Почему до сих пор миллионы кубометров украинского мусора гниют на свалках? - 24.07.2018 19:07 — Новости Укринформ
Почему до сих пор миллионы кубометров украинского мусора гниют на свалках?

Почему до сих пор миллионы кубометров украинского мусора гниют на свалках?

Аналитика
345
Ukrinform
Первому и пока единственному в Украине мусоросжигательному заводу уже 30 «с хвостиком». Мы подобрали яркие примеры того, где и что умные люди с мусором делают...

22 июля, "Киевэнерго" сообщило, что единственный (!) действующий в Украине мусоросжигательный завод “Энергия” приостанавливает прием мусора. Это связано с завершением контракта между Киевсоветом и Киевэнерго, компанией, которая и занимается заводом. Однако, судя по всему, это не навсегда – когда отношения между киевской властью и "Киевэнерго" нормализуются, “Энергия” снова будет перерабатывать столичные отходы.

А теперь немного из истории: завод “Энергия” работает с 1987 года – и это единственное в Украине предприятие такого профиля. Электроэнергия, которую производит завод, обеспечивает потребности трехсот жилых домов массива Позняки в отоплении и горячей воде.

За тридцать с лишним лет в Украине, хотя все это время идут разговоры о том, что единственный путь решения проблемы, что нужно строить, инвестировать, создавать для этого условия, не построено ни одного (!) такого предприятия. Почему все остается на словах? Ведь и технология переработки мусора в энергию не нова, и давно известно, что свалки не резиновые. И вред от них экологии колоссальный И народ, живущий возле этих «полигонов ТБО» - протестует. И пример есть с кого брать: развитые страны уже давно превратили переработку мусора в весьма доходный бизнес. Так почему, что мешает?

Об этом много можно говорить...Но главная завязка, похоже, как всегда, в деньгах. Ежегодно в городские и сельские бюджеты закладываются сотни миллионов, миллиарды гривень на сбор мусора и перевозку его на полигоны ТБО. Например, Львов после памятного “мусорного кризиса” передал полномочия управления твердыми бытовыми отходами вместе с предприятием “Львовспецкоммунтранс” (которое обеспечивает перевоз мусора) Львовской ОГА, и заплатит за это 300 млн грн за 2019 год. То есть, где-то во столько обходится городу сбор отходов и их перевозка на свалку. Киев, де-факто, раза в 4 больше Львов, поэтому и деньги на кону стоят соответствующие. Их зарабатывают не слишком сложным способом структуры, которые кому-то принадлежат, о которых кто-то просит ... Ну, вы понимаете.

...А в Европе борьба идет не за деньги, а за мусор. Мусороперерабатывающие заводы его используют не только для добычи энергии, но и для производства строительных материалов, одежды, обуви, упаковки... И даже идеальные тамошние дороги содержат в себе долю того, что раньше уже использовал человек. И ясно, что понятие “мусорная свалка” давно как отсутствует в лексиконе людей, живущих в этих нормальных странах.

Япония: мусор становится домом, а иногда даже и островом...

Японцы используют мусор как сырье для теплоэлектростанций, так и для дальнейшего изготовления из того же стекла различных строительных материалов, посуды и прочее. Это не было бы возможно без сортировки отходов, за которой внимательно следят. Машины, собирающие мусор возле домов, ездят только в определенные дни, например, во вторник собирают пластик, в четверг – стекло, в субботу – бытовую технику. Если же вынести мусор на улицу не в тот день и бригада надзирателей за мусоровозом заметит “подставу” – весь жилищный кооператив получит большой штраф.

Таким образом, часть мусора – сырье для теплоэлектростанций. Использованные пластик и полиэтилен японцы используют для производства одежды (в частности, спортивной формы), обуви, ковров и т.п.

Впрочем, и после сожжения "жизненный путь" мусора не заканчивается – оставшийся шлак хорошенько прессуют в блоки, которые используют вместо кирпича для строительства жилых домов, а порой даже и островов. Например, в Токийском заливе плавает куча мусора – остров Одайба, на котором, между прочим, расположен элитный жилой комплекс. “Японская Конча-Заспа”, условно говоря.

Индия и Израиль: из отходов – высококачественные дороги

Еще с десяток лет назад Индия имела большие проблемы с использованным пластиком. Но в 2014 году индийские химики изобрели формулу, по которой пластик можно добавлять в смесь битума (асфальта), то есть строить из него дороги. Сейчас доля пластика в индийских дорогах – 15%. И это привело к тому, что пластик стал товаром, который правительство выкупает у граждан для строительства дорог.

А в Израиле в асфальтную смесь добавляют крошку, полученную от переработки автомобильной резины. С помощью специальных станков из шин “вырывают” металлический корд, который идет на переплавку, а очищенную резину перемалывают, получая стружку не более двух миллиметров, которую добавляют в асфальто-бетоную смесь.

фото: The Times of Israel
фото: The Times of Israel

Сейчас в Израиле почти две трети использованных шин идут на строительство дорог. В среднем, для строительства 1 км покрытия нужны 2000 шин. Автомобилисты утверждают, что покрытие стало значительно мягче и прочнее того, которое без примесей. Кроме того, измельченная резина действут как дренаж – дороги, сделанные по такой технологии, почти не бывают влажными.

Швеция и Британия: отходы “питают” не один район энергией

В то время как большинство стран добывают энергию из мусора, сжигая его, Великобритания развила технологию так называемого "анаэробного расщепления” пищевых продуктов. Суть ее заключается в том, что бактерии расщепляют пищевые остатки в емкости без кислорода, образуя при этом биотопливо. Такая технология позволяет производить 200 кВт-ч энергии из одной тонны мусора. А вообще в Британии эту технологию используют более 200 заводов, которые поставляют энергию более 500 тыс домов.

Общепризнанный лидер в “умном” использовании мусора – Швеция, где 99% мусора становятся сырьем для электростанций, а, например, 60% потребностей города Мальме покрывает энергия как раз из переработанного мусора. За год в стране идет на энергетику около 2,5 млн тонн мусора. Но шведы столько мусора не производят, поэтому его завозят из других скандинавских стран и Германии. И не просто так, а за соответствующую компенсацию, которые платят... не шведы, а те же немцы. Итак, Швеция кроме того, что покрывает собственные энергетические потребности, получает прибыль от других стран за их переработку мусора.

SYSAV waste-to-energy plant
SYSAV waste-to-energy plant

...А на украинских свалках до сих пор, под пустые разговоры уже нескольких поколений чиновников и руководства, гниют миллионы кубометров отходов, которые, как видим, можно было бы использовать с пользой. А стоимость строительства завода, учитывая его отдачу, не так уж и велика – мусоросжигательный обойдется в 150 млн евро, а завод механико-биологической переработки – еще дешевле, в 50-60 млн евро. То есть, один дешевый завод можно построить за полтора миллиарда гривень – такую сумму Киев тратит на вывоз и захоронение отходов за полтора года. Вероятно, была бы такая возможность – не нее откликнулись бы сотни частных компаний. Ведь лучше от этого будет всем – и бизнесу, и нам с вами, тем, кто производит мусор, и местным властям меньше работы. Вот только те, кто питается с мусорной “коррупционной кормушки”, возмутятся.

Николай Романюк, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с маркировкой «Реклама» публикуются на правах рекламы.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>