В самом ли деле сходит Благодатный огонь и есть ли ад после смерти?

В самом ли деле сходит Благодатный огонь и есть ли ад после смерти?

1845
Ukrinform
О громких заявлениях церковников и Пасхальных традициях Укринформ пообщался с отцом Юрием, священнослужителем Андреевской церкви

Естественно, что в предпасхальные дни мы все мысленно обращаемся к Богу, задумываемся о том, во что мы собственно верим, что нас держит в этом мире, и что будет после него. И вот на прошлой неделе пришлось задуматься еще больше – христианский мир всколыхнули слова Папы Римского о том, что ада не существует.

"Кающиеся получают прощение Бога и входят в звание душ, но тот, кто не делает этого и не может быть прощен, просто исчезает. Нет ада, есть исчезновение греховных душ", – ответил Папа Франциск на вопрос основателя влиятельной итальянской газеты La Repubblica о том, что происходит с «плохими» душами. Ватикан, правда, уже дал разъяснения: мол, слова Папы Франциска были не точно переданы, но такие слова не забываются, вносят смятение в души тех, кто верует и кто сомневается.

А несколькими днями ранее, священник Армянской церкви Самуил Агоян заявил в интервью израильскому телевидению, что Благодатный огонь в Иерусалиме не сходит с Небес, а зажигается от масляной лампады, то есть не является чудом: “Бог творит чудеса, но не на потеху людям”, – сказал священник.

Сказать, что эти два заявления не прошли незамеченными миллионами людей по всему миру – это почти ничего не сказать. Укринформ пообщался на эти темы с отцом Юрием, который служит в знаменитой Андреевской церкви над Андреевским спуском, а по совместительству еще и директор Украинского дома. Поэтому и разговор у нас получился не только о Пасхе.

Отець Юрій (Стельмащук)
Отец Юрий

- Отец Юрий, а как это можно было сказать про Благодатный огонь? Многие люди от такого на самом деле растерялись...

- Если мы будем ориентироваться в вере только на этот огонь, сошел он с Небес или не сошел – то мертва наша вера. Мы будем такие неверующие, как Фома, говоривший: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей... не поверю”. То же и со схождением Иерусалимского огня. Он есть, даже если его зажигают искусственно, это все равно не должно задевать глубокие чувства христианина. Есть воскресение, и есть вечная жизнь, а внешние признаки не должны быть индикатором веры.

- То есть не надо привязываться к чисто материальному... А как же чудо?

- Мы хотим видеть какое-то чудо... В Библии сказано о том, как расступилось море, как еда – манна Небесная – падала сверху... Но вы на себя посмотрите, на чудо собственной жизни. Поэтому Господь говорит: не обращайте внимания на внешнее, просто поверьте и будьте теми детьми Божьими, которые поверив в правду Божию, стали свободны и получили надежду на жизнь вечную. Конечно, не избежать вопросов – какое оно Царство Небесное? Каков ад? Но Господь просто говорит: чего глаз не видел, ухо не слышало, что на ум человеку не приходило – то Господь приготовил тем, кто надеется на него. Поэтому не надо фантазировать, а надо жить теми принципами и жизнью, что Господь нам дает – любовью, добротой, милостью, долгом, который нам уготован – быть мамой, отцом, сыном, братом, руководителем. Это главное для человека.

- А не прокомментируете, отче, слова Папы Римского о том, что ада не существует? И как верующим относиться к этим словам?

