Любовь учеников, уважение и зарплата — а учителю больше и не надо

Любовь учеников, уважение и зарплата — а учителю больше и не надо

Аналитика
721
Ukrinform
Укринформ узнавал, стало ли лучше жить украинским учителям? Оказалось, что не всем. Молодым специалистам до сих пор платят “минималку”

В это воскресенье в Украине отмечают День учителя, и не удивительно, что вместе с поздравлениями учителей, родственников или знакомых, которые выбрали эту профессию, думаешь – а как им сейчас живется? Пошли ли, наконец, в школы молодые педагоги, которых там всегда не хватало, и стала профессия учителя более престижной и оплачиваемой? В начале 2017-го, когда учителя получили свои первые вполовину повышенные зарплаты, директоры в разговоре с корреспондентом Укринформа признавались: «стартовая» зарплата была настолько мала, что даже этих +50% для повышения престижности профессии все равно недостаточно, ведь на рынке труда молодежь легко находит лучше оплачиваемую альтернативу. Накануне Дня учителя Укринформ узнавал, какой статус имеют учителя в Украине и за рубежом, и искал ответы на перечисленные вопросы.

Где в Украине и мире больше всего уважают учителей?

Еще с советских времен профессия учителя в украинской школе не считалась престижной и кажется, что в последние годы ситуация стала меняться к лучшему. В прошлом году даже было проведено исследование GfK по заказу общественной организации “Освитория”, которое изучало уважение к профессии учителя в Украине. Оказалось, что отношение к учителю в разных регионах может существенно отличаться. “Только 56% киевлян считают работу учителей важной. Тогда как на западе Украины этот показатель превышает 80%, на востоке – 85%, на юге – 75%, в центре – 74%”, – говорилось в исследовании.

Социологи отметили, что уважение к учителю зависит от размеров населенного пункта: в городах, где проживает от 51 до 100 тысяч человек, важной работу учителей назвали 92%, тогда как в городах с более чем полумиллионным населением – только 66%. Директор киевской СШ №148, член коллегии МОН Сергей Горбачев тогда объяснял, что в больших городах у людей больше социальных контактов и больше источников информации. А, следовательно, социальный статус учителя как ключевого источника знаний о мире снижается, на что также влияет и развитие интернета.

Статус учителя в разных странах мира тоже, как оказалось, может довольно существенно отличаться. Исследование глобального благотворительного фонда Varkey GEMS Foundation, цель которого заключается в повышении стандартов образования для малообеспеченных детей, изучало современный статус учителя в 21 стране мира, составив «Глобальный индекс статуса учителей». Он базируется на мнении людей из этих стран по разным вопросам – начиная от того, сколько нужно платить учителю, считают ли они, что ученики уважают учителей, и до того, насколько высоко они оценивают собственную систему образования.

И хотя исследование проводилось 5 лет назад, вряд ли за это время ситуация кардинально изменилась. Украина и другие постсоветские страны, правда, не упомянуты в исследовании, но общая картина показалась достаточно интересной.

Глобальний індекс статусу вчителів
Глобальный индекс статуса учителей

Оказалось, что статус учителя самый высокий в Китае (100), за ним с существенным отрывом следуют Греция (73,7), Турция (68), Южная Корея (62), Новая Зеландия (54), Египет(49,3) и Сингапур (46,3), а самый низкий – в Чешской Республике (12,1), Бразилии (2.4) и Израиле (2). Исследователи объяснили, что статус учителя в азиатских странах очень высок, что связано с культом уважительного отношения к старшим. А вот в странах Запада, к примеру США, где общество сосредоточено на финансовых ценностях, статус учителя коррелирует с тем, сколько учитель зарабатывает.

Зарплаты учителей в 13-15 тысяч? Бывает и такое, если в школе – всю жизнь

Что и говорить – нашей стране тоже свойственна упомянутая корреляция. Ведь зарплата учителя действительно один из ключевых маркеров определения уважения и престижности этой профессии. Изучая просторы Фейсбука, очень сложно найти оптимистичные сообщения о том, что за последнее время оплата труда учителей значительно выросла. Да и вообще, анализировать образовательный сектор в целом достаточно непросто, ведь зарплаты там могут существенно отличаться: как по селам, где разные громады имеют разные финансовые возможности, так и по областям, где местная власть по-разному определяет уровень субвенций. К примеру, педагоги Луцка получают надбавки за престижность в размере от 10 до 20%, а вот у педагогов Тернопольской области – лишь 5% такой надбавки.

Приблизительный срез можно сделать разве что по данным Госстата. А они показывают, что в июле среднемесячная зарплата работников образования составила 7278 гривень, что на 20,5% больше, чем с начала года (6037 грн в январе). Год назад за такой же период рост учительских зарплат составляло 17%. До средних зарплат по стране эти цифры еще не дотягивают (а это – 9170 гривень по состоянию на июль), хотя судя по статистике, по стране вряд ли найдется другой госсектор, где бы за полгода зарплаты выросли на 20%. Другое дело, что эти 20% – от невысокой суммы. Конечно, здесь надо понимать, что Госстат вычисляет средний показатель.

