Высоты и стратегии: французский вояж министра Авакова

Высоты и стратегии: французский вояж министра Авакова

Репортаж
755
Ukrinform
Какие возможности открывает для Украины "Airbus Helicopters"

На самом деле, в слове «вояж» нет ничего сакраментального. Это слово – французского происхождения, и поскольку украинская правительственная делегация во главе с министром внутренних дел Арсеном Аваковым посещала именно Францию, более чем уместно вспомнить, что буквально это слово означает путешествие. То есть, «вояж» в таком смысле – это не Ривьера, селебритис и вечеринки, а нечто диаметрально противоположное – дорога, встречи, переговоры.

Которые, надо признать, прошли на высоте. И в этом также есть определенная игра слов, поскольку высота в данном конкретном случае – это не совсем тот канцелярский печатный штамп, к которому все мы так привыкли, а буквально расстояние, на которое поднимается созданная человеческими руками железная машина. Вертолет, на котором руководители компании Airbus Helicopters, расположенной неподалеку от Марселя в городе Мариньян, доверили безопасность и жизни не только делегации МВД Украины, но и собственные, поскольку поднялись на борт вместе с украинскими партнерами. Надо признать, это была довольно убедительная презентация надежности техники, которую вскоре должна получить Украина по уже подписанному контракту без малого на полмиллиарда евро.

ПОЛЕТЕЛИ...

Немного о самом полете. Когда украинская и французская делегации вышли на аэродром к вертолета Н225 "Суперпума", пресса заволновалась. Было очевидно, что всем не хватит места в этом аппарате, плотно заставленном комфортабельными креслами. Не было привычных рядов вдоль бортов, на которые можно было бы, при необходимости, протиснуться, как не было и никакой надежды, что кто-то из состава делегации уступится свое место.

"Не волнуйтесь, места всем хватит", - обратился к нам один из пилотов. Он говорил по-английски, поэтому словосочетание “don't worry” прозвучало с характерным французским грасируванням буквы "r". Он был очень любезен, этот пилот в оранжевом комбинезоне.

"Дамы и господа, я должен провести с вами инструктаж по безопасности. Не волнуйтесь, ничто из того, что я вам сейчас скажу, вам не пригодится. Но если вдруг - просто потяните за этот рычаг, двери и откроются. При необходимости, можно нажать на эту кнопку вот здесь, и оконное стекло отпадет, что откроет вам путь наружу. А в целом – bon voyag, и ни о чем не волнуйтесь, ничего плохого с вами не случится", - улыбка этого дяди была шире его лица.

Наверное, слова о том, что все может вывалиться и отпасть, не слишком вдохновили гостей. "Сколько лет этому вертолету?" - спросил кто-то из украинцев. "Две недели от роду, мсье. Он еще очень молод", - продолжал улыбаться пилот.

Следует сказать, что в Мариньяни солнце настоящее, средиземноморское. Поэтому, когда в переполненном салоне включился кондиционер, все вздохнули с облегчением. А министр нахмурился. "Это пассажирский вариант. Нам вот этого, - он показал на дышащие прохладой пластиковые панели, - не нужно. И кресла эти в нашем варианте лишние", - сказал Аваков. "Да-да, - подхватил мысль председатель ГСЧС Николай Чечеткин. - Здесь вместо кресел мы установим медицинский модуль. А вот здесь можно прикрепить лебедку для эвакуации. Нам на нем не туристов возить", - он сказал это так обыденно, что не осталось никаких сомнений – в вертолетах украинской комплектации обязательно будет мощная лебедка, которая спасет не одну жизнь. О дальнейшей судьбе кондиционеров, как ни старайся, не думать было невозможно...

НАШИ «АШИ»

(Н – "аш", – буква французского алфавита)

По контракту с Airbus Helicopters, Украина должна получить 55 вертолетов – модернизированные (современные, но не новые) Н-225 (21 шт.), более легкие и маневренные модели (новые) – двухмоторный Н-145 (18 шт.) и одномоторные Н-125 (24 шт). Эти машины предназначены для нужд ГСЧС, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы и Национальной полиции. Весь объем заказа Украина должна получить до 2023 года, но фактические поставки будут зависеть от поступления платежей.

