Что ни день, то награда, или Как украинское кино покоряет мир

Что ни день, то награда, или Как украинское кино покоряет мир

Аналитика
544
Ukrinform
Отечественное кинопроизводство уверенно завоевывает не только собственную, но и иностранную публику. Главное – не сбавлять темп!

Почти одновременно в первые дни сентября сразу три фильма нашего производства одержали победы и премии на престижных международных фестивалях. То, что наше кинопроизводство уверенно расправляет крылья, уже ни для кого не новость – этот процесс длится несколько последних лет. Большинство из нас ходили в кинотеатры на “Киборги”, “Червоный” или “Сторожевую заставу” и после просмотра испытывали невероятные эмоции и гордость за то, что наконец мы смотрим собственно кино с таким же удовольствием, как и голливудское. Поэтому поскольку все чаще наши фильмы покоряют международное жюри – Укринформ узнавал, а как на них реагирует иностранный зритель, переживает ли, поймет? И как не растерять эти успехи, как это было двадцать лет назад.

Со слезами на глазах украинский “Миф” смотрела португальская публика

Итак, обо всем по порядку.

1-го сентября фильм “Миф” о трагической, но славной судьбе легендарного оперного певца из Украины Василия Слипака был признан лучшим на фестивале документального кино Figueira Film Art в Португалии. История жизни певца с уникальным голосом, который отказался от богемной жизни в Париже и ушел добровольцем на фронт (получил позывной “Миф”), где погиб, защищая родную землю, тронула и жюри, и публику.

Режиссер фильма Иван Ясний в комментарии Укринформу признается, что хотя всякий раз во время показа своего фильма выходил из кинотеатра из-за тяжелых эмоций, но на фестивале в Португалии все же задержался в зрительном зале – чтобы увидеть, как на фильм будут реагировать португальцы и иностранные гости фестиваля.

Іван Ясній на кінофестивалі в Португалії
Иван Ясний на кинофестивале в Португалии

“По завершении фильма почти у всех были слезы на глазах, и это чрезвычайно тронуло! Такие зрительские эмоции – самое дорогое, потому что означает, что фильм для иностранных зрителей звучит так же, как и для нас, украинцев – земляков Василия Слипака. Было очень приятно получить приз. И считаю, это успех не только нашей команды, но и нашей страны в целом. Это как небольшая информационная победа в войне, которая ежедневно забирает лучших наших людей, таких, как Василий Слипак”, – говорит режиссер.

Он также добавляет, что вся съемочная команда ехала на фестиваль, чувствуя большую поддержку: “В самом зрительном зале нас поддерживали многие украинцы с огромным флагом на ползала! Это было невероятно! Вообще, нужно делать больше таких фильмов, чтобы представить Украину миру. С помощью таких фестивалей, фильмов, культурных проектов можно объединять людей вокруг общих ценностей. Например, с участниками фестиваля мы вели много разных дискуссий, отвечали на их многочисленные вопросы – почему у нас началась война, почему мы не можем защититься, почему такое отношение Европы к Украине и так далее. Поэтому мы выполняли даже несколько просветительскую миссию – удовлетворив любопытство и подкрепив его эмоционально люди значительно лучше воспринимали нашу позицию”.

Трагикомедию “Изи” лучше оценили в Италии, чем в Украине

2-го сентября стало известно о еще одном достижении – фильм украинско-итальянского производства “Изи” получил на Венецианском международном кинофестивале премию Kineo Diamond Award, учрежденную министерством культуры Италии. А раньше, в июне, лента получила приз зрительских симпатий на кинофестивале в Нью-Джерси (США).

В центре событий трагикомедии “Изи” – неудачник-итальянец, в прошлом – гонщик, который по поручению брата сопровождает на родину тело украинца, трагически погибшего на чужбине. С главным героем начинаются всевозможные приключения, когда он попадает в Западную Украину. Известный украинский актер Остап Ступка сыграл в фильме необычную для себя роль – священника, который покидает службу, чтобы стать рок-музыкантом. У актера Укринформ также спросил о реакции публики на фильм с его участием:

Остап Ступка
Остап Ступка

“В прошлом году мы возили этот фильм на международный кинофестиваль в Локарно (Швейцария), публика его очень хорошо приняла и постоянно смеялась, чего не могу сказать об украинских зрителях. Думаю, это из-за разной ментальности, поскольку фильм действительно ориентирован на западного зрителя. Вообще я считаю, что сейчас хорошее время, чтобы делать такие творческие кооперации и выходить на западный рынок с совместным продуктом – нас там больше узнают”.

