Эксперт из США рассказала, как Кремль руководит засорением медиапространства в мире

Эксперт из США рассказала, как Кремль руководит засорением медиапространства в мире

317
Ukrinform
Украина получила уникальный опыт эффективного противодействия дезинформационным пропагандистским кампаниям Кремля, которые активно применяют и в странах ЕС.

Об этом заявила международный эксперт в сфере информационной безопасности Центра анализа европейской политики Корина Ребега (США) во время VІ Киевского форума для молодежи.

«В течение последних трех лет мы оценивали динамику спонсируемых Кремлем дезинформационных кампаний и операций, как они влияли на страны Центральной и Восточной Европы. И Украина тут в авангарде, на передней линии. Мы считаем, что Украина – это на самом деле такой интересный и уникальный пример того, как можно с этой информационной войной, этим влиянием бороться», – заявила она.

Ребега подчеркнула, что российские манипуляции очень быстро приспосабливаются к изменению обстановки, а механизмы дезинформации имеют высокий показатель адаптации. По ее словам, большой проблемой является и то, что в ходе российских дезинформационных кампаний используется частица правды, которая в сочетании с ложью затрудняет распознавание манипуляции.

Эксперт указала на то, что существует большое количество поддерживаемых Кремлем каналов, занимающихся информационной манипуляцией. «Мы должны четко видеть – если есть какая-то зависимость медиаконтента, четко прослеживается некая «политика партии», то не следует и считать такие каналы средством массовой информации», – пояснила она, как распознавать такие пропагандистские каналы. На этом фоне эксперт напомнила, что во время предвыборной кампании во Франции тогда еще кандидат в президенты Эммануэль Макрон запретил некоторым российским медиа участвовать в пресс-конференции, поскольку они занимались именно дезинформацией и пропагандой.

Читайте также: Украина стала “чашкой Петри” для гибридной войны – Маронкова

Рядом с этим, существует очень много вебсайтов, блогов, которые распространяют различные конспиративные идеи, теории заговора, альтернативные новости. «Они плодятся, клонируют друг друга, исчезают и появляются, между ними нет связи, нельзя проследить, кто именно их спонсирует, но они клонируются как грибы. И заполняют медиа-пространство. И что очень важно – они очень хорошо координируют то, что они пропагандируют, с официальной политикой Кремля. Это просто поражает, это феерично», – заявила Ребега.

Влияние любой российской дезинформационной кампании усиливается и с использованием социальных медиа: «Социальные медиа – это та платформа, где все эти теории заговора могут расти и цвести, ведь там есть из кого рекрутировать. Всегда есть глаза, которые это готовы читать, и уши, которые готовы это слышать».

Также россияне используют на определенных медиаплатформах в качестве спикеров разных лиц с целью влияния на мнения отдельных категорий людей.

По убеждению эксперта, для борьбы со скрытыми каналами дезинформации важным является обеспечение прозрачности права собственности и финансирования. «Ведь мы можем отследить только, если знаем, за кем следить», – сказала она.

В Центральной и Восточной Европе применена Кремлем манипуляционная стратегия варьируется в зависимости от страны. Нарратив и посылы адаптируются под каждую страну индивидуально, а в некоторых странах Кремль не хочет чрезмерно и резко увеличивать свои попытки влиять на людей. «Но в целом цель – подорвать солидарность членов того же НАТО, расшатывать ситуацию и стабильность в странах-кандидатах на членство в Альянсе, вызвать недоверие населения к демократическим правительствам», – подчеркнула сотрудник Центра анализа европейской политики.

По ее словам, все российские дезинформационные и пропагандистские кампании объединяет общий нарратив – такой себе кластерный концепт.

«Как мы можем отследить этот кластерный нарратив – если есть четко какая-то антизападная пропаганда. Ну что еще может делать агрессор, как не рассказывать, что Запад хочет подавить Россию, поставить ее на колени. И если мы говорим о дискредитации Запада, то там будут какие-то нападки в сторону ЛГБТ-сообщества, будут попытки оправдывать российскую агрессию как «механизм самозащиты», миграционная кризис, чтобы ослабить национальную солидарность. Очень часто играют на том, что указывают странам Восточной Европы, что они колонии и ресурсные базы Запада. Постоянно указывается на то, что в демократическом режиме тоже есть свои недостатки. Это все является теми ключевыми элементы, с помощью которых можно отследить этот кластерный нарратив», – сообщила эксперт.

При этом, на фоне показа западного мира в негативном свете, Россия демонстрируется как некий «оплот, изолированный от злых людей остров, где могут найти приют настоящие христиане, люди, которые придерживаются традиционных взглядов на жизнь», добавила Ребега.

Рядом с этим, российская пропаганда активно действует в социально-экономической сфере.

«Постоянно говорят о том, что ни одна стратегия по развитию экономики не работает, предоставляются какие-то «контраргументы», говорится о том, что евроинтеграция не работает и наоборот – она нас ведет назад. Даже если есть какие-то положительные сдвиги, то им предоставляется негативную окраску», – указала эксперт американского аналитического центра.

Россияне постоянно пытаются спекулировать на исторических вопросах, болезненных в той или иной стране. Происходят попытки стимулировать межэтнические конфликты на территории различных государств.

Также в Украине Кремль принимает меры по активизации националистических настроений для того, чтобы использовать их для противодействия «вредному» влиянию Запада.

«Мы можем наблюдать, когда запускается такой месседж, что Украине не следует доверять своим западным партнерам и своим соседям, постоянно давят на то, что Украина и Россия это братские страны, одна и та же цивилизация, вместе бок о бок сражались против фашистов в свое время подобное», – отметила Ребега.

По словам эксперта, россияне применяют дезинформацию, комбинируя каналы ее распространения и точки выхода, с разной частотностью повторения этих вбросов. Для противостояния этим дезинформациооным кампаниям следует, в первую очередь, повышать собственную осведомленность и фильтровать всю сомнительную информацию, особенно с эмоциональной окраской.


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-