Суфражистки: женщины, подарившие нам голос, работу и право на развод

Суфражистки: женщины, подарившие нам голос, работу и право на развод

1686
Ukrinform
Даже беглый взгляд на женское движение дает понять, что оно дало много не только женщинам, но и всему миру

Их называли уродинами. Против них организовывали диффамационные медиа-кампании, призванные показать, что женское движение – это сборище ущербных дам, плохих жен и никудышних матерей.

Они же плыли на лодках по Темзе, немного смешно, но все же креативно требуя избирательного права для женщин, они приковывали себя к кованым воротам правительственных зданий, издавали памфлеты и писали законопроекты, терпели наудачи, протестовали, на публичных акциях хватали за лацканы самых могущественных мужчин своих стран и... побеждали.

Все права, которые сегодня кажутся такими естественными, дались женщинам прошлого совсем непросто.

Украина, которая проходит декоммунизацию, все еще празднует 8 марта. Законодательное решение, призванное отменить выходной, пока не принято. Политикам трудно дается решение отменить праздник, к которому все привыкли. Но благодаря Институту национальной памяти впервые состоялся разговор о празднике. Что такое 8 марта: праздник, воспевающий женские прелести, или праздник, который напоминает о существующих в обществе гендерных проблемах и праздник памяти о том, каким было женское движение?

Давайте вспомним. 18-19 века. Уже не поддается сомнению факт, что у женщин есть душа, хотя вопрос – человек ли женщина – все еще звучит в салонах, литературе и публицистке. Человек ли она, может ли она участвовать в выборах, получать равную оплату труда и право на образование? Имеет ли право на развод и равные с мужем права на своих детей? Может ли распоряжаться своим наследством или заработанными деньгами?

Все родоначальницы женского движения в Европе – образованные и финансово состоявшиеся женщины. Раздумывая о них, просто имейте в виду одно. Они могли бы мучиться вопросом, куда поехать отдыхать – в Ниццу или Венецию, но их волновало совсем другое: «Почему мой садовник и конюх могут голосовать, а я – нет?».

Кто из женщин помог обществу и политикам ответить на эти вопросы во времена, когда мир казался созданным исключительно мужчинами и исключительно для мужчин? Мы решили выделить пять наиболее заметных женщин-суфражисток. На самом деле, лиц в женском движении было очень много, они были теоретиками и практиками, трибунами и провокаторами, умеренными и радикальными – разбросанными по разным женским организациям. Но каждая из них внесла свой вклад в то, чтобы женщина стала свободной. 

СУФРАЖИСТКА ИЗ КЕМБРИДЖА, КОТОРАЯ ГОВОРИЛА НА 16-ТИ ЯЗЫКАХ

История женского движения сохранила имя ученой, преподавательницы Кембриджа Джейн Эллен Харрисон.

Она знала немецкий, латынь, греческий, иврит. Источники писали, что она говорила приблизительно на шестнадцати языках. Большую часть своей профессиональной жизни Харрисон провела в колледже для женщин в Кембридже, где занималась антропологией, этнографией, античным искусством и ритуалами.

Харрисон была умеренной суфражисткой. Она использовала для защиты женского избирательного права антропологию. В ответе на антисуфражистскую критику Харрисон демонстрирует свои убеждения: «Женское движение – это не попытка присвоить прерогативы мужчин как пола; это даже не попытка утвердить привилегии женщин как пола; это всего лишь потребность, чтобы в жизни женщин, как и в жизни мужчин, находилось место и свобода для чего-то большего, чем и мужское, и женское, – для человеческого».

ЭММЕЛИН ПАНКХЕРСТ И ДИНАСТИЯ СУФРАЖИСТОК

Основательница женского движения («Лиги за избирательные права женщин») Великобритании Эммелин Панкхерст была признана журналом Тайм одной из 100 самых выдающихся персон двадцатого столетия. Пожалуй, Эммелин можно считать основательницей династии суфражисток, ведь двое из пяти ее дочерей тоже занимались женскими правами. Борьба британок за свои права была самой яркой и одновременно самой острой. Суфражистки устраивали акции, часто дрались с полицейскими, формы их борьбы даже сегодня можно было трактовать, как хулиганство. Именно английские суфражистки попали в тюрьму за то, что врывались на официальную встречу Черчилля с требованием разрешить женщинам голосовать. Эммелин Панкхерст, кроме прочего, проводила публичные лекции в разных уголках Англии. Известно, что на митинг за гражданские права в Гайд-парке, в центре Лондона послушать Панкхерст собралось около полумиллиона человек.

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, члены женской лиги приостановили протесты до окончания войны. По призыву Панкхерст все их силы были направлены на обеспечение победы. Они трудились так самоотверженно, что казалось – уже ни у кого не возникало сомнений в ответственности и гражданской зрелости женщин. В 1918 году деятельность Эммелин Панкхерст увенчалась успехом. Актом о народном представительстве женщины, достигшие 30 лет, получали право голосовать. Через десять лет, Актом от 1928 года, возрастная планка была снижена до 21 года. В том же году Эммелин умерла, на ее похороны собрались несколько тысяч людей, облаченных во флаги женский лиги. После смерти премьеры Англии ставили ее в один ряд с Жан-Жаком Руссо и Мартином Лютером Кингом.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЭНТОНИ СЬЮЗЕН СТАЛ В США ДНЕМ ЖЕНСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Ключевой фигурой американского женского движения была Сьюзен Энтони. В 1872 году милая дама явилась на избирательный участок в день голосования за президента, с уверенным видом взяла бюллетень и онемевшие, не поверившие в такую неслыханную наглость, члены комиссии выхватили у нее бюллетень в самый последний момент.

