Новый образовательный стандарт: Школьник, ты имеешь право на ошибку!

Новый образовательный стандарт: Школьник, ты имеешь право на ошибку!

Аналитика
1038
Ukrinform
Наконец в начальной школе будет больше конкретики и учеба не будет опираться на «зубрежку»

На днях Кабинет Министров утвердил Государственный стандарт начального образования, по которому будут учить первоклассников с 1 сентября 2018 года. Проще говоря, в нем прописано, что должны знать и уметь учащиеся начальной школы. Работа над стандартом продолжалась 2 года, и в нем, как поясняют в МОН, учтены замечания и предложения, поступившие за время его публичного обсуждения. К слову, родители нынешних школьников начальной школы сетуют на перегрузки детей информацией, которая нередко при этом устаревла для современного мира. Укринформ узнавал, что изменит новый стандарт украинской школы и чем будет отличаться от прежнего?

Заинтересованность и право ребенка на ошибку — в основе стандарта

Вместо того, чтобы зазубривать факты или определения понятий, с новым стандартом начального образования учащиеся будут усваивать знания, умения, навыки, способы мышления, которые не будут оторваны от современной жизни. Это и называется мудрым словом – «компетентности». Важно, что в центре внимания нового стандарта - ребенок с его индивидуальными особенностями. Разработчики Стандарта отмечают, что в раннем возрасте ребенок развивается скачкообразно, поэтому предлагают подводить итоги обучения в начальной школе в два цикла — после второго и после четвертого класса. Предполагается, что в 1-2 классе учителя будут оценивать прогресс конкретного ребенка в личностном развитии, и лишь в 3-4 классах появятся текущие оценки и контрольные работы.

Соавтор этого документа Роман Шиян в интервью на сайте “Новой украинской школы” (напомним, новая украинская школа - это реформа школьного образования, которую воплощает Министерство образования и науки) говорит, что разработчики Стандарта отстаивали право ребенка на ошибку: “Мы вводим ошибку в ранг нормального элемента учебного процесса (...) На самом деле ты не можешь (и не должен!) достичь результата с первой попытки. (...) И родителям надо подчеркнуть, что итоговое оценивание – для того, чтобы измерить качество, то есть выборочно. Ни в коем случае не для определения дальнейшей судьбы учеников”, - говорит Роман Шиян.

Он также акцентирует, что успех ребенка в учебе начинается с его заинтересованности: “Мы стремились построить Стандарт так, чтобы все начиналось от заинтересованности ребенка. Чтобы он начинал исследовать то, что его заинтересовало, чтобы брал в руки книгу, которая его заинтересовала, и от того развивать культуру исследования или чтения. Нас оппоненты упрекали: “Что это вы пишете на первой позиции “выбираю книжку”? Пусть он сначала научится читать”. Сейчас это шестая позиция. Хотя мы считаем, что интереснее, если бы он взял книгу, которая его заинтересовала, и на ней ему помогли бы научиться читать”.

Чему же будут учить детей в языке, математике, естествознании

А теперь — конкретнее. Обучение в начальной школе будет состоять из 9 образовательных областей: языково-литературной, математической, естественной, технологической, «информационной», социальной и «здоровьесохраняющей», гражданской и исторической, художественной, физкультурной.

Укринформ пересмотрел финальный текст Государственного стандарта начального образования и обратил внимание на новые умения и навыки, которые получат дети после обучения в модернизированной начальной школе по каждой из отраслей. Следует сказать, что при качественной реализации этого стандарта подход к обучению должен принципиально измениться. Школьников будут учить критически мыслить уже с первых классов, поощрять к открытиям, а не просто вкладывать готовую информацию в таком виде, как ее видит педагог. Так что будет представлять собой новое обучение в начальной школе — далее, на отдельных примерах.

Обучение детей критическому мышлению

Например, в языково-литературной области дети будут работать не только с художественными текстами, но и текстами СМИ. Они будут высказывать свое отношение к любому тексту, обосновывая собственные мысли, определять позицию говорящего, соглашаясь с ней или отрицая ее. Кроме того, детей будут учить создавать короткие заметки для защищенных ресурсов, например, для веб-сайта школы.

Подчеркиваем неразрывность учебных дисциплин с жизнью

В математике младших школьников будут учить распознавать среди жизненных ситуаций те, которые касаются количественных отношений объектов и форм предметов окружающего мира. Например, найти в классе прямоугольные предметы и посчитать их или же вычислить периметр. Также математика учить выбирать последовательность действий для решения проблемной ситуации. Такие основы, по мнению разработчиков, позволят в будущем строить собственные стратегии решения проблемных ситуаций.

Поощряем исследовать мир и заботиться об окружающей среде

Естественная отрасль по новому стандарту должна научить детей выбирать в ближайшем окружении то, что им интересно исследовать, находить проблемы в окружающей среде, которые можно решить исследовательским способом. Детей будут поощрять наблюдать за природными явлениями и объектами, экспериментировать с ними и моделировать их. Например, своими руками сделать небольшую «тепличку», которая будет стоять на подоконнике, и выращивать в ней растения из семян. Также дети будут приводить примеры изобретений человечества для решения проблем в быту, будут уметь определять примерные затраты природных ресурсов, используемых в семье, предлагать идеи, как уменьшить эти расходы и как защитить окружающую среду.