Первым пунктом, куда прибыла украинская делегация, был город Авиньон, где в ангаре местной авиационной базы стояли два вертолета Н-225, которые уже готовят для передачи украинской стороне. Пока украинского в этих вертолетах нет ничего, но как они будут выглядеть, можно уже представить – вариант покраски и национальная символика отражены на плакатах.

Но суть этого посещения была не в плакатах, а в возможности посмотреть и прикоснуться "к металлу", в самих вертолетах. Не только члены делегации, но и присутствующие украинские журналисты имели неограниченный доступ к этим двум машинам, стоявшим в ангаре. После получасового хождения вокруг этих вертолетов воспринимались настолько глубоко "своими", что хотелось одернуть техника, бесцеремонно "копавшегося" в хвосте "нашей" машины – кто такой, почему без разрешения?

"Сколько лет этим вертолетам?", - спрашиваем представителя компании. "Эти два произведены в 2009 году. Но не сомневайтесь, мсье, они после модернизации будут не хуже новых", - отвечает он.

Не сомневайтесь, говорит... "Вас не огорчает, что этим вертолетам уже по 9 лет?" - спрашиваем одного из "неофициальных" представителей уже украинской делегации. "Если учесть, что практически все Ми, работающие в Украине, произведены еще во времена СССР, эти два, и остальные модернизированные "французы", выпущенные в 2009-2012 годах, – это просто новички для нашего существующего парка, который в лучшем варианте эксплуатируется уже по 25-30 лет. Кроме того, эти модернизированные вертолеты будут стоить для нас вдвое меньше рыночной стоимости новых. Никаких проблем с обслуживанием или запчастями. Поэтому прямой смысл", - ответ опять прозвучала спокойно, без надрыва. Так говорят люди, уверенные в собственной правоте.

Короче говоря, первое знакомство с этими вертолетами прошло без приключений.

Кстати, о запчастях. Просто рядом с вертолетами без проблем удалось сфотографировать новенькие лопасти. Те самые лопасти, без которых вертолеты не летают и которые быстро исчерпывают свой ресурс. Украинские предприятия каким-то чудом пытаются "модернизировать" изношенные лопасти для постсоветских Ми, при том что все базовые предприятия для производства этого важнейшего элемента находятся в России. А здесь – никаких проблем. Лежат себе новенькие лопасти, и ожидают своего времени.

Как отметил во время переговоров старший вице-президент Airbus Helicopters и председатель европейского направления этой компании Оливье Мишалон (Olivier Michalon), сами вертолеты - это лишь верхушка айсберга. Для того, чтобы эти машины летали надежно и безопасно, работает огромное количество людей – инженеров, техников, поставщиков и менеджеров.

В этом мы смогли убедиться во время посещения логистической базы компании. Ее сердце – это огромный зал, заполненный людьми и компьютерами, с динамическим экраном во всю стену, где отображается текущая обстановка с состоянием вертолетов, запросы на поставку запчастей и ситуация относительно выполнения заказа. В этом центре работают более 50 человек одновременно, работают круглосуточно, в три смены. Можно представить себе объем информации, которая через них проходит.

"Если с кауким-нибудь вертолетом случается поломка, мы узнаем об этом практически мгновенно. Сразу выясняем природу неисправности и доставляем запчасти. В любой точке мира наши потребители получают такие запчасти не позже чем за 24 часа. Для этого мы имеем три логистических центра – в Европе, в Америке и в Азии", - рассказывает представитель компании.

"У нас более 3000 потребителей по всему миру. Большая часть из них – небольшие компании, владеющие 3-5 вертолетами. В этом смысле заказ от Украины является одним из крупных, рассчитанных на десятилетия. Мы приложим все усилия, чтобы гарантировать полное удовлетворение потребностей украинских партнеров. Именно так, исходя из объемов и продолжительности контракта, мы рассматриваем вас как партнеров, а не как обычных потребителей", - отметил во время встречи Оливье Мишалон.

