“Богдан”, прости и прощай!

“Богдан”, прости и прощай!

Аналитика
2083
Ukrinform
Кабмин подготовил “автобусную” революцию, благодаря которой, ожидается, маршрутки исчезнут как класс. Прямо не верится, что мы до этого дожили...

Министр инфраструктуры Владимир Омелян сообщил о скором завершении эры “желтых “Богданов”. Кабмин разработал новые правила пассажирских автоперевозок, которые (цитата) “будут способствовать прозрачной и честной конкуренции, которая приведет к тому, что “миллионы людей в Украине будут пользоваться не морально и физически изношенными маршрутками, часто нелегально переделанными из грузовых микроавтобусов, а современными, комфортными, безопасными автобусами. Это не полет в космос, за которым наблюдали с восторгом, но это настоящая революция в сфере автобусных перевозок!” Суть автобусной революции в изменении порядка проведения конкурса на регулярные автобусные маршруты и правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта (то есть, касается всех автоперевозок - и городских, и междугородных). Чиновники не исключают, что сначала на рынке возникнет бардак, зато потом украинцы получат безопасность и качество перевозок. Итак, со ржавыми “богданами” на улицах городов и с древними “спринтерами” с “табуретками” вместо нормальных сидений на дорогах Украины уже можно прощаться. Ура!

Володимир Омелян
Владимир Омелян

Что меняется на рынке пассажирских перевозок

Как только нормативные документы будут доработаны с Министерством социальной политики и ассоциацией городов, новые правила должны быть опубликованы на сайте Кабмина. А пока со слов министра инфраструктуры известно о нескольких принципиальных изменениях на реформированном рынке пассажирских перевозок.

Во-первых, вводится конкурс на межобластные автобусные маршруты по заявительному принципу. В разрешительной системе этот принцип означает, что в пятидневный срок после подачи заявления предприниматель может начать свой бизнес, а чиновники в течение месяца приходят к нему, чтобы убедиться, что он не нарушает каких-либо нормативов. Как именно принцип будет работать в конкурсной процедуре — пока не понятно.

Во-вторых, от перевозчиков требуется обязательное наличие на городских и пригородных маршрутах автобусов, приспособленных для перевозки лиц с инвалидностью. До конца 2019 - в количестве 35% автопарка, а с 2020 года — 50%.

В-третьих, преимущество на конкурсе будет у перевозчика, предлагающего низкопольные автобусы, электробусы, автобусы с большей категорией экологичности (Евро-6). Лишь бы такое “предоставление преимуществ” не стало коррупционной лазейкой. Например, жалобы на перевозчиков “теряются” - и оснований для проверки нет. Соответственно, и автопарк остается таким как был, и предприятие спокойно себе работает.

В-четвертых, перевозчику, работавшему на маршруте без нарушений, будет дано право продлить разрешение еще на 5 лет при условии инвестирования в обновление автопарка.

В-пятых, упростят конкурсную процедуру на внутриобластные, пригородные, городские автобусные маршруты - за счет уменьшения числа документов, подаваемых на участие в конкурсе. А вообще, планируется постепенный переход на электронную систему подачи документов.

И наконец, в-шестых, будет упрощена процедура открытия новых автостанций и урегулированы существующие проблемы взаимоотношений перевозчиков и автостанций.

Украина пассажирская: забудь о “желтых ведрах с гайками”

Это первый этап реформирования отрасли автомобильных пассажирских перевозок. “Дальше - изменения, которые позволят адаптировать маршрутную сеть и сеть автостанций к потребностям граждан и создать общедоступный реестр маршрутной сети автобусных сообщений по всей Украине”, - отметил министр.

В сети живо отреагировали на новость.

Действительно, маршрутки свое уже отжили и как транспорт морально трижды устарели. Отжили и методы хозяйствования предпринимателей, которые, строя полутеневой бизнес на транспортных проблемах украинского государства, совершенно не заботились об имидже и перспективе.

Терпение лопается. Так в конце января стало известно, что Тернопольский городской совет принял радикальное и в то же время историческое для городской инфраструктуры решение — расторг договоры со всеми частными перевозчиками. Причина - непредоставление качественных услуг пассажирской перевозки в городе и упорное невыполнение условий договора. Горожане поставили ультиматум перевозчикам: или выполнения всех требований, или недопуск к перевозке пассажиров.

Такой кейс пригодился бы и Киеву. Ведь чуть ли не ежедневно появляются сообщения вроде: маршрутка сбила человека на остановке, водителя маршрутки поймали пьяным за рулем, в маршрутке отказались везти ветерана АТО или пенсионера бесплатно, впридачу еще и обругали, или маршрутка выехала на рейс с поломанными тормозами.