- Евангелие конкретно пишет, что ад существует. Что же касается католической церкви, то там этот вопрос чрезвычайно догматизировали, создав целую историю ада. На самом же деле это лишь человеческое воображение. Ад существует, но не в материальном, а в духовном измерении. На самом деле, сделав что-то не то, мы несем моральные испытания – печали, депрессии, угрызения совести - и это уже и есть «частичка ада». Будут ли за грех какие-то физические пытки? Это мы тоже можем на Земле проходить – кто-то болеет раком, кто-то не может встать, у кого-то руки усыхают... Разве Господь настолько жесток, чтобы потом еще больше добавить мук? Ад человек может и сам себе создать – пропадая в наркотиках, пьянстве, разврате и тому подобном. Но мы обычно хотим увидеть ад в материальном измерении, и нам кажется, что будет еще что-то страшнее. Католическая церковь веками пугала людей, что на Страшном Суде будет очень трудно, что есть ад и пытки. Поэтому слова Папы Римского, я думаю, журналист процитировал правильно. Только на самом деле ад существует, но не в физическом формате, а в духовном.

- Если мы в этой жизни проходим адские духовные страдания, а что тогда происходит после смерти?

- Если вы поверили в Иисуса Христа, а Христос – это любовь, то эта любовь дает нам радость, надежду, счастье, преображает человека. Христианство делает человека особым, и он начинает проявлять доброту, милость, уважение к ближним, верность мужу или жене, преданность своим детям, честность. И в конечном итоге человек, познав Христа на земле, уже становится причастен к Царству Божьему. А после смерти каждый, кто верует, как говорит Христос, не умрет, а будет жить.

- А как вообще пересматривается церковное учение? Ведь такое бывало...

- История помнит 400 соборов, и чуть ли не на каждом пересматривали ту или иную догму. К примеру, должен быть священник женат или нет. Католики, например, решили, что нет, он должен принять целибат. Хотя Евангелие конкретно говорит, что каждый человек и даже епископ должен иметь жену, быть хорошим семьянином и гостеприимным хозяином. Есть многое, что противоречит святому Евангелию, но является догмой. Если вы спросите, сегодня наши православные священники выполняют ли все предписания? Нет. Вот и я частично их нарушаю, потому что сегодня работаю в светской жизни. Но с другой точки зрения, апостол Павел тоже работал среди фарисеев. Здесь главное – не упускать основу, то есть правду Евангельскую, потому что когда мы ее теряем, то теряем христианство.

Поэтому для глубоко верующего христианина даже если Благодатный огонь перестанет сходить, то ничего страшного не будет. Потому что основа – это наша прямая связь с Богом. И для этого мы ведомы Духом Святым и не вправе ни усомниться, ни сбиться с пути своего, о котором говорит Господь.

Фото: Сергій Гудак
Фото: Сергей Гудак

- О чем человеку стоит задуматься в предпасхальный день? На что надеяться?

- Суббота перед Пасхой – это день примирения, потому что, как говорит Господь, если ты не простил брату своему, то как ты хочешь, чтобы я тебе простил? Поэтому в этот день все мирятся, объединяются и готовятся к Великому Воскресению. С одной стороны приходит смерть, печаль, а с другой – появляется совершенно новое измерение – жизнь новая. Пасха, то есть Воскресение Господне, дает нам надежду на жизнь вечную. Господь говорит, что каждого создал по подобию Своему, наделил талантами, дал определенные обязанности и миссию. Свой план в начале создания мира, чтобы мы жили вечно, Господь реализовал именно через Иисуса Христа. И даже в земной жизни, творя добрые дела, человек уже будет причастен к Царствию Небесному.

- Сейчас, когда люди постоянно заняты работой, насколько важно соблюдать традиции, например, что нельзя работать в праздник?

- Вы будете наказаны за это в аду? Возможно, что нет. Но с другой стороны, если человек не набожен, а просто верит и имеет понимание этого процесса, то конечно, это его дисциплинирует. Ведь все люди, которые добиваются больших успехов, всегда находят время для размышлений, анализа, отдыха, восстановления духовных и физических сил. И именно тогда у них появляется особое видение. Когда же человек расставляет все на свои места, то Господь дает благословение его делу. Иногда нам кажется, что просто нет другого времени на домашние дела, кроме воскресенья. Но Господь говорит, что седьмой день ты обязан отдать Богу. В воскресенье надо общаться с Богом в молитве и говорить: помоги мне, мне трудно в этой жизни, найди мне хороших друзей, найди хорошую работу, помоги родителям, чтобы они были здоровы... И когда начинаешь говорить с Богом, просить благословения, то в жизни и происходит то, что называется чудом, и это значит, что ты начинаешь свои отношения с Богом.

