Родительский комитет: не деньгами едиными

Родительский комитет: не деньгами едиными

Аналитика
815
Ukrinform
Никто РК не трогает. Но готовят новый подход, чтобы родители-активисты не только деньги собирали, но и несли ответственность за уровень образования

На днях распространение новости о якобы отмене родительских комитетов вызвало широкий общественный резонанс. Вскоре выяснилось, что эта новость оказалась фейковой (в школах продолжают существовать органы общественного самоуправления, каковым и является родительский комитет). Причина слухов: приказ, который подписала министр образования 21 декабря 2017 года об утрате силы устаревшим Приказом от 2 июня 2004 года №440 — "Об утверждении примерного положения о родительских комитетах (советах)". В МОН пояснили, что в рамках своих законных полномочий министерство “не имело и не имеет отношения к созданию или несозданию в учреждениях общего среднего образования органов родительского самоуправления (родительских комитетов)”. Полномочия органов общественного самоуправления, каковыми являются родительские комитеты, определены в 28-й и 70-й статьях “Закона об образовании”, принятого 5 сентября 2017 года. Сейчас в МОН готовится новый Закон о среднем образовании, и РК будут регулироваться по-новому. А пока – все остается, как было.

Впрочем, по общей обеспокоенности из-за возможной отмены РК стало ясно, насколько они важны. Поэтому Укринформ узнавал подробнее, какие сегодня есть претензии к родительским комитетам, как можно улучшить их работу и каких изменений в работе родительского самоуправления ждать в будущем.

Кому он нужен, такой РК?

Сейчас родительские комитеты занимаются в основном материально-организационной работой – собирают деньги на экскурсии, выпускные, ремонт класса и школы, решают, закупить ли мебель и что подарить учителям на традиционные праздники - 1 сентября, День учителя, 8 марта и т.п. То есть всем тем, на что действительно не хватает времени учителям и чем они по сути не должны заниматься. При этом приобщаться к такой работе могут и хотят далеко не все родители, ведь во-первых, на это нужно свободное время, которого у большинства взрослых просто нет, во-вторых, не у каждого есть к этому способности, а в-третьих – мало кто хочет брать на себя дополнительную ответственность за расходование собранных средств. Добавим, что к работе родительских комитетов всегда скапливается немало неприятных вопросов.

Эксперт программы "Образование" аналитического центра "Украинский институт будущего" Николай Скиба говорит, что не все родители готовы к прозрачным правилам.

Микола Скиба
Николай Скиба

«Сегодня очень часто ключевые позиции в родительских комитетах занимают люди, которые имеют резерв свободного времени, поддерживают тесные контакты с дирекцией школы и играя на ее стороне, принимают решения за других родителей. За счет этого они пытаются решить какие-то собственные проблемы, надеясь на большую лояльность к своему ребенку. Поэтому нужно, чтобы состав родительского комитета постоянно менялся», - говорит Николай Скиба.

Другая проблема, по словам эксперта, – разногласия во взглядах родителей на образовательный процесс. «Общество неоднородно, а, значит, есть родители, для которых важно развитие ребенка, его способности мыслить, становиться более самостоятельным; есть те, для которых важны оценки, то есть формальные показатели; а есть родители, которым важно наполнение свободного времени ребенка. Тем, кто ориентируется на перспективное развитие, к примеру, не нравится, что выбирая между традиционными поездками на завод «Кока-колы» или экскурсиями на выставку динозавров, большинство отвергает возможность организовать тренинг для детей по предпринимательству. То есть все зависит от того, на что направлена работа комитета — на материальные вопросы или же на развитие детей и создание интересного среды в школе». Он также добавляет, что в последнее время также обострился денежный вопрос, то есть обязательность благотворительных взносов, воспринимается негативно, и такое отношение переносится на школу.

Татьяна Куценко, главный специалист Государственной инспекции учебных заведений также говорит о финансовой стороне работы РК: "Родительские комитеты, как классные, так и общешкольные, преимущественно занимаются сбором средств на различные школьные нужды. В связи с этим и возникают претензии к ним у тех родителей, кто не имеет возможности материально помогать школе (классу) или не согласен с суммой или покупкой, предложенными РК, или принципиально не хочет тратить деньги на школу».

Также, по словам эксперта, руководители школ привлекают РК к участию в различных массовых мероприятиях – «ярмарках», выставках и т.п.. Есть часть родителей, которые ни при каких обстоятельствах не желают принимать в этом участие и недовольны, когда из РК им предлагают участвовать. Другие родители, которые интересуются школьной жизнью своих детей и принимают активное участие в таких мероприятиях, имеют претензии к БК, почему привлечены одни и те же родители.

«РК могут предлагать улучшения в работе школы, в частности при выборе учебников и другой учебной литературы, факультативов и предметов вариативной части, однако пользуются этим крайне редко. То есть практически не имеют влияния на образовательный процесс и его качество, – продолжает Татьяна Куценко. – Улучшить работу РК можно путем расширения их полномочий и ответственности. Например, обязательно учитывать мнение родителей при выборе программы развития школы, при оценке (проверке) работы школы и столовой. Между тем, руководители школ должны своевременно информировать родителей о качестве образования, предоставляемого в учреждении, о каких-либо нововведениях».

Родители и дети – вам слово и дело

Укринформ также поинтересовался у родителей – какой они видят нынешнюю работу РК и что, по их мнению, стоит улучшить в родительском самоуправлении.