Освоение информационных технологий

Сейчас по скорости освоения информационных технологий дети даже опережают взрослых. Но в школе детей научат, как эффективно использовать информационные технологии, как выбирать цифровые устройства, чтобы решить определенную жизненную проблему, а также какие последствия будет иметь использование цифровых технологий в школе, на улице или дома. Что интересно — с детства учеников также будут приучать указывать авторство своих работ, а также проявлять уважение к другим авторам.

По-новому детей в начальной школе будут учить и во всех других отраслях, так же концентрируясь прежде всего на целостности знаний и навыков, которые пригодятся в реальной жизни.

Внимание учителя переносится с предмета на ребенка

А чем же еще отличается новый стандарт от прежнего. Об этом Укринформ говорил с экспертом программы “Образование” аналитического центра “Украинский институт будущего” Николаем Скибой.

Микола Скиба
Николай Скиба

Во-первых, эксперт говорит, что внимание учителя прежде всего переносится с изучения предмета на конкретного ребенка. Это и отражено в подходах к оцениванию. «Новый подход говорит о том, что особенности в развитии и усвоении материала есть у каждого. Стандарт как раз и учитывает это. Ребенок развивается неравномерно в этом возрасте, он может долго не прогрессировать, плохо усваивать материал, а потом срабатывает эффект накопления, и у него складывается «картинка». Но возможно, это произойдет не в первом, а во втором классе, именно поэтому педагогам рекомендуется учитывать темп, с которым учится ребенок, и подводить первые итоги обучения во втором классе», - говорит Николай Скиба.

Во-вторых, он акцентирует на том, что компетентности, которые закладываются в стандарте, являются сквозными, и обучение им может происходить через все образовательные области. «Это означает, что, например, языковой компетентности дети учатся не только на уроке языка или чтения, как было ранее, но и на уроках искусства, где педагог может так же обращать внимание на речь ребенка. Это означает, что педагог может распределить нагрузку, построить свою стратегию обучения через игровые моменты», - объясняет Николай Скиба.

В-третьих, эксперт рассказывает, что стандарт предусматривает разнообразие форм учебного процесса, что дает лучшее понимание и усвоение детьми материала. «То есть на уроках может быть много активности – исследования, ролевые игры, групповая работа. В стандарте прописано, что урок – это не только сидение за партой и писание в тетрадях. Стандарт дает больше возможностей и свободы учителям, но, правда, и больше нагрузки. На основе стандарта есть две, утвержденные министерством, типовые учебные программы, которые можно использовать учителям. Но педагог может разработать собственную авторскую программу, что дает больше возможностей, ведь с такими навыками педагог становится конкурентнее, а информацию в процессе деятельности дети усваивают быстрее», - говорит эксперт.

Каких изменений еще ждать от школьной реформы

Родители сейчас нередко сетуют на перегрузки ребенка в начальной школе домашними заданиями, когда большую часть материала приходится усваивать не на уроках, а дома. Новый подход к обучению должен и это изменить. «В 1-2 классах начальной школы домашние задания не нужны, - разъясняет Николай Скиба. - Будут разве что творческие домашние работы, но без обязательного требования принести определенное количество рисунков. То есть действительно будет разгрузка и учет возрастных особенностей. Но это неправда, что программа обучения будет совсем легкой, нагрузка будет, но она в большей степени ложится на учителя, чтобы он организовать урок так, чтобы ребенок как можно лучше понял материал во время урока. Если и будут, то только для того, чтобы закрепить полученные знания, а не компенсировать их».

В МОН анонсировали, что в дальнейшем пересмотрят стандарт базовой школы (5-9 классы), который должен стартовать с 1 сентября 2022 года, и стандарт старшей школы (10-12 классы), который вступит в действие с 1 сентября 2027 года. То есть дети, которые пойдут в первый класс в этом, 2018 году, полностью получат среднее образование по новому стандарту.

Николай Скиба говорит, что эти стандарты несут еще больше изменений, и главное, что в новой украинской школе ребенку будут закладывать основной принцип развитой личности — необходимость учиться на протяжении жизни.

Эксперт говорит, что для реализации этой цели в базовой школе должно быть больше задач с открытым решением, где нет ответа в конце учебника. Также важно, чтобы дети выработали навык самоорганизации, а обучение строилось так, чтобы учащиеся самостоятельно искали информацию, обрабатывали ее, сортировали факты от выдумок, потому что именно это пригодится им в жизни. В стандарте базового образования будут еще более сложные связи между образовательными отраслями.

В стандарте будет прописано, каким образом старшие ученики смогут ознакомиться с будущей профессией. “В целом же в требованиях к учебе в старшей школе так же будет важна именно практическая составляющая обучения: ожидается, что дети не просто должны знать формулы, а будут уметь их применять, делать небольшие эксперименты, выдвигать и доказывать гипотезы, думать, где сегодня практически применяются эти знания. И в профильной школе они будут готовиться, чтобы работать как ученый, изобретатель, основатель бизнеса или государственный служащий. Задача новой украинской школы – сделать человека более состоятельным в жизненных ситуациях”, - заключает Николай Скиба.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>