- А как объяснить то, что раньше церкви строились на месте, где случались именно какие-то из чудес, а сейчас этого уже нет?

- Мы дышим, но кто дает нам гарантию, что мы в следующую минуту не умрем? Это уже чудо. Поэтому будьте внимательны: чудеса повсеместно. Что касается церквей, то действительно, когда-то они строились в особых местах, потому что тогда Господь говорил через пророков: скажи царю или тому человеку, что на этом месте должен быть храм. Господь спасал людей, рассказывал о Царствии Небесном, и это призван делать каждый священник. Вторая функция священника – воспитывать. Поэтому где бы он ни построил свой храм, он несет правду и свет. Нас очерняет то, что исходит изнутри, и нас освящает то, что исходит изнутри. Любую церковь можно намолить Господним Духом.

- Больной для Украины вопрос: что вы думаете об объединении православных в Украине?

- Для этого нужен план хотя бы на 5-10 лет. А план простой: все мы отстаиваем государственный суверенитет, государственный язык, христианские ценности, мораль, свободу, неприкосновенность границ. Германия в свое время вышла из послевоенного кризиса, когда ввела христианскую демократию – политику на христианских ценностях, где семья поставлена как ячейка общества, а моральный фундамент – христианские ценности. Мы тоже можем это сделать. Главное, чтобы наше государство сохранилось на моральных принципах. Тогда мы и сможем создать единую церковь. Когда мы сможем подобрать для того правильных мужей, это удастся. Потому что нет понимания, есть только перетягивание. Надо иметь понимание этого процесса, а когда добавить политическую волю, то все стабилизируется.

- То есть возвращаемся к осознанию...

- Осознание начинается с личности. Человек должен понимать: кто я? Для чего я? Каждый должен понимать, что это Господь одарил его талантами, духовная мотивация – Царствие Небесное, материальная – создать семью, реализовать таланты, путешествовать по миру, находить друзей и гордиться страной.

Также важна национальная идея, которую должна нести интеллигенция, политическая элита. Сейчас это могут нести люди, которые осознают, что это их страна. Это волонтеры, добровольцы, которые шли первыми защищать страну, это предприниматели, которые отдавали последнее на помощь воинам АТО. Таких людей надо объединять, ведь без осознания ответственности ничего не изменится. Мы думали, что перемены придут быстро, и все мы станем успешны и счастливы. Но это не так – нужен систематичный упорный труд из года в год до достижения конкретной цели.

- Вы возглавляете “Украинский дом”, а в прошлом году еще и политическую партию основали с таким названием. Как это совмещаете со служением?

- Поскольку я работаю в государственной структуре (Украинский дом в Киеве – государственная собственность. – Ред), то это считается общественным служением. В церкви служу в воскресенье – когда не работаю. Другое дело, когда я включусь в политическую деятельность, то буду брать отпускную грамоту, чтобы разграничить эти сферы.

Как это получается совмещать? Во-первых, я не один, у меня целая команда. Во-вторых, все эти вещи взаимосвязаны в ценностях. В-третьих, я понимаю, что только люди ответственные и активные могут изменить нашу страну. Это моя земля, где родились мои родители, деды, прадеды. Это благословенная земля, где 87% христиан, и для меня это ключевая миссия. Здесь мои друзья и самые лучшие люди. Я из тех, кто не закапывает таланты. Все, что мне дает Господь, я стараюсь реализовать. У меня растут дети, так же, как у моих братьев, сестер и друзей. Что мы им оставим? Руины? Кредиты? Войну? Мы не имеем права на это.

Юлия Горбань, Киев


При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-