Почему украинцам трудно поверить в позитивные изменения

Почему украинцам трудно поверить в позитивные изменения

Аналитика
345
Ukrinform
По данным исследования, потребительские настроения в Украине в июле ухудшились. А число купленных автомобилей - растет. Что это?

Неуверенность украинцев в завтрашнем дне связана с дефляционными ожиданиями и негативными прогнозами в отношении собственных доходов. Как отмечается в исследовании GfK Ukraine, наибольшие изменения претерпели оценки нашими соотечественниками текущего и будущего личного материального положения. При этом некоторые участники опроса рассчитывают, что их номинальные доходы в ближайшее время могут вырасти, но не верят в позитивную динамику реальных доходов. Прежде всего – из-за ожиданий дальнейшей девальвации гривны. Правда, индекс инфляционных ожиданий ухудшился несущественно.

Показало исследование и определенные положительные тенденции. В частности, ожидания украинцев относительно уровня безработицы в июле улучшились. Это, очевидно, связано с ростом числа вакансий (в том числе, и с высокой зарплатой) на рынке труда – в частности, в столице, а также во многих областных центрах.

"В июле индекс потребительских настроений снизился и вернулся на уровень апреля 2018 года. Снижение произошло за счет ухудшения оценки текущего положения и ожиданий будущего личного дохода", – комментируют полученные данные аналитики GfK Ukraine.

Согласно сообщению, индекс потребительских настроений повторяет динамику индекса деловых ожиданий, который измеряет Нацбанк. По данным НБУ, пессимизм украинского бизнеса во втором квартале продолжал расти.

Интересно, что еще недавно, по данным Госстата, экономические настроения украинцев постепенно улучшались. Но, очевидно, речь идет о данных за период до начала нынешних «качелей» на валютном рынке. Цифры на информационных табло «обменников» все еще существенно влияют на психологические настроения и ожидания украинцев, – считают эксперты.

Вадим Васютинський // Фото: Олена Худякова, Укрінформ
Вадим Васютинский // Фото: Елена Худякова, Укринформ

«Общее состояние общественных настроений довольно сложное, люди в большой степени дезориентированы, – отмечает в комментарии Укринформа президент Ассоциации политических психологов Украины, доктор психологических наук профессор Вадим Васютинский. – Высокие ожидания после двух Майданов и не слишком привлекательное продолжение – война, смерть и беженцы... При этом нет какого-то единодушия в видении выхода из кризисных ситуаций, в видении будущего. Нет достаточной веры во власть, определенные политические силы, которые могут вывести нас туда, куда нужно. Отсюда – и высокий уровень разочарования и неуверенности».

Как считают социальные психологи, одна из важнейших характеристик массового сознания – страх неопределенности, неясности будущего. Это пугает людей, актуализируя их глубинные страхи и комплексы.

«Это правило действует всегда. Но в ситуациях перманентной неопределенности такие тенденции усиливаются. Отсюда усиливается негативный эмоциональный фон – мол, «все плохо», «все безнадежно», – продолжает Вадим Васютинский. – И на этом фоне любые небольшие признаки ухудшения (реальные или просто разговоры о них) воспринимаются как сущая истина, которая «подпитывает» это общее состояние недовольства».

И в эту картину, по мнению социального психолога, очень «хорошо» вписываются новости о том, что «цены растут», что «ничего хорошего, мол, нет». При этом объективные данные о том, что периодически ситуация меняется к лучшему (к примеру, еще недавно гривня активно укреплялась, дешевеют некоторые продукты, растут продажи автомобилей, что говорит о повышении уровня благосостояния граждан) воспринимаются с недоверием.

«Также очень важно, что немало людей (по моим оценкам, процентов 15 постоянно и еще процентов 20 – ситуативно) получают удовольствие от переживания несчастий (такой своеобразный «мазохизм»), – добавляет Вадим Васютинский. – То есть, большая часть украинцев – среди старшего поколения, малоимущих слоев, для которых одно из самых больших удовольствий – «поплакать над своей несчастной судьбой», пожаловаться, посокрушаться, поговорить о том, как им плохо. Такие настроения находят отражение в подобных исследованиях», – пояснил эксперт.

Андрій Кривонос
Андрей Кривонос

«Что же касается реальных экономических процессов, влияющих на потребительские настроения наших соотечественников, то однозначной оценки нет, – подчеркнул в комментарии Укринформу президент Гуманитарного центра Андрей Кривонос, – 2018-й стал годом начала удовлетворения гражданами «отложенного спроса». В предыдущие три-четыре года значительная часть людей откладывала приобретение довольно большой группы недешевых товаров (мебели, бытовой техники, автомобилей). Теперь же их покупка возрастает. При этом остается неопределенность в видении дальнейшей перспективы».

Как напомнил эксперт, результаты одних опросов и исследований свидетельствуют, что люди стали чаще покупать товары, в которых долгое время себе отказывали. Другие же исследования все равно свидетельствуют об отсутствии позитивного видения перспективы:

«С одной стороны спрос на товары растет, немало людей говорят о позитивных сдвигах в экономике и в собственном благополучии. С другой – значительная часть населения такого позитива не видит. Такая «распыленность» статистических данных – в зависимости от аудитории, возрастных групп, региона – и приводит к несоответствию цифр и выводов, которые время от времени обнародуют авторы исследований», – пояснил Андрей Кривонос.

Наконец эксперт успокоил: особых экономических потрясений до конца года не будет. Поэтому число людей, которые считают, что в Украине – хотя и медленно, но все же происходят позитивные изменения, - постепенно будет расти.

Владислав Обух, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-