ЗАМЕЧАНИЯ ПО СУТИ. НЕ "ДЖИНСА"

Краткое, но необходимое отступление. В материале часто упоминается название Airbus Helicopters. На долю этого предприятия в мировом экспорте вертолетов отдельных категорий приходится до 80 процентов номенклатуры, летающей в настоящее время. Эта компания не нуждается ни в нашей рекламе, ни в нашей защите. Тем более, что речь не идет о "джинсе" или каком-то информационном заказе. Слова топ-менеджера компании о партнерстве с Украиной стоит воспринимать такими, какими они есть – это не просто контракт между предприятием и МВД, это составляющая межгосударственного партнерства. Такие отношения предполагают равенство с европейскими партнерами, право на которое Украина уже подтвердила и продолжает доказывать во многих измерениях, - в борьбе с российской агрессией, во внутренних реформах, в укреплении деловых отношений и собственной международной репутации. Airbus Helicopters - это одна из европейских компаний, открывающих для Украины новые возможности как в измерении технологий, так и в философии бизнеса и международных отношений. Это отражение того, как мы взрослеем, как общество и как государство.

БЕЗ КУВАЛДЫ И ТАКОЙ-ТО МАТЕРИ

Понятно, что французская сторона не ограничилась лишь статичной презентацией собственных возможностей в зале для переговоров. Сразу после того, как мы узнали, насколько компания влиятельна, сколько людей в ней работает, и какой они стараются поддерживать баланс между производством гражданских и военных версий вертолетов (диверсификация – требование рынка), украинцы отправились в цеха, где рождаются вертолеты. Первое впечатление – попали в еще один офис. Тихо, прилично, все занимаются своими делами: менеджеры – за компьютерами, рабочие – непосредственно с машинами и агрегатами. Это и поразило больше всего – тишина в цехе. И чистота.

Вся делегация в сопровождении местных функционеров передвигалась исключительно по своеобразным дорожками голубого цвета, проходящим вдоль всего цеха. И когда кто-то из коллег-журналистов, ища выгодный ракурс для фотосъемки, за эту условную черту вышел, его вежливо, но настойчиво вернули в "разрешенную зону".

"Понимаете, мсье, это связано с правилами безопасности, они у нас очень строгие. Дело не только в том, чтобы ничто не упало вам на голову. Приближаться к сборочным площадкам без специальной одежды запрещено. Это тонкая сборка. Если случайно в агрегаты попадет пыль или грязь – это будет опасно уже для людей, которые воспользуются этим вертолетом", - пояснила нам стройная блондинка из числа сопровождающего персонала.

Украинская делегация могла наблюдать за всеми этапами сборки вертолетов, и на каждом представители компании подчеркивали – главное для них – это качество и надежность продукции. На каждом этапе осуществляется строгий контроль проведенных работ, что исключает любые неожиданности.

"Смотри, ни у одного из рабочих нет рашпиля. Как они без рашпилей работают? А такая классная была бы картинка", - вздохнул кто-то из журналистов. "Они еще и кувалдами не пользуются. И без "такой-то матери" прекрасно обходятся", - добавил другой.

Вот так, без рашпилей и кувалды, предприятие на подобных производственных мощностях производит более 200 вертолетов в год.

ПИЛОТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ: МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

Во время общения с прессой Арсен Аваков изложил собственное видение вызовов, стоящих перед Украиной в сфере авиационной безопасности, в частности, в контексте использования вертолетной техники. Во-первых – это технологическое обеспечение, во-вторых – подготовка кадров, и в-третьих – создание необходимой организационной инфраструктуры в самой Украине.

Ответ на первый вопрос можно было найти в производственных цехах Airbus Helicopters. Как решается вторая проблема, мы увидели в тренировочном центре компании, где уже проходят обучение украинские пилоты авиационных подразделений ГСЧС и Национальной гвардии.

Арсен Аваков и Николай Чечеткин начали общаться с ними прямо в аудитории. "Расскажите, как летать на Н-225 после Ми-8"? – спрашивает министр. Пилоты не сомневаются: "У Н-225 есть четырехканальная автоматизированная система, позволяющая разгрузить экипаж во время полета по приборам или полетов на спасательные работы. Это очень помогает".

Министр обращается к пилотам и отмечает, что эта первая группа, которая пройдет обучение в Мариньяне, очень важна, поскольку получит опыт и проложит путь для других.

