Свыше 90 миллиардов на медицину-2019: как распределяются средства?

Свыше 90 миллиардов на медицину-2019: как распределяются средства?

Аналитика
420
Ukrinform
Расходы Минздрава в проекте Бюджета-2019 увеличили на 10 млрд. Хватит ли? Ведь, помимо «традиционных» расходов, нужно финансировать и этап реформы

«Идеального» показателя финансирование медицинской отрасли в 5-7% ВВП, на чем настаивает профильный парламентский комитет, при подготовке проекта бюджета-2019 пока не достигло. Предложенные 92,3 млрд. гривен – это лишь 3,7% объема национального валового продукта. И все же – это почти на 10 миллиардов больше, чем планируют потратить на отечественную медицину в нынешнем году. При этом произошли существенные изменения в предложенном авторами законопроекта о распределении бюджетных средств, которые выделят на эту отрасль.

Какие направления «в приоритете»?

С 8,3 млрд. грн. до 15,3 млрд. планируется увеличить финансирование первичной медицинской помощи, активное реформирование которой стартовало в этом году. Львиную долю средств распределят по новой методологии (по результатам подписания деклараций между врачами и пациентами) через созданную Национальную службу здоровья Украины. Кстати, договоры с терапевтами, семейными врачами и педиатрами уже заключили 18 миллионов наших соотечественников. До конца года их будет, как ожидается, не менее 20 миллионов. Часть денег – 2 миллиарда – пойдет на завершение этого этапа реформы.

В 2019-м нас ждут очередные шаги по реформированию отрасли. К примеру, начнется реформа амбулаторной специализированной медпомощи (анализы, диагностика, консультации специалистов по направлению семейного врача, терапевта, педиатра). На это также предусмотрели 2 миллиарда гривен. Как заверил премьер Владимир Гройсман, для пациентов большинство анализов будут бесплатными – за все рассчитываться будет государство. Речь идет о необходимых исследованиях и анализах: рентген, УЗИ, эхокардиография, маммография.

Добавлю, что полный перечень бесплатных (точнее, оплаченных из бюджета) и платных услуг для пациентов планируют утвердить с началом реформы медицинской помощи второго и третьего уровней – в апреле 2019-го. При этом реформа специализированной медпомощи будет происходить по тому же принципу, что и реформирование первичной: государство будет оплачивать определенные услуги по конкретному тарифу. Люди же сами будут выбирать, где получать эти услуги, а медучреждения будут конкурировать за пациентов, за которыми «ходят деньги».

Впервые за много лет проектом бюджета-2019 предлагается увеличить расходы на обеспечение лекарствами и медсредствами медучреждений, которые безвозмездно будут предоставлять их пациентам. «Цена вопроса» – 5,9 млрд. грн. 150 миллионов предусмотрено на новые кардиоцентры, в частности, для закупки 13 ангиографов. Напомню, за последние два года установлено 26 таких комплексов. Центры, где они действуют, работают круглосуточно без выходных, и в случае острого инфаркта миокарда люди бесплатно получают здесь помощь (обследование, стентирование, другие операции и процедуры).

Больше половины из предусмотренных на медицинские нужды средств – 58,5 млрд. гривен предлагают в виде субвенций передать в бюджеты местных общин. При этом в сфере здравоохранения всего предусмотрено семь видов субвенций, основная из них – медицинская (на специализированную амбулаторную, стационарную и экстренную медпомощь на местах), – объемом 55,5 млрд. гривен.

В один миллиард гривен из казны – и столько же из местных бюджетов – «обойдется» в следующем году реформирование системы экстренной медицинской помощи (напомню, пилотный проект по внедрению этой реформы недавно стартовал в Киеве). Да и в 2019-м охватить этой реформой, очевидно, удастся лишь несколько областей. Поэтому львиная доля затрат на реформирование этого направления придется уже на 2020-й.

А в проекте Государственного бюджета-2019 почти 18 миллиардов предусмотрено отдельной строкой «на аппарат МОЗ». Но не пугайтесь: всего лишь несколько сот миллионов пойдут на зарплаты чиновников и обеспечение деятельности ведомства. Более 17 миллиардов - на различные исследовательские программы и повышение квалификации медицинских кадров. Также за эти средства будут финансировать предоставление специализированной и высокоспециализированной медпомощи, проекты экспериментального лечения, лечения больных туберкулезом, программа лечения граждан за рубежом.

