Андрей Балашов, СБУ
Дерипаска целенаправленно доводил до банкротства стратегическое украинское предприятие
15.05.2018 09:00 1781

Недавно в прикарпатском городе Яремче состоялась международная конференция, где были обсуждены перспективы развития государственной системы защиты критической инфраструктуры Украины. В мероприятии, организованном ОБСЕ, при участии Службы безопасности Украины и Прикарпатского национального университета им. Василия Стефаника, приняли участие представители Консультативной миссии Европейского Союза в Украине, безопасностных структур НАТО и ОБСЕ, иностранных дипломатических представительств и специальных служб Польши, Литвы, Румынии и Швеции, Совета бизнес-омбудсмена в Украине, центральных органов исполнительной власти Украины, отечественные ученые.

В Европе понятие критической инфраструктуры начали употреблять в 1998 году из-за усиления угрозы терроризма. Первой о защите системы телекоммуникации, банковского и финансового сектора, водоснабжения, энергосбережения и других систем, которые обеспечивают жизнедеятельность страны и ее экономический потенциал, заговорила Британия. После теракта 11 сентября 2001 года о защите национальной экономической безопасности начали неуклонно заботиться в США, к перечню ключевых сооружений критической инфраструктуры страны отнесли национальные культурные памятники, ядерные электростанции, дамбы и плотины, правительственные и коммерческие здания и другие места, где концентрируется большое количество людей.

В прошлом году о создании собственной системы защиты объектов критической инфраструктуры заговорили и в Украине. Достаточно ли у нас законодательной базы для этого, готовы ли  к созданию такой системы наши службы – Укринформ в перерывах во время работы конференции расспросил первого заместителя начальника Главного управления контрразведывательной защиты интересов государства в сфере экономической безопасности СБ Украины, полковника Андрея Балашова.

ОПЫТ ЛИТВЫ, ПОЛЬШИ И США ВАЖЕН ДЛЯ УКРАИНЫ

- Андрей Викторович, сегодня, приветствуя участников международной конференции в Яремче, вы вспомнили о трагедии на Чернобыльской АЭС, годовщину которой мы отмечали в прошлом месяце. Вы отметили, что тогдашнее руководство СССР узнало о взрыве только на вторые сутки и, соответственно, не смогло оперативно на него отреагировать, что привело к человеческим жертвам и масштабной экологической катастрофе. Изменилась ли ситуация в современной Украине? Готово ли нынешнее руководство государства к подобным вызовам?

- Я постараюсь говорить только о своей зоне ответственности, потому что рассказывать, как все органы власти реагировали бы на возможные техногенные аварии, мне, действительно, сложно. Здесь приведу довольно печальный пример внештатной ситуации, связанной с подрывом складов в Винницкой области. Тогда, в первые часы взрывов, слаженно работали сотрудники Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, руководство и работники правительства. Глава СБ и руководители других правоохранительных органов в первые же часы трагедии были в ее эпицентре, непосредственно на военных складах. Из собственного опыта могу утверждать, что когда в таких ситуациях все работают слаженно, руководители подразделений не впадают в панику, а с холодным умом отдают четкие указания, то это добавляет уверенности и подчиненным, побуждает их к такой же работе.

- Украина сейчас изучает опыт ряда стран в вопросе функционирования системы защиты самых важных объектов. Опыт какой более близок и приемлем для нас?

- Прежде всего, это опыт наших соседей: Литвы и Польши. В Литве намного меньше объектов критической инфраструктуры. В этом плане нам очень близок опыт Польши. Опыт США важен, потому что, прежде всего, это – большая страна, поэтому у них есть много внешних и внутренних угроз для объектов критической инфраструктуры. Второе, в США уделяют большое внимание слаженному восстановлению работы этих объектов после чрезвычайных ситуаций. К сожалению, там они происходят достаточно часто.

В УКРАИНЕ БОЛЬШИНСТВО ОБЪЕКТОВ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УСТАРЕВШИЕ

- В своем выступлении ваш коллега из США подчеркнул, что для защиты критической инфраструктуры американские службы имеют хорошее взаимопонимание с владельцами ее ключевых объектов. Существует ли в Украине такое же понимание?

- Большинство объектов критической инфраструктуры в Украине построены в советское время. То есть, уже больше 25 лет советского государства не существует, а мы до сих пор пользуемся этими объектами. Большинство из них морально и технически устаревшие. В период приватизации эти объекты изменили форму собственности с государственной на частную. К сожалению, сегодня отдельные субъекты хозяйствования не уделяют должного внимания формированию системы защиты. Часто понимание этой проблемы у них возникает тогда, когда она уже появляется. Владельцы таких объектов не всегда адекватно реагируют на рекомендации и предписания компетентных органов. Ситуацию осложняет еще и действующий мораторий на проведение государственными службами проверок. С одной стороны, это хорошо, когда государство дает сигнал об уменьшении давления на бизнес, но другая сторона вопроса – то, что операторы объектов критической инфраструктуры не всегда добросовестно выполняют свои обязанности и не всегда осознают важность безопасности. Это чисто человеческий фактор. Поэтому для нас очень важно сформировать такое взаимодействие между частниками и государством, чтобы общество не воспринимало наши рекомендации и замечания как давление или препятствование хозяйственной деятельности. Мы должны сегодня понимать, что в государственном бюджете невозможно предусмотреть столько финансового ресурса, чтобы все критические объекты, в том числе и частные, содержать в надлежащем состоянии.

