Что скрывалось в “ящике Пандоры”, который открыла Екатерина Амосова?

Что скрывалось в “ящике Пандоры”, который открыла Екатерина Амосова?

Аналитика
2814
Ukrinform
В конфликте Минздрава с ректором медуниверситета искать виновных бесполезно, поскольку все правы и неправы одновременно. Такие у нас законы — как дышло...

Скандал вокруг Национального медицинского университета им. Богомольца не утихает, несмотря на быстрое прекращение “общеуниверситетской” забастовки, и уже очевидно обретает политический характер. Дошло до того, что на пешеходном мосту над аллеей Героев Небесной сотни возле Майдана Независимости появился плакат от имени ректора Екатерины Амосовой с призывом “Долой Супрун!” И хотя она уже открестилась от авторства, но его появление, а также причастность политической партии к кампании против и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун — это уже откровенная политика.

Напомним, ректора НМУ Екатерину Амосову министерство отстранило от должности за непроведение так называемого лицензионного экзамена “Крок”, обязательного для будущих врачей. Отстранило временно, на период выяснения причин срыва “Крока”. Укринформ уже разбирался, почему этот экзамен так и не состоялся, а студенты вышли бастовать. Забастовка продолжалась три дня, суд восстановил на посту ректора, министерство это судебное решение обжалует. То есть, конфликт отнюдь не исчерпан. Тем временем работа комиссии министерства, выясняющей причины срыва “Крока”, в вузе существенно затруднена: ректор — на рабочем месте, а потому неизвестно, как в таком случае поведут себя его подчиненные: будут свидетельствовать или нет, и насколько правдиво?..

Итак, имеем отстранения ректора Минздравом и ее восстановление Окружным админсудом Киева. Отсюда закономерный вопрос: чье решение — министерства или суда — более правомерно? Ведь не может быть, что обе стороны одинаково правы. Оказывается, может...

Может ли министерство уволить ректора? Смотря, по какому закону

В министерстве утверждают, что Амосову отстранили вполне законно, поскольку она не выполнила возложенные на нее обязанности, а по условиям контракта между Минздравом Украины и ректором НМУ им. А.А.Богомольца Амосовой Е.Н., она обязана обеспечить проведение учебно-воспитательного процесса на уровне государственных стандартов образования. Срыв проведения лицензионного экзамена “Крок” - прямое нарушение этого пункта контракта. Вместе с тем, согласно пункту 2.2.7. контракта, министерство имеет право отстранить руководителя от работы на время проведения проверки обстоятельств, указывающих на неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей”, - говорится в сообщении на сайте ведомства.

Поэтому в Минздраве сообщили, что ведомство подает апелляцию на постановление Окружного суда, решившего, что необходимость временного отстранения ректора не подтверждается достоверными фактами.

Укринформ пригласил прокомментировать решение суда владельца юридической компании "Миллер" - Маси Найема: “Определение Окружного админсуда останавливает действие пункта 3 приказа Минздрава, в котором говорится об отстранении от должности. Решение суда процессуально соответствует нормам закона. Суд оценил основания, по которым Минздрав отстранил Амосову от должности, необоснованными и опирающимися лишь на предположения”.

Другое дело, что суды, куда подают иски уволенные ректоры, чаще всего трактуют противоречия в законах - от нечетких условий контракта до невыполнения трудового законодательства - в их пользу. Это в комментарии Укринформу отмечает руководитель отдела анализа образовательной политики Аналитического центра CEDOS Егор Стадный: “Так было с ректором-коррупционером Национального авиационного университета Владимиром Харченко или с главой Харьковского университета радиоэлектроники Эдуардом Рубиным. Были случаи и с ректорами других университетов, которых суды всегда восстанавливали в должности. Все потому, что в нашей стране юридическими аспектами играются, как хотят. Всегда находится лазейка или банальные нарушения прав работников, и это позволяет судам принимать решения в их пользу. Трудовое законодательство у нас очень “совковое”, в нем права работников имеют преимуществот над правами работодателей. В конфликтах, дошедших до суда, это сказывается”.

