25 февраля. Памятные даты - 25.02.2018 08:00 — Новости Укринформ
25 февраля. Памятные даты

25 февраля. Памятные даты

555
Ukrinform
В этот день, 100 лет назад, на заседании Малой Рады, Тризуб был утвержден государственным гербом Украинской Народной Республики.

Свое решение Рада обосновала тем, что это знак Киевского Государства времен Владимира Святого.

Однако, история украинского герба началась еще задолго до правления Владимира. Одно из первых изображений тризуба в нашей стране зафиксировано на находках периода Трипольской культуры IV-III тыс. до н. е. Впоследствии его начали активно использовать предки современных украинцев. Археологические разведки на Полтавщине и Киевщине подтверждают, что на землях Центральной Украины тризуб был известен как символ власти, знак родовых старейшин или племенных вождей в VI-VIII вв.

В период расцвета Киевской Руси, в X-XIII вв., изображение тризуба было распространено на большой территории - от Крыма до Новгорода, от Кавказа до Франции и Швеции, ведь чеканился он на всем: от печатей и монет до кирпичей, из которых строились храмы и церкви. Так, изображение тризуба было найдено на кирпичах Десятинной церкви в Киеве.

Однако, начиная с распада Киевской Руси и до ХХ века тризубы почти не использовались. Иногда они встречались в геральдике городов, на родовых гербах или в книгах. Некоторые гетманы, в частности Хмельницкий и Мазепа, размещали на своих родовых гербах кресты или якоря, стилизованные под тризуб.

Во время Украинской революции, по предложению Михаила Грушевского, тризуб был принят как Большой и Малый государственный Герб УНР. Автором проекта тогдашнего герба стал Василий Кричевский.

В наше время конкурс по созданию проекта Государственного герба Украины, согласно Постановлению Верховной Рады, был объявлен 24 июня 1991 года (т.е. еще при существовании СССР). Под эгидой Комиссии по вопросам культуры и духовного возрождения ВР была создана рабочая группа-жюри из народных избранников, историков, искусствоведов, музейных работников. 4 октября 1991 года экспертная группа подвела итоги конкурса. Для участия в нем поступило более 200 работ (все они теперь хранятся в Центральном государственном архиве органов центральной власти и управления). Важно, что 192 из них содержали изображение тризуба в разных контекстах. Победил в конкурсе проект историка-геральдиста Андрея Гречило и художника Ивана Турецкого.

В конце концов, 19 февраля 1992 года, Верховная Рада утвердила тризуб в качестве малого герба Украины, считая его главным элементом большого Государственного герба.

Юбилеи дня:

Леся Українка / Фото: Укрінформ
Леся Украинка / Фото: Укринформ

147 лет со дня рождения Леси Украинки (наст. - Лариса Петровна Косач-Квитка; 1871-1913), украинской поэтессы, драматурга и общественного деятеля, классика украинской литературы.

Лесь Курбас / Фото: Укрінформ
Лесь Курбас / Фото: Укринформ

В этот день в городе Самбор родился Лесь Курбас (Александр-Зенон Степанович; 1887-1937), украинский режиссер, актер, драматург, публицист, переводчик. Курбас был следующим, кто пришел на смену «корифеям», учредителям украинского театра - семье Тобилевичей (Карпенко-Карый, Садовский, Саксаганский) с их уклоном и акцентом на национальное, украинское. Он стал реформатором украинского театра, отказавшись от «шароварщины» и создав театр европейского уровня. До Курбаса, смотря украинские спектакли можно было или смеяться (порой гомерически хохотать), или плакать (рыдать; вспомнить хотя бы «Бесталанную»). И все. Других эмоций, или, к примеру, каких-то более или менее глубоких рефлексий не следовало было ожидать. Трудно даже представить, сколько он успел за свои 50 лет. И сколько бы еще сделал, если бы не погиб от чекистской пули в карельском Сандармохе. Курбас впервые на украинской сцене поставил спектакли «В пуще» Леси Украинки, «Царь Эдип» Софокла (обе - 1918), «Макбет» Шекспира (1920), «Народный Малахий» (1928), «Мина Мазайло», (1929) «Маклена Граса» (1933); сам играл, переводил с немецкого (преимущественно драмы), учил (и научил) целую плеяду «березольцев». Ирина Ивановна Стешенко, корифей украинского переводческого цеха, внучка Михаила Старицкого, которая начинала свой творческий путь в театре Курбаса, вспоминала, как впервые увидела его в 1916 году на сцене. Он играл Хлестакова в театре Николая Садовского. Впечатления у нее сложилось странное: в течение спектакля она ни разу даже не улыбнулась. «Ревизор» шел на украинском (черносотенная пресса подняла шум - «пьеса великого русского... на малорусском наречии» - чортзнаетчто!); в театре Ирина была вместе с отцом. Как вспоминает Стешенко, «в спектакле было много смешного - чиновники, кутерьма с купцами, Бобчинский и Добчинский», но она следила исключительно за Садовским в роли Городничего и за новым актером, который играл Хлестакова. Играл он как-то странно, слишком серьезно, не за штампом вертихвоста и повесы. Затем она перечитала Гоголя, его письма, и поняла, что Курбас - случайно? - предложил совершенно новое и неожиданное толкование этой роли, к тому же совсем не беспочвенно. Зал реагировал по-разному. Ирина Стешенко тогда считала, что овации, которые Курбас получил в финале, преувеличены. Зато ее отец, Иван Матвеевич Стешенко, человек высокообразованный, был другого мнения. «Ты еще глупая, Орька, и ничего не понимаешь, - говорил он. - Это вообще не такая уж и веселая комедия, этот «Ревизор». Провинциальному актеру выгодно сделать из него водевиль: вот и шпарят, как в оперетке. А этот галичанин играет очень остроумно... И вообще хороший актер - статный, красивый, ловкий. Вот только речь...» Речь у Курбаса действительно была немного «не наша», не надднепрянская: выразительный галицкий акцент придавал его Хлестакову чужого звучания, он был как будто из другой страны. В этом, считал отец, тоже был свой смысл», - пишет Ирина Стешенко.

116 лет со дня рождения Алексея Ивановича Повстенко (1902-1973), украинского архитектора, искусствоведа. В 1918-1920 годах - казак 6-й Запорожской дивизии Армии УНР. Выпускник Харьковского инженерно-строительного института (впоследствии был там доцентом) в 1930-х гг. - архитектор Наркомпроса УССР, в 1939-1941 гг. - член научного совета Софийского архитектурно-исторического музея в Киеве; в период немецкой оккупации Киева (1941-1943) - директор музея. По воспоминаниям современников, в 1941 году спас Софийский собор от запланированного советским руководством уничтожения (убедил военнослужащего, которому было поручено минирование собора, повернуть назад машину со взрывчаткой). В 1944 эмигрировал в Словакию, позже - в Германию, где находился в лагере для перемещенных лиц в г. Аугсбург; в 1949 переехал в США, где жил до конца жизни; работал в частной архитектурной фирме. С 1959 года - архитектор-проектировщик архитектурной мастерской Капитолия в Вашингтоне. Умер в Вашингтоне, похоронен на украинском православном кладбище в г. Саут-Баунд-Брук (штат Нью-Джерси). Ему принадлежат научные и научно-популярные труды по истории архитектуры Киева и Украины: «Киев. Альбом архитектурных памятников» (1946), «Наш Киев святой» (1946), «Исторические планы Киева» (1947), «История украинского искусства» (1948), «Катедра Св. Софии в Киеве» (1954).

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>