Видео маршрутки:

Григорий Мельничук, эксперт ОО "Совет по урбанистике Киева", отмечает: “В 80-х годах, по крайней мере в Киеве, были неудобные маршрутные такси — старые микроавтобусы только с сидячими местами, проезд в которых стоил в три раза дороже обычного транспорта. Но они быстро перемещались по городу и перекрывали дефицит муниципального транспорта. Сегодня же клиентская ниша изменилась. Нужно перевозить не тех пассажиров, которым вообще нечем ехать, а тех, кто желает получить альтернативу такси или индивидуальному автомобилю. То есть частным перевозчикам нужно сегодня “бороться” не с городским троллейбусом или автобусом, которых уже достаточно на маршрутах, а конкурировать за платежеспособного пассажира, который хочет отказаться от использования индивидуального авто в городе. В Киеве сейчас много людей, которые бы с радостью ездили, условно говоря, из спального района Троещина в центр города на работу за каких-то 10-15 гривен, вместо того, чтобы нести амортизационные расходы и нервничать за рулем. Но это люди, которым нужен больший комфорт, чем в муниципальном транспорте”.

И что мы видим взамен? Неуклюжие желтые “богданы” - в основном старые, обшарпанные, без сопроводительных документов и с неуравновешенными водителями, которых, по сути, никто не контролирует.

Об устойчивом развитии города Киева, на этот раз без маршруток

О качестве работы городских частных перевозчиков в столице, Укринформ спросил у Коммунальной службы перевозок (подчинена КГГА). Ее начальник Сергей Савтырь сообщил, что по состоянию на 29 января 2018 года на автобусных маршрутах общего пользования г. Киева, работающих в режиме маршрутного такси, работает 21 автомобильный перевозчик частной формы собственности.

На таксомоторные маршруты ежедневно выходит около 1600 автобусов. Из них только 200 (12% от общего количества) новенькие - 2015-2017 годов выпуска. О возрасте других — не сообщается.

Сергій Савтир
Сергей Савтырь

По словам господина Савтыря, стратегия развития города Киева до 2025 года, утвержденная Киевсоветом в 2011 году, предусматривает оптимизацию маршрутной сети общественного транспорта путем имплементации рекомендаций отчета «Исследование устойчивого развития городского транспорта», выполненного в результате совместной работы экспертов КГГА и Всемирного Банка. “Ожидается увеличение доли электротранспорта в структуре пассажирских перевозок, в т.ч. путем внедрения подвижного состава, независимого от линейной электросети (троллейбус с автономным ходом, электробус); качественное обновление подвижного состава общественного транспорта путем внедрения подвижного состава повышенной вместимости с низким полом; упорядочение услуг частных перевозчиков путем пересмотра принципов сотрудничества перевозчиков с городом, совершенствование конкурсной процедуры распределения маршрутов, и предусматривает снижение доли перевозок автобусами малой вместимости от общего количества пассажирских перевозок до 13%”, - отмечается в ответе.

Утверждается также, что “специалистами Департамента транспорта проводятся проверки (очередные и внеочередные) выполнения условий заключенных договоров с перевозчиками, в том числе на маршрутах. В случае выявления нарушений к перевозчикам применяются меры воздействия, предусмотренные нормами действующего законодательства и условиями договоров. В зависимости от нарушений применяется или расторжение договора, или нарушение фиксируется в акте (третий акт нарушений в течение года является основанием для расторжения договора с перевозчиком)”.

Наиболее распространенные нарушения среди частных столичных перевозчиков:

  • работа на линии транспортных средств в меньшем или большем количестве, чем это определено условиями договоров,

  • несоблюдение графика движения,

  • отсутствие у транспортных средствах документов, предусмотренных ст. 39 ЗУ «Об автомобильном транспорте» и Правилам предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.1997 г. № 176 (которые, как мы понимаем, сегодня меняются. — Авт),

  • невыполнение инвестиционных обязательств по договорам.

За 2017 год в службу перевозок поступило 4600 обращений через «Контактный центр города Киева». Больше всего жалоб поступает по вопросам: отказ в льготной перевозке, культура обслуживания пассажиров и интервал движения.

С 2015-2017 годы Департаментом транспортной инфраструктуры за нарушение условий договоров расторгнуты 24 договора (2015 год – 1 договор, 2016 год – 5, 2017 год – 18) с перевозчиками, а именно: 2015 год – маршрут № 570, 2016 год – маршруты №№ 213, 519, 412-к, 232, 444, 2017 год – маршруты №№ 459, 507, 516, 151, 242, 434, 496, 504, 509, 526, 528, 542, 545, 569, 577, 555 и 557.

Надеемся, обещанная “автобусная” революция действительно станет революцией. Хватит уже унижаться передвижением в “ведрах с гайками”!

Николай Романюк, Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-