Кстати, катастрофическая нехватка средств на последнюю из года в год вызывает едва ли не самую большую критику со стороны медицинской общественности. К примеру, в этом году недофинансирование по программе "Лечение граждан за рубежом" составляет почти 382 миллиона гривен, – сообщила замминистра здравоохранения Ольга Стефанишина. По ее данным, сейчас на учете состоят 64 украинца, нуждающиеся в лечении в иностранных клиниках. На различных стадиях подготовки еще 90 дел таких пациентов. Речь идет, по сути, о больных, которым ничем не может помочь отечественная медицина. Поэтому без лечения за рубежом такие люди обречены.

Подходы к распределению средств так и не изменились

«К сожалению, и в проекте Государственного бюджета на следующий год, и в подходах к финансированию этой программы фактически ничего не изменилось, – отмечает в комментарии Укринформу специалист по медицинскому праву Зоряна Черненко, – предусмотренные на это средства берут, как говорится, «с потолка» – по остаточному принципу, лишь бы соответствующая графа не была пустой. При этом реальные потребности людей и реальную статистику совсем не учитывают. Поэтому из года в год люди, которые «стали в очередь» на лечение в иностранных клиниках в первом полугодии, еще имеют шансы получить необходимые для этого средства. Для остальных же это – проблематично. Причина – отсутствие какого-либо планирования», – считает эксперт.

Зоряна Черненко // Фото: Радіо Свобода
Зоряна Черненко // Фото: Радио Свобода

То же самое, по ее словам, касается и некоторых других государственных программ – в частности, по лечению орфанных заболеваний (редких врожденных или приобретенных – в основном, наследственных метаболических – болезней, которые хронически прогрессируют, ухудшают качество жизни человека и приводят к его сокращению или инвалидизации. – Ред.). Какие-то средства для нужд этих людей обязательно выдаются. Но хватит ли этих денег на всех, никого, похоже, не интересует. Потому при расчете бюджетных показателей данные Реестра орфанных больных, где содержатся сведения о годичной стоимости лечения каждого из них, в расчет не берутся.

А вот отдельной программы лечения больных сахарным диабетом в Украине вообще уже несколько лет нет, – напоминает председатель Совета Украинской диабетической федерации Валентина Очеретенко. В комментарии Укринформу она пояснила, что незначительное финансирование для поддержки таких больных (а, по неофициальным данным, это до 2,5 миллионов людей), – «распылено» между отдельными «защищенными» статьями, предусматривающими бесплатное или льготное предоставление только некоторых лекарственных средств.

Валентина Очеретенко
Валентина Очеретенко

«К примеру, раньше в бюджете была отдельная строка по обеспечению людей инсулинами. Сейчас такая статья госрасходов вообще отсутствует. В условиях перехода к новой системе реимбурсации (гарантирование государством доступности отдельных лекарственных препаратов и медицинских услуг для определенных категорий населения. – Ред.) практически невозможно выяснить, сколько людей вынуждены покупать инсулин за свой счет. Причем, инсулинозависимы только 10 процентов больных диабетом. Остальные пациенты требуют других видов поддержки, а система такой помощи за последние годы разрушена», – констатирует Валентина Очеретенко.

Она опровергает утверждение о том, что подобные специализированные программы обходятся государству очень дорого. Наоборот, как свидетельствует практика, такой подход экономнее, чем бессистемное расходование и «распыление» средств. Да и контролировать процесс освоения денег в таких условиях гораздо легче.

«Впрочем, такая прозрачность, похоже, кому-то не подходит. Поэтому и видим ситуацию, когда подобные проблемы переходят из года в год, из бюджета в бюджет. И это касается не только лечения и профилактики заболевания диабетом», – говорит Валентина Очеретенко.

