СССР старались отдельно не говорить про Холокост, обходясь эвфемизмом «замучены советские граждане».

Не было и опытов над детьми, отбора у них крови для раненных солдат. От 250 до 650 детей в Саласпилсе действительно погибло – но от недоедания, плохого ухода, болезней. А около 1700 детей были освобождены из лагеря и размещены в сельских хозяйствах волостей Рижского уезда, в разных местных семьях.

Латвийские историки подчеркивают, что происходившее в Саласпилском лагере – в любом случае безусловно относится к преступлениям нацизма. Но эти преступления и так безмерны. Поэтому странно что-то привирать по каким-то конкретным поводам, нужно просто знать правду. Но сегодня уж правопреемница советской пропаганды, российская, ничего не хочет слышать. Роспроп настаивает на старых мифах, обвиняя латвийских ученых в «оправдании нацизма».

7 февраля 2018 года в Саласпилском мемориальном комплексе наконец-то откроется настоящая, научно обоснованная музейная экспозиция. В ней раскроют подлинную, а не мифологизированную историю Саласпилса. Отдельная часть экспозиции расскажет, конечно, и о Холокосте в Саласпилском лагере...

Я сам был в Саласпилском музее в 1984 году. Признаться, уже тогда немного удивляло, что при таком архитектурно сильном комплексе в нем не было нормального музея. Сейчас я знаю почему. И совсем скоро узнаю всю правду о Саласпилсе.

Олег Кудрин, Рига.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>