«Это будет качественный прорыв, с точки зрения безопасности, адекватности этих машин, зарплат и всего прочего. Техническое обслуживание будет проводиться в Украине. Мы переходим на принципиально иной уровень. Поэтому ваша миссия очень важна. До конца года три вертолета получит ГСЧС, и один – нацгвардейцы", - сказал министр.

Он отметил, что система авиационной безопасности, что создается в Украине, будет единственной для МВД и общей для всех ее участников.

"Мы объездили все страны, где работает такая система, от Франции до Турции, а также США. Везде работает именно комплексный подход. Мы возьмем лучший опыт партнеров", - добавил Арсен Аваков.

Председатель ГСЧС Николай Чечеткин, в свою очередь, рассказал, что уже в конце октября в учебный центр в Мариньяне должны прибыть технические специалисты, которые будут изучать инженерную составляющую дела, и принимать участие в обслуживании вертолетов после их прибытия в Украину.

Понятно, что от пилотов, уже ощутивших преимущества новой техники, хотелось услышать более пространные комментарии.

"Я летал на разных типах вертолетов, включая Ми и Н-145. Разница очень большая. Французская техника - это совсем другая философия, это очень серьезное оборудование, которого нет пока ни на одном вертолете в Украине. Это оборудование расширяет наши возможности в выполнении задач, стоящих перед нами, как перед ГСЧС. В сравнении с этими машинами то оборудование, которое есть на наших вертолетах, в частности, в том, что касается полетов в сложных метеоусловиях – оно у нас пока допотопное. Потому эти машины нам очень нужны", - говорит один из них.

Журналисты не могли не задать "скользкий вопрос" - а вы слышали о катастрофе "Суперпумы", случившейся у норвежцев, не страшно?

Пилот, молодой парень, отвечает без колебаний: "Да, слышали. Это было среди первых вопросов, с которых началось наше обучение здесь. Относительно того, что страшно... Вы знаете, вертолетов Ми-8 за все время упали, я думаю, сотни. А за всю историю "Пум" это был один такой случай. Поэтому – не страшно. Я когда-то видел, как на "Суперпумах" работают швейцарские спасатели, и мог только мечтать, что когда-нибудь смогу нечто подобное пилотировать. Но сейчас мечты сбываются". Он сказал без всякого пафоса, как о само собой разумеющееся.

Фото на згадку з українськими пілотами
Фото на память с украинскими пилотами

АВАКОВ И ВОЗДУШНОЕ ХУЛИГАНСТВО

В ходе визита делегация посетила Симуляционный центр компании Airbus Helicopters. Как он выглядит – даже трудно описать, лучше посмотреть. Огромные симуляционные установки размером с трехэтажный дом каждая, покачиваются на шарнирах, повторяя все вероятные движения вертолета, к которым может принудить машину опытный пилот, находящийся за штурвалом. Или неопытный.

Когда Арсену Авакову предложили опробовать один из тренажеров, он совсем не сопротивлялся.

Остальные члены делегации перешли в операционный центр, откуда на мониторах "в фас и профиль" могли наблюдать за полетом министра. На мониторах можно было наблюдать все – от показаний приборов до мимики и реакций пилота.

"Смотрите – вот он летит, ваш министр. О... Видите – он под мостом пролетел. Обычно, это запрещено правилами полетов – опасно. Но это же тренажер. Здесь можно моделировать любые погодные условия или чрезвычайные ситуации, которые могут происходить вокруг вертолета", - рассказал президент и исполнительный директор компании ХelySim Кристиан Кошени (Christian Cochini).

В справедливости его слов мы смогли убедиться уже в следующую минуту. Резко изменились погодные условия. Откуда в Марселе, где температура воздуха сейчас не опускается ниже 26 градусов тепла, взялась метель, - одному оператору известно. К тому же, очевидно, специально для украинского "пилота" металлический голос начал повторять фразу – "внимание, пожар первого двигателя, внимание...". Можно только представлять, что в такие минуты переживает человек, сидящий за штурвалом.