По данным председателя Совета Украинской диабетической федерации, если в 2015 году, когда в стране продолжался экономический спад, на обеспечение лекарственными средствами от диабета из государственного и местных бюджетов выделили 759 миллионов гривен, то в проекте бюджета-2019 предусмотрено лишь чуть более 700 миллионов. Это при том, что лекарства существенно подорожали, а в местных бюджетах, нагрузка на которые значительно возросла, вряд ли найдется дополнительный ресурс. Яркий пример – Харьков, где люди весь год страдают от недостатка инсулина.

«В перечень так сказать «недофинансированных» можно добавить и важную программу борьбы с онкологическими заболеваниями, с которыми связано большое количество смертей в Украине, – добавляет в комментарии Укринформу эксперт Реанимационного пакета реформ Евгений Гончар, – то же касается и лечения многих других нозологий. Но стоит понять, что математическое увеличение расходов, условно говоря – в разы, невозможно с экономической точки зрения и нерационально - учитывая эффективность использования. Ведь при нынешней «недореформированной» системе охраны здоровья любые деньги просто «уйдут в песок».

Гораздо более уместным эксперт считает вложения средств в продолжение структурных реформ. А уже удачное реформирование отрасли в дальнейшем обеспечит многократное увеличение эффективности использования каждой вложенной гривни. И с этой точки зрения проект Госбюджета-2019, по мнению Евгения Гончара, довольно сбалансирован:

«Задача - изменить принцип предоставления медицинских услуг, как это уже происходит на первичном звене. И когда и на вторичном и третичном уровнях деньги будут выплачивать за конкретно оказанные услуги, можно будет подсчитать реальное недофинансирование по тем или иным направлениям и программам. А пока деньги (в том числе, и по субвенциям регионам), как и ранее, выделяются по факту существования медицинских учреждений. А что делают эти учреждения, никому не интересно. Кого и как они лечат – никто не контролирует», – говорит эксперт.

Общий вывод экспертов: предложенных средств не хватает

Евгений Гончар признает, что, даже, увеличенные на 10 миллиардов гривен по сравнению с нынешним годом расходы на сферу здравоохранения не соответствуют объективным потребностям населения: люди все равно вынуждены будут доплачивать из своего кармана – как за приобретение лекарств, так и за оказание некоторых услуг. А вот на первичном звене, которое уже частично реформировали, потребность в дофинансировании со стороны населения почти исчезла.

С тем, что незавершенное реформирование, а также разная интенсивность модернизации мешают объективно оценить реальные потребности медицинской отрасли, согласна и специалист по медицинскому праву Зоряна Черненко:

«Одни заведения уже реформированы, другие еще и не брались, где-то подписаны договоры, где-то еще нет. Да и люди не спешат заключать соглашения с врачами. Пока такими соглашениями могут похвастаться меньше половины украинцев», – напоминает эксперт. Она также сомневается, что при рассмотрении проекта бюджета в Верховной Раде в финансировании медицинской отрасли что-то существенно изменится – возможны лишь незначительные коррективы.

А вот заместитель председателя профильного комитета парламента, бывший министр здравоохранения Олег Мусий уверяет, что за увеличение финансирования системы здравоохранения будет бороться до конца.

Олег Мусій
Олег Мусий

«Как показывает мировая практика, обеспечить потребности населения в эффективной, доступной и качественной первичной медицинской помощи возможно лишь при условии, что на ее направляется от 25 до 50% суммы финансовых ресурсов системы здравоохранения из всех источников (в настоящее время ориентировочно 7,4% ВВП). При таких условиях минимальный уровень финансирования первичной медицинской помощи в Украине должен составлять не менее 50 млрд. гривен», – отмечает Олег Мусий.

При этом перераспределение средств на первичную медпомощь, по его словам, должно сопровождаться увеличением финансирования и других видов медицинской помощи. Поэтому заместитель председателя профильного комитета парламента предлагает увеличить финансирование первичной медицинской помощи населению до 50 млрд. гривен, а общие расходы на здравоохранение – до 150 миллиардов, что вместе составит 5% прогнозного ВВП. Найти дополнительные средства для этих потребностей, по мнению Олега Мусия, можно благодаря ликвидации коррупции на таможне, а также, несколько ограничив финансирование Кабинета Министров, МВД и других министерств и ведомств. Примут ли такие предложения народные избранники, – скоро узнаем.

Владислав Обух. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>