Украинские “короткие метры” – хоть и молодые, но уже признанные

Причем успех на международных конкурсах ждал Украину не только известных мэтров кино. 3-го сентября короткометражный фильм “Слово”, повествующий об украинском “Расстрелянном возрождении”, снятый молодым украинским режиссером Игорем Висневським, победил на международном Монреальском кинофестивале в студенческой программе как лучший игровой фильм. (Подробнее про этот фильм Укринформ уже писал). Автор сам не присутствовал на фестивале в Монреале, но поделился с Укринформом своими впечатлениями от восприятия фильма “Слово” американской публикой в марте этого года, когда он участвовал в международном кинофестивале в Нью-Йорке и там победил как лучший режиссер короткого метра.

Український режисер Ігор Висневський на міжнародному кінофестивалі в Нью-Йорку
Украинский режиссер Игорь Висневский на международном кинофестивале в Нью-Йорке

“Фильм всем понравился, его восприняли довольно заинтересованно. Хотя некоторые вещи в фильме американцы обычно не понимают, поскольку лента описывает события далекой от них истории. Я прямо расспрашивал зрителей, что они поняли о нашем Расстрелянном возрождении. Оказалось, что в целом картину публика поняла, но много деталей или ситуаций у тамошних зрителей вызывали много вопросов. Еще я заметил определенную закономерность – молодые люди лет 25-ти менее ориентировались в событиях, чем люди зрелого возраста. Но как я увидел со стороны, на Западе “короткий метр” – это скорее творческий поиск себя и своего стиля, а поэтому большинство работ выглядят не вполне завершенными. У меня же была целостная история, и, думаю, именно поэтому я и одержал победу”, – рассказал Игорь Висневский. Он также добавил, что для молодых режиссеров поддержка от Госкино очень важна, потому что сейчас это едва ли не единственная возможность получить финансирование для кинодебюта.

Успехи на фестивалях – естественный процесс: уже есть из чего выбирать

Успехи наших кинематографистов в начале этого сентября – лишь малая доля того мирового признания, которое отечественный кинематограф снискал в последние годы. Укринформ поинтересовался у кинокритиков, действительно ли украинское кино сделало столь ощутимый творческий рывок, или, возможно, здесь играет роль повышенное внимание к Украине в связи с нынешними событиями.

По мнению Ларисы Брюховецкой, главного редактора журнала «Кино-Театр», признание фильма “Миф” стало данью Украине за ее отчаянную борьбу в войне с коварным агрессором.

Лариса Брюховецька
Лариса Брюховецкая

“Фильм “Миф” – работа серьезная, поскольку в нем говорится о подвиге человека искусства, который принесл себя в жертву. Мы со своей стороны уже писали, что, возможно, в этом фильме не все совершенно – начиная от названия, заканчивая использованием художественных параллелей, но сам факт обращения к истории этого героя перевесил все недостатки. Действительно, надо быть особым человеком, чтобы имея такой талант, решиться отдать свою жизнь на войне.

С одной стороны, я считаю, что к фестивалям надо подходить дифференцированно, их сейчас очень много и они очень разные. С другой стороны, можно только представить, насколько сложно поразить разборчивую публику в огромном потоке фестивальных фильмов. Для этого надо иметь большой потенциал и силу воздействия”, – говорит Лариса Брюховецкая.

По ее мнению, все же последним из важнейших событий украинского кинематографа стал фильм “Киборги”, подняться до уровня которого еще не удалось никому. “Хотя “Киборгам”, бесспорно, предшествовали такие фильмы как “Прошедший сквозь огонь” Михаила Ильенко и “Поводырь” Олеся Санина – не только по зрительскому успеху, но и по глубокой художественной составляющей”, – подытожила госпожа Брюховецкая.

Кинокритик Александр Шпилюк наоборот считает, что международное признание наших фильмов – дань их качеству.

Олександр Шпилюк
Александр Шпилюк

“Пришел момент, когда отечественное производство фильмов достигло такого объема, из которого есть что выбрать. Если киноиндустрия активно работает, то больше шансов, что среди фильмов будут появляться хорошие, которые будут побеждать на кинофестивалях. Вот сейчас именно то время. Внимание к Украине на международной арене действительно существует, но не думаю что в этом причина того, что наши фильмы получают профессиональные призы. Прежде всего, они интересны и качественны. Для закрепления результатов, безусловно, необходима дальнейшая поддержка Госкино. Но речь идет не только о финансовой составляющей, но и о более активном продвижении украинских фильмов. Потому что фильмы создаются не для участия в фестивалях, а для зрителей. А наш украинский кинозритель еще не привык, как европейский, отдавать предпочтение прежде всего отечественной кинопродукции”, – говорит кинокритик.

Юлия Горбань, Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>