Алексей Погорелов, президент Украинской ассоциации медиа-бизнеса:

Олексій Погорелов
Алексей Погорелов

“Я отец двух детей школьного возраста (сейчас это 5 и 10 классы) и имею личный опыт работы в родительском комитете класса и школы. Самое важное, считаю, в работе родительских комитетов это, во-первых, активные родители, имеющие желание и время организовать все (от экскурсий и дополнительных занятий или конкурсов до решения бытовых вопросов); во-вторых, это хорошо налаженная коммуникация внутри родительской общественности (как класса, так и школы).

Кстати, очень важна и работа медиа - потому что сегодня родителям практически негде почитать про тот же опыт организации работы РК. При этом слишком много шума вокруг сбора денег, а это не такой простой вопрос как кажется. Потому что деньги, которые сдают родители в классные фонды (и именно это больше всего критикуется) нужны для решения тех вопросов, которые не финансируются властью. Как улучшить работу?

1. Искать примеры эффективной работы других родительских комитетов, реализовывать лучшие практики у себя.

2. Всячески поддерживать тех активных родителей, которые тратят свое время на организацию и решение всех вопросов.

3. На собраниях обсуждать вопросы развития детей, дополнение учебного процесса мастер-классами, экскурсиями, конкурсами и соревнованиями и т. п.

4. Требовать прозрачной финансовой отчетности внутри РК, уделять внимание именно прозрачности и отчетности в сборе и расходовании денег.

5. Наладить эффективную коммуникацию внутри родительской общественности школы - по всем доступным каналам коммуникации (сайт, стенгазета, рассылки по электронной почте, группы в социальных сетях). Отчитываться перед родителями о публичных финансах родительской общественности именно здесь.

6. Особого внимания заслуживает сотрудничество родительской общественности с педагогами - важно, чтобы приоритетом такого сотрудничества были вопросы развития образовательного процесса, внедрение современных элементов обучения, предметов, воспитание духа творчества, предпринимательства и инициативы, ответственности”.

Ива Репницкая, консультант по вопросам частного дошкольного образования и мама 16-летней школьницы:

“На сегодня родительские комитеты работают только на «сбор средств»: на праздники, на выпуск, на уборку и т.п.

Это и нужно изменить. Родители - составная часть школьного сообщества, к которому также относятся: ученики, администрация, учителя. Родители не знают своих прав. Также с детьми – очень слабая коммуникация. В этом смысле, все осталось в прошлом веке.

Из собственного опыта. Мой ребенок сейчас в 11 классе. Родители сами решили где и как будут праздновать выпуск. Дети? Их мнение никто не спросил. А мы же учим их быть самостоятельными и полноценными членами общества”.

Новый закон все отрегулирует

В связи с возникшим недоразумением, в МОН сообщили, что сейчас работают над новым Законом «Об общем среднем образовании», где будут детализированы и порядок создания органа родительского самоуправления, и организация его взаимодействия со школой и местными органами самоуправления. С сентября т.г. начнется образовательная реформа на основе концепции «Новой украинской школы», то есть стратегии реформирования среднего образования до 2029 года.

Как пояснила Укринформу эксперт образовательного направления аналитического центра CEDOS Ирина Когут, в устаревшем положении об РК говорилось, что их создают или утверждают конференции трудового коллектива школы, то есть учителя и администрация учебного заведения, что неправильно.

Ірина Когут
Ирина Когут

«Кроме того, по старой «нормативке», у органов самоуправления полномочия были сугубо совещательными. А реформа предполагает, что между всеми участниками образовательного процесса: администрацией, местным управлением образования, учителями, родителями, школьниками, - должно происходить реальное взаимодействие, направленное на максимальный учет и защиту интересов детей. Для этого требуется сотрудничество на новых условиях, и поэтому новый закон о среднем образовании четче определит права, обязанности и полномочия всех участников образовательного процесса. Но их взаимодействие определяется на уровне самого учреждения образования, а не министерства», - говорит Ирина Когут.

Эксперт программы «Образование» и «Компетенции будущего» «Украинского института будущего" Николай Скиба рассказал подробнее, как изменится подход к участию родителей в процессе обучения детей в школе:

«Реформа образования и новый закон предусматривают педагогику партнерства, а также то, что родители берут на себя часть ответственности за процесс воспитания. Родители должны понимать, что они получат больше возможностей и рычагов контроля. Теперь родители будут иметь больше прав знать, куда расходуются финансы школы, больше юридических гарантий, что права ребенка в школе не будут нарушены и что к ребенку будут относиться с уважением. Родительские советы становятся полноценным органом самоуправления, что дает больше возможностей. Кроме того, появится общественная аттестация учреждений образования. Сейчас на системном уровне нужны специальные курсы для родителей (к примеру, на той же онлайн-платформе, где сейчас проходят обучение учителя), желающих быть в родительских советах, чтобы они узнали, в чем заключается работа родительского комитета и какими навыками для этого нужно обладать”, - говорит эксперт.

Также Николай Скиба рассказывает, что программа «Новая украинская школа», которая стартует 1 сентября, изменит подход к распределению средств на организацию учебного процесса. «Все будет зависеть от бюджетного запроса дирекции школы, а затем — от позиции родителей и учителей, которые будут определять, что классу нужно. Конечно, надо понимать, что не все потребности будут удовлетворены. Родителям нужно активнее включаться в образовательный процесс, в том числе в организацию образовательного пространства для детей», - говорит эксперт.

Вообще же можно сказать, что расширение полномочий родительских комитетов напоминает создание ОСМД. Качество условий обучения и образовательного процесса детей теперь будет зависеть от активной позиции всех родителей, а ответственность за это не будет перекладываться на государство или отдельных людей.

Юлия Горбань, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-