- А как можно усилить ответственность владельцев этих объектов?

- В первую очередь, нам необходимо закрепить законодательную базу и правовую ответственность юридических лиц за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по содержанию объектов критической инфраструктуры. Думаю, тогда получим хотя бы адекватное реагирование на предупреждения уполномоченных органов.

БОЛЬШИНСТВО УГРОЗ УКРАИНА ПОЛУЧАЕТ ИЗВНЕ

- Достаточно ли сегодня в Украине законодательной базы, чтобы система защиты критической инфраструктуры функционировала и развивалась?

- К сожалению, такой законодательной базы в Украине пока нет. Это не дело одного дня, и мы на пути разработки соответствующего закона. Надеюсь, что общество и украинский парламент воспримут его с пониманием. Сейчас продолжается согласование соответствующего законопроекта, разработанного Министерством экономического развития и торговли Украины во взаимодействии с заинтересованными государственными органами. Ждем как замечаний, так и рекомендации к нему. Также надеюсь, что эту нормативную базу наработают до конца 2019 года, и проект закона попадет в парламент.

- Не могу не спросить о кибератаках и вирусе «Петя», который в прошлом году заморозил деятельность аэропортов и нескольких облэнерго в Украине. Готовы ли мы сегодня к таким вызовам?

- Подразделения СБ вместе с другими правоохранительными органами постоянно работают с целью фиксации таких угроз и над выработкой механизма противодействия им. В прошлом году в стране открыли два центра: при СНБО и СБУ для противодействия киберугрозам. Кроме того, подобные ситуации заставляют операторов таких объектов адекватно реагировать на наши рекомендации по усилению защиты этих объектов. Здесь мы имеем немало положительных примеров.

- Какие еще угрозы существуют для критической инфраструктуры Украины?

- Значительную долю угроз мы все же фиксируем извне. Их достаточно много. Немало недружественно настроенных государств имеют намерение дестабилизировать ситуацию в нашей стране. Считаем, что роль и место Службы безопасности в этой проблеме достаточно весомы.

- В Украине есть объекты, владельцами которых являются россияне, и они не слишком заинтересованы в слаженной работе украинских предприятий. Более того, можно предположить, что они намеренно могут вывести свои предприятия из строя, чтобы создать очередную угрозу для экономической безопасности Украины. Как быть с ними?

- Примером такой подрывной деятельности российской стороны в Украине является фактическое уничтожение производственных мощностей Запорожского производственного алюминиевого комбината – уникального предприятия с полным металлургическим циклом производства и главного конкурента российской компании «Русский алюминий» (“РУСАЛ”), подконтрольного печально известному российскому олигарху Олегу Дерипаске. После приобретения контрольного пакета акций с 2006 года представители «РУСАЛ» целенаправленно доводили до банкротства и поэтапного уничтожения производственных мощностей стратегически важное украинское предприятие. Параллельно передавались в собственность в пользу подконтрольных Дерипаске структур сырьевые месторождения, в частности, Глуховский карьер кварцитов, который принадлежал дочернему предприятию запорожского комбината.

СБУ пресекло противоправную деятельность иностранцев. В настоящее время по указанным фактам расследуется уголовное производство, в рамках которого объявлено о подозрениях организаторам противоправных действий, Запорожский алюминиевый комбинат и уникальное Глуховское месторождение возвращены в собственность государства, также по нашей инициативе Указом Президента Украины применены специальные ограничительные меры в отношении причастных к подрывной деятельности лиц и контролируемых ими компаний.

КОЛИЧЕСТВО ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ СБУ СОКРАТИЛОСЬ НА ТРЕТЬ

- Сейчас в Службе безопасности Украины происходит трансформация с целью наладить работу в соответствии с нормами и стандартами ЕС и НАТО. Какие приоритеты видит Служба в своей дальнейшей работе?

- Главный приоритет для нас – это обеспечение национальной безопасности Украины. Сейчас Служба не принимает участия в расследовании экономических преступлений. Мы работаем с только целью противодействия угрозам национальной безопасности, объектам критической инфраструктуры, противодействия финансированию терроризма и сепаратизма. Если мы фиксируем признаки экономических правонарушений, то передаем соответствующие материалы правоохранительным органам, которые уполномочены их расследовать.

Замечу, что Службой безопасности Украины подписан Меморандум о сотрудничестве с Советом бизнес-омбудсмена и организована деятельность совместных рабочих групп по рассмотрению обращений предпринимателей. По данным этой организации, в І квартале 2018 года количество жалоб на действия СБУ сократилось на треть в сравнении с предыдущим периодом. Положительную динамику в этом вопросе также отметил заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак, который принимает участие в этой международной конференции.

Ирина Дружук, Ивано-Франковск

Фото: Владимир Тарасов

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>