14 февраля. Памятные даты - 14.02.2018 08:00 — Новости Укринформ
14 февраля. Памятные даты

14 февраля. Памятные даты

579
Ukrinform
Во многих странах мира сегодня празднуют День всех влюбленных - День святого Валентина.

История происхождения этого праздника окутана многочисленными легендами и мифами. В одной из них говорится о том, что якобы был некий простой римский священник Валентин, который во время гонений на христиан императором Клавдием в 269 году, подвергся жестоким пыткам, а затем казнен. Вроде он не только проповедовал христианство, но и венчал по христианскому обычаю молодоженов. Впоследствии изуродованное тело Валентина христиане похоронили в катакомбах у Фламиниевой дороги.

Уже в 350 году на месте его могилы построили базилику. В 496 году папой Геласием был установлен день памяти этого святого (14 февраля), но в 1969 дата была вычеркнута из календаря католической церкви, поскольку Валентина признали фигурой мифической, и никакого подтверждения существования такого священника не было найдено.

В конце средних веков в Англии появился обычай в день святого Валентина отправлять любимой записку с признанием в любви. Такие послания стали называть «валентинами», и девушки взамен отвечали любимым, называя их Валентинами. Не в последнюю очередь это было связано с древним поверьем, что именно 14 февраля спариваются птицы.

Впоследствии придумали еще одно объяснение: якобы в древнем Риме был обычай среди подростков писать имена своих любимых на записках, которые посвящались богине Фебруаты Юноне (был подобный обычай, или не был - тоже неизвестно).

к или иначе, но обычай обмениваться «валентинками» сохранился и по сей день. И не только на западе: после падения коммунистического режима «день святого Валентина» стал чрезвычайно популярным праздником на территории всего постсоветского пространства, в том числе и в Украине. Пожалуй современным людям катастрофически не хватает каких-то положительных, аполитичных праздничных дней, к тому же, в довольно депрессивный зимний сезон.

Вместе с тем, в этот день Римско-католическая церковь чтит память Кирилла и Мефодия - славянских просветителей и покровителей Европы.

События дня:

Львівська галерея мистецтв / Фото: Wikipedia
Львовская галерея искусств / Фото: Wikipedia

В этот день, в 1907 году, во Львове основана галерея искусств - ныне один из крупнейших художественных музеев Украины. Общее количество экспонатов составляет более 62 тысячи. Решение о создании во Львове галереи европейского искусства было принято городским магистратом в 1897 году. В 1902 году первыми экспонатами стали произведения художников В. Леопольського («Смерть поэта Ацерна», «Скупой»), Я. Стыки, Ф. Вигживальського, Я. Матейко, Е. Окуня. В начале 1907 года на средства магистрата была приобретена коллекция западноевропейского искусства украинского сахарного магната из села Ситковцы (ошибочно считают село Сутковцами) на Подолье Ивана Яковлевича, в которую входило около 2000 экспонатов, в том числе более 400 картин. 14 февраля 1907 эта коллекция была перевезена во Львов и эта дата считается началом музея. В Ситковцах долгое время работали известные художники, приглашенных семьей Потоцких и делали многочисленные копирования известных произведений искусства. В 1914 году для галереи было специально приобретено здание по улице Оссолинских, 3 (ныне улица Стефаника), которое принадлежало профессору Львовского университета, историку и коллекционеру В. Лозинскому. В новую галереи вошли сборники, подаренные Львову М. Топфером в 1905 году и Б. Ожиховичем в 1919 году. В 1920-е-1930-е годы фонды музея пополнялись в основном за счет работ польских художников. После реорганизации львовских музеев в 1939-1946 годах галерее были переданы части коллекции музея имени Любомирских, Ставропигийского братства, Библиотеки имени Баворовских, Исторического музея. Значительные потери картинная галерея получила во времена Второй мировой войны. В течение 1960-х-1990-х годов Львовская картинная галерея превращается в значительный музейный центр с несколькими филиалами. 23 октября 2009 года Львовская галерея искусств получила статус национальной. 12 апреля 2013 года Львовской национальной галереи искусств присвоено имя Б. Г. Возницкого.

Юбилеи дня:

216 лет со дня рождения Юзефа Богдана Залесского (1802-1886), польского поэта, представителя «Украинской школы» в польской литературе. Родился в Киевской области. Учился в школе при католическом монастыре в Умани. 1820 г. переехал в Варшаву. Участник польского восстания 1830-1931 годов, в 1832 эмигрировал во Францию, где и жил до самой смерти. Один из основателей «Славянского общества». Отдельные произведения написал на украинском языке. Его романтические поэзии созданные по мотивам украинских народных песен и исторических дум («Третий штурм Ставищ», «Русалки», «Чайки (Пение запорожцев при возвращении из морского похода Конашевича»). Во многих произведениях Юзефа Залесского отображены природа и история Украины. К его поэзии с большой симпатией относился Тарас Шевченко.