Эксперт программы “Образование” аналитического центра “Украинский институт будущего” Николай Скиба согласен с мнением, что уволить ректора министерству не так просто. “Управление учебными заведениями выстроено так, что ректоры фактически получают вузы в свою вотчину. То есть, довольно часто ключевые должности в вузах распределяются по негласным квотам между политическими силами”, - считает Николай Скиба.

Освободить Амосову: если Минздрав не сможет — Госфининспекция поможет!

Известно, что постановление суда в отношении Амосовой — временная мера, которая будет действовать до начала рассмотрения дела по существу. А вот закончится само дело так же, как предыдущие — в пользу обвиняемого ректора? Егор Стадный предполагает, что у Министерства здравоохранения мало шансов на победу, хотя и позиция Амосовой вызывает много вопросов. “В этой ситуации университет ведет политику двойных стандартов, например, говоря о Центр тестирования как о монополисте в проведении лицензионных экзаменов, которого 20 предыдущих лет он не замечал”, - отмечает эксперт.

Зато Маси Найем подчеркнул, что, по контракту, ректора Амосову можно не просто отстранить, но и уволить, в частности, в случае нецелевого использования средств. А именно эти финансовые нарушения и были выявлены в ходе проверки в 2016-м году Госфининспекцией, которая нашла в университете многочисленные факты нецелевого использования средств на сумму почти 3,5 миллиона гривен. Кроме того, были выявлены процедурные нарушения Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» на общую сумму более 26,5 млн грн. “Следовательно, факт нарушения условий контракта есть. И и.о. министр Ульяна Супрун имеет полное право уволить Амосову хотя бы за это”, - уверен Найем. Но на практике, как видим, не все так просто.

Страйк у медуніверситеті Богомольця // Depo.ua
Забастовка в медуниверситете Богомольца // Depo.ua

Самоуправление вузов — миф или реальность?

По большому счету, конфликт между ректором и министерством, перешедший в политическую плоскость, является следствием неумелого внедрения в Украине университетской автономии, необходимой для имплементации Болонского процесса — единого образовательного пространства стран Европы. Адаптировать национальное образовательное законодательство под европейские требования и при этом сохранить его действенность — не получилось.

Создается впечатление, что самоуправление вузов (в том числе, и кадровая политика), прописанное в принятом в 2014 году Законе о высшем образовании, есть только на бумаге. Почему так? В законе говорится: “Автономия учреждения высшего образования - самостоятельность, независимость и ответственность учреждения высшего образования в принятии решений о развитии академических свобод, организации образовательного процесса, научных исследований, внутреннего управления, экономической и другой деятельности, самостоятельного отбора и расстановки кадров в пределах, установленных настоящим Законом”.

Видим, что один из ключевых пунктов - право университета самостоятельно решать кадровые вопросы. Законом предусмотрено, что его ректор работает на контрактной основе, а сам контракт заключается с профильным министерством. В большинстве случаев — это Минобразования, а в случае медицинских вузов - Министерство здравоохранения. И увольнять руководителя, то есть разрывать с ним контракт, также имеет право только министерство. То есть, университетские выборы превращаются в простую формальность, ведь ректор по факту оказывается подчиненным министерству. Его зависимость от министерства противоречит самому понятию автономия.

В Европе, образовательную систему которой мы и пытаемся внедрить, подобные споры не возникают. Все потому, что там распространена практика лицензирования учреждений образования. Министерство выдает сертификат, который удостоверяет, что университет получает право готовить специалистов определенной отрасли. Если же внутренние проблемы мешают готовить качественных специалистов — вуз лишают лицензии. И тогда ректора освобождает не министерство, а сам коллектив. Таким образом министерство во внутренние дела университета не вмешивается, но в то же время контролирует результативность его работы.

В Украине же лицензирование университетов тоже есть, но о случаях лишения лицензии — не слышно. Так не окажется ли лицензия тоже очередной формальностью?..

Николай Романюк, Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>