Дама была арестована. Это была Энтони, а до принятия поправки о праве женщин голосовать оставалось почти 50 лет. Наверное, это акция стала беспроигрышной, раз сегодня об этом знает каждая американская школьница. Но к самому избирательному праву американки шли очень долго. Энтони бесконечно ездит по стране с лекциями, создает общественные организации, издает газету «Революция». Она хоть и стала автором Девятнадцатой поправки о женском избирательном праве, но не дождалась ее принятия. Хотя она  добилась изменений в положении женщин (так, при её жизни количество женщин-учащихся высших учебных заведений США возросло с 0 до 36 тысяч) и могла сказать за два года до смерти: «Мир ещё никогда не видел большей революции, чем в женской сфере в течение этих пятидесяти лет».

ЭЛИС ПОЛ: ПОПРАВКА В КОНСТИТУЦИЮ ЦЕНОЙ ТЮРЕМНОГО ЗАЛЮЧЕНИЯ

Принятие Девятнадцатой поправки к Конституции связывают с именем Элис Пол. Американки с самого начала как-то интуитивно использовали все правила лоббирования, проводя колоссальную просветительскую работу во всех штатах, но часто шли по стопам британского движения суфражисток, повторяя их формы протеста. Когда мирные усилия суфражисток по лоббированию оказались безрезультатными, Пол и её коллеги сформировали в 1916 году «Национальную женскую партию», где ввели методы, часть из которых используется движением за избирательные права в Великобритании – демонстрации, парады, массовые митинги, пикеты возле Белого дома и голодовки. Все действия освещались в публикациях еженедельной газеты «Суфражистки».

Элис Пол
Элис Пол

Тюрьма, где в знак протеста Пол устроила голодовку, и откуда ее потом перевели в психиатрическое отделение больницы, в сочетании с продолжающимися демонстрациями и сопутствующее освещение в прессе – все это оказывало давление на администрацию Вильсона. В январе 1918 года Вильсон объявил, что женское избирательное право – это необходимая мера. В 1920 году была принята девятнадцатая поправка к Конституции США.

ФРАНЦИЯ И ПРАВО НА РАЗВОД

Именем французской писательницы и журналистки Олимпии Де Гуж названа одна из парижских площадей и несколько французских школ. Едва ли Францию можно считать родиной женского движения, но это страна по достоинству оценила усилия Олимпии.

Де Гуж одной из первых призывала к установлению права на развод, что в конце концов было декретировано. Она выступала за права незаконнорождённых детей, за создание родильных домов, национальных мастерских для безработных и ночлежек для бездомных. Была автором «Декларации прав женщины и гражданки», отклонённой Национальным конвентом (1791).

УКРАИНА НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ И 60 ТЫСЯЧ ЕЕ ФЕМИНИСТОК

Женское движение, вопреки слухам, не было разрозненным и чисто национальным. Феминистки Европы, Канады и Америки общались, обменивались идеями. Идеи женского достоинства и равноправия распространялись вопреки всем границам, а украинки были к нему очень восприимчивы.

Мария Вилинская (Марко Вовчок) владела десятью языками. Она издавала журнал, который призван был помогать интеллигентным женщинам, в нем поднимался вопрос эмансипации. В 1871 году вышло 12 номеров издания, а в 1872 – 5. "Меня очень теперь волнует, сколько могли бы сделать женщины, священнические дочери и жены, и они ничего не делают", – писала Мария Вилинская. Леся Украинка и Ольга Кобылянская не были участницами движения, но их взгляды, письма и их героини дают право называть их феминистками.

В Украине есть своя история женского движения, свои организации, которые боролись за право доступа женщин к высшему образованию. Было общество прав защиты работающих женщин, союзы и кружки украинок, которые отстаивали идеи женского равноправия еще в 19 веке. А Союз Украинок, основанный женщинами Западной Украины, насчитывал 60 тысяч членов.

*     *    *

Это очень мало, чтоб рассказать о женщинах, которых всю их молодость преследовали и сажали в тюрьмы, в старости приглашали в президентские дворцы и на национальные торжества, а после смерти называли их именами площади, изображали на марках, национальных валютах.

Но даже беглый взгляд на женское движение дает понять, что оно дало много не только женщинам, но и всему миру.

Рискнем утверждать, что суфражистки подарили миру формы ненасильственного протеста. И, возможно, истоки нынешних креативных политтехнологий стоит искать в костюмированных парадах, поездках на лодках и пикетах, придуманных основательницами женского движения.

Борьба за женские права вписана в общую борьбу за права человека самими суфражистками. Почти никто из них не занимался исключительно гендерной темой, в Америке они параллельно боролись против расовой дискриминации, в Европе отстаивали сухой закон и создавали общества трезвости, они отчаянно боролись за пристойные условия жизни всех рабочих, права детей и вдов. И многие из суфражисток, пусть в мечте, видели себя членами рабочих партий. 

И наконец, последнее. Очень часто за спиной женщины-суфражистки стоят мужчины. Либо отец, который воспитал ее социальную активность, либо муж, который вдохновил ее на этот труд. Суфражизм имеет своих представителей в сильной половине человечества: прогрессивно настроенные философы, юристы и политики нередко поддерживали женщин в их борьбе за гендерное равноправие. И оно закономерно. Ведь сильные мужчины никогда не откажут женщине в праве на творчество, достоинство и голос.

Лана Самохвалова. Киев.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>