Новые таможенные правила: плыви, “челнок”, но только раз в сутки

Новые таможенные правила: плыви, “челнок”, но только раз в сутки

Аналитика
659
Ukrinform
Новые таможенные ограничения рубят под корень приграничную торговлю в Украине. Может, хоть очередей и коррупции на пунктах пропуска станет меньше?

Несколько дней назад возмущенные новыми налоговыми ограничениями “челноки” перекрыли движение у пограничных переходов "Шегини–Медика", "Рава-Русская–Гребенное", "Краковец – Корчевая" и других. Возмутились в первую очередь те, для кого ежедневные визиты в Польшу – это бизнес: в ЕС – с сигаретами и алкоголем, с ЕС – с продуктами и техникой. Дело в том, что с 1 января 2018 года в Украине вступил в силу закон о налоговых ограничениях на слишком частый ввоз товаров из-за рубежа. Теперь, по правилам беспошлинного ввоза товаров, в ручной клади или автомобилем разрешается провозить на сумму до 500 евро (в аэропортах до 1000 евро) и весом до 50 кг только тем, кто отсутствовал в Украине более 24 часов и въезжает в страну не чаще, чем раз в 72 часа. При более частом въезде без налогов можно ввезти товары на сумму только до 50 евро. То есть все “челноки”, живущие в приграничье и зарабатывающие сейчас не меньше среднестатистического украинца на ежедневном беспошлинном перевозе через границу мелких партий товаров, теряют бизнес.

Но вряд ли протесты сильно помогут. Государство уже поняло, что за свою слишком лояльную таможенную политику сегодня теряет, по оценкам Института социально-экономической трансформации до 70 млрд ежегодно на “сером” импорте. Который уже не просто “просачивается”, а рекой утекает через «дыру» под названием малое приграничное движение (МПД). Этого бы не было, если бы прежде чем вводить МПД с соседними странами в Украине позаботились о рабочих местах для жителей приграничных территорий. А теперь приходится идти на непопулярные решения.

120 на 24 — таможенная арифметика, которая всех устроит

Изменения в Налоговый Кодекс, которыми сейчас закручиваются таможенные “гайки” для трансграничных заробитчан, прежде всего, направлены на борьбу с серым импортом — организованным ежедневным завозом мелкооптовых партий различных товаров, с которых не платится пошлина. С введением ограничений многие жители приграничья должны или сидеть за границей сутки, или покупать товаров лишь на 50 евро, что очень ограничивает рентабельность их бизнеса.

В ходе переговоров с правоохранителями и депутатами, участники протестов решили частично смягчить требования. Их устроит, если депутаты проголосуют за отмену самой неудобной для всех жителей приграничных областей (не только для жителей 30-километровой зоны) нормы о «24 часах».

Андрій Антонищак. Фото: vidomosti-ua.com
Андрей Антонищак. Фото: vidomosti-ua.com

Известно, что блокировщики дорог встретились во Львове с народным депутатом Андреем Антонищаком, который зарегистрировал законопроект, предлагающий отменить эту норму. «Встретившись с ними, я убедился, что это обычные люди, которые согласны на норму о «72 часах», они даже готовы увеличить ее до 120 часов (то есть возить товары беспошлинно не чаще, чем раз в 5 суток), если будет отменена норма о «24 часах». Сейчас я не знаю, поддержат ли депутаты мою правку, но постараюсь донести им ее важность», - заявил Андрей Антонищак.

Сейчас внесенные изменения уже сократили очереди, созданные перевозчиками беспошлинного товара, на границе с Польшей. Собственно, такие очереди сегодня больше раздражают других граждан, пересекающих границу по делам, далеким от челночной коммерции. В прошлом году на эту проблему наконец-то обратил внимание президент Украины Петр Порошенко, который посетил пункт пропуска «Ягодин» на Волыни и лично убедился в многокилометровых очередях из частного транспорта. «70% очередей – это «челноки» и автомобили, следующие транзитом. Только 30% - те, кто спокойно пересекает границу», - отметил Петр Порошенко и призвал министров и силовиков обеспечить нормальные и достойные условия для пересечения границы гражданами.

ЗакУпы” — основа приграничной жизни

“Челноками” в основном работают жители приграничья, которые часто возят товары из Польши и из других соседних стран, с которыми заключены межправительственные соглашения о МПД (Румыния, Венгрия, Словакия). Например, на базарах Львова часто можно видеть магазинчики типа “Товары из Польши”, где торгуют едой, бытовой химией, техникой. Например, в третьем квартале 2017 года, по данным польской правительственной статистики, украинцы больше всего возили стройматериалы (23%), технику и бытовую технику (19%), запчасти к автомобилям (13%), еду (12%).

