Монетизация льгот: за живые деньги, но дозированно

Монетизация льгот: за живые деньги, но дозированно

Аналитика
810
Ukrinform
Ищем позитив: льготникам больше не придется доказывать злым перевозчикам свои слабые, не подкрепленные финансами, права

По настоятельному требованию МВФ, мы постепенно переходим к цивилизованным методам предоставления льгот не обещаниями оплатить из бюджета расходы на них, а звонкой монетой в карман непосредственно льготникам. 14 марта Кабмин принял постановление о монетизации льгот (замена натуральных льгот денежными компенсациями) на проезд в городском, пригородном и междугородном транспорте. Граждане вместо бесплатных услуг будут получать деньги (как наличные, так и безналичные выплаты), которые смогут тратить на свое усмотрение, в том числе и на услуги пассажирских перевозок. Пока дорабатываются вопросы социальных норм, то есть минимального числа разрешенных льготных поездок в транспорте - Кабмин предлагает определять размер компенсации для каждой отдельной категории льготников, исходя из лимита НЕ МЕНЕЕ 30 поездок на месяц. Но последнее слово здесь будет за местными органами власти.

30 поездок в месяц” - полная дезинформация

За 25 лет государство набрало на себя столько обязательств, что не в состоянии профинансировать их на 100%. В 2018 году, по подсчетам Кабмина, на эти цели нужно не менее 20 млрд грн. Выход - денежная компенсация. "Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготе, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению", - говорится в сообщении Кабмина.

“Учитывая, что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов. Кабинет министров предоставил именно местным органам решать вопрос безналичная / монетизирована форма льгот", - сообщил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко в Facebook.

Павло Розенко
Павел Розенко

Министр также отметил, что никаких ограничений в "30 поездок в месяц" правительство не утверждало. "Это дезинформация, которая активно раскручивалась в СМИ. Правительство утвердило минимальную социальную норму. Это гарантия. Ниже которой местный орган власти не имеет право рассчитывать монетизированную выплату льготнику!" - подчеркнул вице-премьер-министр.

Анонсированное, но не опубликованное Постановление Кабмина уже наделало шуму на местах. “Первый крик - где возьмем деньги в громаде. - поделился впечатлениями Петр Андрющенко, депутат фракции «Сила людей» Мариупольского горсовета. - Ну, тут такое, цифры против паники. Пример Мариуполя. Средняя сумма компенсации льгот сегодня из бюджета составляет около 200 млн. грн. в год (предприятию муниципального транспорта). Если учесть методику “30 ежемесячных поездок”, перечислив на количество льготников в городе (от 60 до 120 тыс.), то сумма бюджетной компенсации не только не увеличится, а скорее уменьшится. В результате - бюджет точно не в минусе”.

Однако, есть опасения, что денежная компенсация по факту может оказаться меньше, чем стоит льгота в натуре. Например, человеку дадут денег на 20 поездок на месяц, а он ездит 30-40 раз. Но в любом случае - шаг к монетизации уже хорошо. Прошлогодний эксперимент по монетизации льгот на транспорте в Львове показал, что в среднем на одного льготника приходится около 20 поездок в месяц на общественном транспорте и одна-две поездки (туда-обратно) в неделю на пригородном транспорте - электричке, автобусе.

Льготная” экономика на транспорте — вариантов, оказывается, много

Монетизация льгот в городском транспорте может стать одной из ключевых реформ украинского правительства. При кажущейся простоте она может существенно повлиять на развитие муниципалитетов. Однако, важно не наступить на те же грабли, что и россияне больше десяти лет назад. Россия перешла к практике монетизации льгот еще в 2004 году. Но из-за ошибки в расчетах и определении денежного эквивалента, а также несвоевременного перечисление средств на счета льготников, реформа там вызвало народные бунты даже в генетически рабской стране. Причем, сопротивлялись как пассажиры, так и перевозчики. Будем надеяться, Украина этого опыта не повторит.

По словам сокоординатора Совета по урбанистике Киева Григория Мельничука, сокращение льгот в городском общественном транспорте началось в Украине в 2015 году с принятием Закона "О внесении изменений и признании утратившими силу, некоторых законодательных актов Украины о предоставлении льготного проезда некоторым категориям граждан”. Депутаты поставили градоначальников перед выбором — или защита с переходом в популизм, или экономика. И разрешили муниципалитетам самим определить тактику применения льгот, поэтому те выискивали различные способы сократить перевозки льготников или хоть как-то их урегулировать.

Григорій Мельничук
Григорий Мельничук

“Наиболее инертными оказались мегаполисы и большие города - там даже после принятия этого закона часто сохранялся бесплатный проезд пенсионеров по возрасту - самой большой категории льготников. Вместе с другими категориями складывалась ситуация, когда чуть ли не половина населения имела право на бесплатный проезд. И именно вокруг перевозок льготников вспыхивали конфликты маршрутчиков с мэриями в вопросах повышения стоимости проезда”, - объясняет г-н Мельничук.

Популярный способ - ограничение действия льгот во времени, то есть право на них только в непиковые часы (например, с 10 до 16). Такая практика, например, прижилась в Ивано-Франковске. Однако в других городах она была отменена судами - дважды во Львове и в Житомире. В Днипре льготники могут занимать до 10% пассажиромест в автобусе, а в Киеве в метро ввели проход льготников только по "Карточкам киевлянина". Похожая система действует в Виннице в наземном транспорте - там нужно оформлять адресный проездной.

В Коломые льготный проезд двух типов - безлимитный и по талонам. Без ограничений городскими автобусами пользуются инвалиды первой и второй группы. Пенсионеры же получают талоны в Центре предоставления административных услуг. В год на человека выделяется 60 талонов, которыми можно рассчитываться в автобусах. Пенсионеры отдают такие талоны перевозчику, и тот со временем получает по ним денежные компенсации от мэрии. Кроме этого, есть и льготные рейсы, где проезд бесплатный для всех льготников.

В Умани для льготников предложили ввести специальную систему электронного билета. Пенсионеры получают карточки, куда раз в месяц от социальных служб “капает” ни много ни мало 10 грн. При тарифе в маршрутках 4,5-5 грн получается как раз одна (!) поездка "туда-обратно" в месяц. Такую систему можно было бы назвать прогрессивной (хотя “смешной” лимит поездок - тема отдельной дискуссии), если бы электронный билет вводился для всех пассажиров. Местные маршрутчики не спешат расставаться с привычным кэшем.

Электронику не проведешь

Впрочем, именно электронный билет, как ожидается, и станет основой монетизации льгот в городском общественном транспорте и учета льготных перевозок. Такая система достаточно гибкая и позволяет реализовать самые разнообразные социальные программы и адресные выплаты. Пока города сами вправе определять, вводить им такую систему или нет. На данный момент системы электронного билета частично работают в Киеве (карточка киевлянина), Харькове, Днипре. (2017 году обеспечили турникетами местный метрополитен и электротранспорт, в 2019 — автотранспорт). Винница и Львов, например, планируют приобщиться к технологии в 2018 году и привлечь для этого, соответственно, 8 млн и 10 млн евро у ЕБРР.

Оксана Полищук, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» и «PR» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>