Чтобы сопоставить данные Госстата с реальностью и узнать о нынешней зарплате – заглядываем на сайты поиска работы. К примеру, учителю математики в одесской школе №32 предлагают 5000 гривен (в зависимости от категории и стажа зарплата может увеличиваться), в киевской гимназии №34 – 7000, в другой столичной специализированной школе №80 – 6000. Если учесть всевозможные надбавки, как-то за классное руководство, престижность, стаж и квалификацию, то в итоге может получиться неплохая сумма. А вот в киевской школе №5 учитель младших классов (по программе НУШ) и вовсе обещают 13 000 гривень.

Экспресс-опрос знакомых тоже показал неплохую картину: в некоторых селах на Черниговщине учитель с почти тридцатилетним стажем может зарабатывать до 13 тысяч гривен (согласитесь, для поселка это очень неплохо), в городе Винница – 12 тысяч, а в райцентре Жашков – вообще до 15 тысяч гривень. То есть считать рост учительских зарплат абсолютным мифом не приходится.

А среди молодых специалистов сейчас найдешь разве что энтузиастов

Однако все еще остаются школы и регионы, где учительские зарплаты далеко не так привлекательны. Наталья Потехина, директор Компаниевского Учебно-воспитательного объединения на Кировоградщине, сетует, что маленькие зарплаты не позволяют привлечь молодых специалистов: “В прошлом учебном году пыталась найти учителя информатики в нашу школу. Предлагала студентам 5 курса нашего педуниверситета (и не одному). Открещиваются, как черт от ладана. Те, кто разбираются в IT, не будут работать в школе. Все! Точка! Разве что при другом источнике дохода такая работа будет просто для души. Но много ли таких альтруистов-энтузиастов найдется?” На вопрос Укринформа, какие же зарплаты учителям может предложить образовательное учреждение, она отвечает: «Учитель со стажем больше 20 лет и высшей категорией при полной нагрузке (18 часов в неделю) в среднем получает около 6000 гривень. Если же речь идет о ставке молодого учителя (тоже 18 часов), то это 3818 гривень, а с доплатой за престижность, которая у нас только 5%, - 4009, то есть почти то же, что минимальная зарплата».

Студентка магистратуры НПУ им. М.П. Драгоманова Аня Кинаш, которая интересовалась у будущих работодателей и знакомых, какой зарплаты ей ждать как молодому специалисту (а это без стажа и категории), говорит, что больше, чем на 3-3,5 тысячи рассчитывать не приходится, причем как в столичных, так и в сельских школах. Ее, правда, низкая зарплата не отпугивает от профессии: “Хочется поработать по специальности и иметь педагогический опыт, а низкая зарплата не отпугивает, поскольку у меня есть подработка. Планирую вернуться домой в Закарпатье и там вести уроки украинского языка и литературы и английского языка по образованию”, – говорит студентка.

Почему зарплаты и надбавки учителям так отличаются – пояснили в МОН

Укринформ обратился в Министерство образования и науки, чтобы прояснить ситуацию. Заместитель министра Павел Хобзей говорит, что разница в оплате учителей с практически одинаковым стажем зависит только от традиционных надбавок. “Зарплата учителя может существенно отличаться в зависимости от стажа, квалификации, звания, надбавки за престижность (+5-20%), наличия классного руководства (+25%), обустройства кабинета (+15%), проверки тетрадей (+20%). Других факторов быть не может”, – говорит Павел Хобзей.

Павло Хобзей
Павел Хобзей

На вопрос, чем объясняется значительная разница по регионам в надбавках за престижность, заместитель министра объяснил, что процент надбавки рассчитывался в зависимости от наполненности классов в регионах: “Если речь идет о образовательных субвенциях, то они зависят от эффективности школьной сети. Если, например, сеть в Волынской области оптимизирована, то для нее мы закладывали надбавку до 30%. Если же в Тернопольской области много малокомплектных школ, и там не могут их оптимизировать, то там заложена минимальная прибавка в 5%. Поэтому, если регион делает сеть школ эффективнее, то у него остается больше средств на развитие и повышение зарплат учителям”, – объясняет Павел Хобзей и добавляет, что, понимая ситуацию с низкой зарплатой молодых специалистов, Министерство сейчас в поисках путей, как можно ее повысить.

Недавно стало известно, что на модернизацию образовательного пространства начальной школы на 2019 год в бюджете заложен 1 млрд гривен. Вырасти должны и зарплаты учителей. Министр образования и науки Лилия Гриневич, выступая на Форуме издателей во Львове анонсировала, что в следующем году все педагогические работники получат повышение зарплаты на 9%. Станут ли эти 9% инструментом для привлечения молодых специалистов в школы – ответ очевиден. Можно только порадоваться, что в последнее время часть учителей наконец-то стали получать достойную зарплату. Но как стимулировать ту другую часть, которая не почувствовала особых изменений? Это опять же вопрос не только к государственной власти, но и к местным органам – находить и использовать любые возможности, чтобы те, кто учат и воспитывают наши будущие поколения, имели реальный стимул и вдохновение это делать лучше.

Юлия Горбань. Киев

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>