Господин Кошени добавляет – тренажеры создают полное соответствие реальному полету. Часы, проведенные на таких тренажерах, зачисляются до летного опыта пилотов. Правда, оборудование и программное обеспечение дорогостоящее, поскольку обеспечивает полноценную имитацию полета сразу на семи типах вертолетов. Стоимость одного часа такой тренировки превышает сумму в 1500 евро. В то же время, тренажеры позволяют экономить средства. При всех условиях, упражнения на них обходятся втрое дешевле, чем полет на настоящем вертолете.

По словам исполнительного директора Центра, это заведение - одно из крупнейших в Европе, и в этом году по объемам эксплуатации уже превысил 10 тысяч часов "полетов".

... А министр Аваков все-таки сделал это. Пролетел под мостом, ликвидировал пожар на одном из двигателей и посадил вертолет на оставшемся двигателе в условиях метели и сильного бокового ветра. Затем он поблагодарил за поддержку "второго пилота", инструктора, бывшего полковника ВВС Франции. И сделал вывод:

"Это то, что нужно для наших пилотов, чтобы приобретать опыт. Погружение полное, словно находишься в настоящем вертолете. В нашем контракте с Airbus Helicopters предусмотрен один подобный симулятор. Он будет установлен в Кременчуге. Такие системы нам очень нужны", - отметил министр внутренних дел Украины сразу после завершения упражнения.

О ТЕХНОЛОГИИ, КОНКУРЕНЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ГОРДОСТИ

Под конец программы визита мы имели возможность пообщаться с вице-президентом Airbus Helicopters Оливье Мишалоном (Olivier Michalon). Он дипломатично ушел от ответа на прямой вопрос Укринформа о том, какие украинские предприятия французская сторона рассматривает в качестве потенциальных партнеров для обслуживания и ремонта своих вертолетов в Украине, - мол, это зависит от решения правительства Украины.

"Мы готовы и открыты к любому сотрудничеству в этом смысле", - снова повторил Оливье Мишалон в ответ на уточняющий вопрос, может ли быть среди этих предприятий запорожская "Мотор Сич".

При этом подумалось вот о чем. Национальный производитель – это всегда хорошо. Но в условиях глобализации экономики, и особенно – высокотехнологичных отраслей, например, производства вертолетов, ни одна компания не может самостоятельно владеть всеми технологиями и производствами и стоять в стороне от международной кооперации. Другой вопрос – насколько интересным такое предприятие, любое, и не только украинское, может быть для международных партнеров, с технологической, логистической, производственной – любой точки зрения.

Постсоветские вертолеты КБ Миля, при всех условиях, в Украине дорабатывают последние часы ресурса. Обновление этой техники в Украине вряд ли возможно, учитывая горячую войну, которую ведут против нас российские "партнеры". Это означает, что Украине нужна другая стратегия технологического развития отрасли, другие ориентиры, которые бы позволили действительно соскочить с российской технологической иглы. Это актуально не только для МВД.

Справедливо говорить, что проблема надежной эксплуатации вертолетной техники не менее важна, например, для Вооруженных Сил Украины, где существует проблема не только транспортных перевозок, но и наращивания мощи фронтовой авиации. Понятно, что этот вопрос является предметом отдельных программ и межгосударственных переговоров. Но сначала идея должна созреть, превратиться в стратегию. В МВД такая стратегия уже есть. И министру Авакову надо отдать должное за профессиональный подход к решению вопроса государственной важности.

О национальной гордости, которой, бесспорно, остается Запорожская "Мотор Сич". Это украинское предприятие давно и прочно вошло в систему международной кооперации. Эта система строгая и очень конкурентная, технологическая отсталость выводит в небытие целые отрасли. Это не политический вопрос, это вопрос эффективности менеджмента и доступа к технологиям.

Наверное, сотрудничество между Airbus Helicopters и "Мотор Сич" возможно, как и новые технологические прорывы. Но для начала из цехов Запорожского промышленного гиганта следовало бы убрать ностальгические плакаты, приветствуют кооперацию с российскими предприятиями.

Война же на улице. Эту войну против российской экспансии, которая уже обошлась Украине в тысячи жизней, никому не удастся переждать "в окопе".

Контракт с Airbus Helicopters открывает перед Украиной новые перспективы. Увидеть ее и поддержать – это и было бы настоящим, лучшим проявлением национальной гордости.

Дмитрий Шкурко, Мариньян

Фото автора

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-
*/ ?>