102 года со дня рождения Масаки Кобаяси (1916-1996), известного японского кинорежиссера и сценариста, которого считают мастером военной тематики, хотя хоррор и «самурайские» фильмы он тоже снимал замечательно. Режиссер-постановщик фильмов «Условия человеческого существования» (10-часовой эпос о войне; автор называл его главным своим фильмом), «Повесть о китайских привидениях», «Квайдан» (спецприз МКФ в Канне, 1965), «Харакири» (спецпремия МКФ в Канне, 1963), «Восставший» (1967, приз ФИПРЕССИ на МКФ в Венеции), «Дом без обеденного стола» (1985). Несколько лет работал над документальной лентой о военных преступниках «Токийский процесс» (1983, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Западном Берлине). По специальности Масаки Кобаяси философ, и если говорят о нем как о мастере военной тематики, то имеют прежде всего в виду не мастерство батальных съемок, а умение подвергать тонкому анализу милитаристскую психологию японского общества, начиная со Средневековья, и заканчивая новейшим временем, позором и трагедией Второй мировой войны. К тому же Кобаяси почти 6 лет прослужил на фронте рядовым. «Если бы был офицером, не снял бы столько фильмов о войне», - иронизировал режиссер. В течение некоторого времени Кобаяси сотрудничал с известным японским писателем, последователем европейских экзистенционалистов Кобо Абэ, вместе они сняли антивоенную драму «За толстой стеной», но в дальнейшем их творческие пути разошлись. В Японии Масаки Кобаяси, как и Акиру Куросаву, называют космополитом, для националистов за «Токийский процесс» он предатель, но для большинства японцев Кобаяси - совесть нации, ведь в своих фильмах режиссер не воспевал цветущую сакуру и красоту гейш, а рассказывал безжалостную правду о кровавой истории своей страны, о ее преступлениях и пороках.

Сегодня исполнилось бы 86 лет Наталье Никитичной Юргенс (1932-2014) - украинской театральной актрисе, народной артистке Украины (1976). Родилась в Ленинграде в дворянской семье. Отец был репрессирован. Пережила войну, впоследствии окончила Ленинабадское музыкальное училище; работала в Томском драматическом театре. С 1969 года - в Донецком русском драматическом театре (Мариуполь), которому отдала 45 лет жизни. За это время Наталья Юргенс сыграла около 150 ролей. Сердце актрисы не выдержало в конце весны 2014 года, когда на востоке нашей страны началась война. Провести в последний путь любимую артистку, которую называли «не такой, как все», пришло много мариупольцев.

Годовщина смерти:

Пантелеймон Куліш / Фото: Укрінформ
Пантелеймон Кулиш / Фото: Укринформ

День памяти Пантелеймона Кулиша (1819-1897), украинского писателя, литературного критика, фольклориста, этнографа, историка, языковеда, культурно-образовательного деятеля, переводчика. «Горячий Кулиш», - как прозвали его современники за противоречивость и страстность. Иван Франко писал: «У Кулиша вторая половина мысли бьет первой в морду». Певец романтики казацкой жизни, автор первого украинского исторического романа «Черная рада» (1857), где с любовью и восторгом изображен именно героизм казаков, - Кулиш впоследствии, начиная с 60-х годов XIX в., объяснял историю казачества как непрерывный разгул насилия, произвола, дикости и антигосударственности. Правда, печально известный Эмский акт 1876 года, а также запрет «Хуторской философии...» цензурой и изъятие ее из продажи значительно пошатнули его промосковские иллюзии 1-й половины 70-х годов. В «Призывном письме к украинской интеллигенции» (1882) он осудил шовинистическую политику российского правительства, призвал все слои украинского народа к национальному согласию и ненасильственной («правом науки и словесности») борьбе за сохранение родного слова, национальной культуры. Кулиш негативно относился к городской цивилизации («это все не украинское»). Известны его резкие выпады против тогдашней Западной Европы: «У них в Европе человек, прежде всего, - мещанин; история прошлого их жизни очень интересная, современность ничтожна до отворота. Город там - целое логово, в котором богатый безопасный от братских претензий бедных на его имение». В истории, верил Кулиш, ничто бесследно не исчезает: ни плохое («Каждый день мы выплачиваем за все, что сделаем недоброе с давних времен, и должны выплачивать»), ни хорошее («Все мы тут в обществе и везде, где святится в нас имя Божьей правды, делаем дело бессмертное»). Кулиш вместе с Иваном Пулюем впервые перевел Библию на украинский язык и был родоначальником украинского переводческого дела. Как поэт Кулиш сознательно ориентировался на художественные образцы европейской классики, поэтому его можно считать предтечей украинских «неоклассиков», Николая Хвылевого. Стоит также заметить, что в поэзии он широко внедрил вместо коломыйковых ритмов такие размеры, как пяти- и шестистопный ямб, анапест, дактиль, использовал разнообразные виды строф, большинство из которых ввел в украинскую поэзию впервые: двустишие, александрийский стих, терцинах, октаву и др. Все это открыло новые перспективы для дальнейшего развития украинской литературы. Поэзия Михаила Старицкого, Ивана Франко, Агафангела Крымского, Леси Украинки и др. вырастала преимущественно из тех побегов ритмомелодики и строфической организации, которые привил украинскому стихосложению Кулиш. По словам Богдана Лепкого, «пока поэты пробовали перепевать якобы легкий состав Тарасовых стихов, ранее не было большого хисна для нашей поэзии, а как стали присматриваться к поэтическому ремеслу Кулиша - появились новые настоящие Художники - одним из первых Иван Франко».

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>