В рамках малого пограничного движения в третьем квартале 2017 года было зафиксировано около 2,1 млн. пересечений польско-украинской границы, что составляет 37% всех пересечений, и это на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным польской правительственной статистики, в 2016 году около 67% украинцев, которые въезжали в Польшу, ехали именно на так называемые “закУпы”.

Черги
Очереди "челноков" на польско-украинской границе

Сообщается, что всего за шесть месяцев 2017 года наши соотечественники накупили у соседей-поляков товаров на более чем $150 млн. Годом ранее — на $100 млн. Это сводные данные из зарегистрированных документов "Tax Free" в пунктах пересечения украинско-польской границы. По статистике, украинско-польские пограничные пункты ежедневно пересекают в среднем 18 тысяч украинцев, которые едут за покупками не столько для себя, как для перепродажи.

Среди них и те, которые зарабатывают, по сути, на контрабандной торговли подакцизными товарами — алкоголем и табаком. Ввиду значительной разницы в стоимости — на сегодня это чрезвычайно рентабельная коммерция. В Украине одна пачка сигарет стоит около 30 гривен. Перейдя границу, ее можно продать за 10 злотых, то есть почти вдвое дороже. Торговля водкой происходит по такой же схеме: в украинских магазинах ее покупают за 70-80 гривен, а в Польше сбывают местным перекупщикам за 130-150 в гривневом эквиваленте. По таможенным правилам, один гражданин может лично перевезти через границу две пачки сигарет и одну бутылку водки. Однако зачастую под одеждой “челнока” при “содействии” пограничников проносят через пункт пропуска даже блоки сигарет и несколько бутылок водки. В такие счастливые дни за один переход можно заработать 300-600 гривен, рассказывают жители Львовщины, а за месяц - несколько тысяч гривен.

Перевозки водки и сигарет – не единственный вид "контрабанды в законе" на границе. Есть заработок и на обратном пути. Те, кто возвращается домой налегке, “подрабатывают” пассажирами у тех, кто везет товар, превышающий лимит "для личных нужд". За такую услугу водители бусов обычно платят пассажиру 50-60 грн.

О рабочих местах вспомнили, только когда дождались расцвета контрабанды

“Украина – суверенное государство, имеющее свои законы и защищающее экономические интересы. ЕС не определяет конкретную сумму, на которую можно беспошлинно ввозить товары. В пределах 500 евро раз в 72 часа – вполне нормальная норма. У нас в приграничных районах Львовщины целое поколение граждан всю жизнь ведет «челночную торговлю». Они обходят законы и беспошлинно, без налогов торгуют. Это следует исправлять. Указанные изменения никак не противоречат обязательствам Украины в рамках зоны свободной торговли с ЕС”, - прокомментировал доцент кафедры внешнеэкономической и таможенной деятельности, координатор образовательной программы «Управление таможенной деятельностью» в Национальном университете «Львовская политехника», а в прошлом – заместитель начальника Львовской таможни Андрей Тодощук.

Андрій Тодощук // Фото: ZIK
Андрей Тодощук // Фото: ZIK

Как исправлять ситуацию, знает начальник управления инвестиционной политики Львовской областной государственной администрации Роман Матис, который объясняет, почему были нужны такие изменения в жизни приграничных регионов. “Челночную торговлю можно квалифицировать как контрабанду. Потому что схема перевоза товаров через границу на сумму до 500 евро и весом до пятидесяти килограммов, в основном, работала для того, чтобы перевезти с соседней территории частями значительно больший объем товара. И избежать уплаты налогов. Я понимаю, что часть жителей приграничных районов вовлечена в этот процесс и живет с него. Поэтому ограничение несанкционированного импорта в долгосрочной перспективе даст Украине больше инвестиций в производство на своей территории”, - считает Роман Матис. Он уверяет, что людям, которые потеряют заработок после изменения правил, найдется работа. В частности, на Львовщине, за минувшие два года было создано не менее двадцати тысяч новых рабочих мест.

Честно говоря, немного запоздалая реакция местной власти. Надо было дождаться километровых очередей на границе, чтобы понять, что людям нужна легальная работа, чтобы иметь на что жить...

Марина Нечипоренко, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-