15 октября. Памятные даты

15 октября. Памятные даты

486
Ukrinform
Сегодня мировое сообщество отмечает Международный день сельских женщин и Международный день «Белой трости» - символа незрячего человека.

Впервые Международный день сельских женщин отмечался 15 октября 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 2007 года, которая официально провозгласила этот день, признается «чрезвычайно важна роль сельских женщин, в том числе женщин, представительниц коренных народов, и их вклада в развитие сельского хозяйства и сельских районов, повышение продовольственной безопасности и искоренению нищеты в сельских районах». На сегодня более четверти всего населения планеты составляют сельские женщины. Основным источником их существования являются природные ресурсы и сельское хозяйство. В развивающихся странах, сельские женщины составляют примерно 43% сельскохозяйственной рабочей силы, и на них возложена основная ответственность за обеспечение продовольственной безопасности, так как они производят и перерабатывают большую часть продовольствия. С учетом того, что 76 процентов самых бедных жителей планеты живут в сельской местности, обеспечение доступа сельских женщин к производственным сельскохозяйственным ресурсам способствует сокращению масштабов голода и нищеты в мире, и предоставляет решающее значение роли сельских женщин в успешной реализации нового вопроса дня в области устойчивого развития до 2030 года. ООН отмечает, что сельские женщины могут стать мощным катализатором глобального прогресса при условии преодоления определенных препятствий и проблем, ведь многие из них не имеют доступа к земле, рынкам, финансовым средствам, системе социального обеспечения и услуг. Многие из них сталкиваются с серьезными угрозами в сфере безопасности, подвергаются откровенной дискриминации. 

Вместе с тем, каждый год в этот день в мире отмечается Международный день «Белой трости» - символа незрячего человека. День установлен в 1969 году в соответствии с решением Международной федерации слепых. Впервые этот день отмечали в США 15 октября 1964 года по инициативе Национального федерации слепых. «Белая трость» как реальный предмет, без которого трудно представить жизнь незрячего человека, появилась в 1921 году, когда молодой англичанин, фотограф по профессии Джеймс Биггс, потерявший зрение в результате несчастного случая, самостоятельно изготовил такую палку. Он покрасил трость в белый цвет, чтобы окружающим был понятен особый статус ее владельца. Инициатива Биггса была подхвачена и несколько лет спустя именно белая трость стала тем отличительным знаком, по которому сразу же можно определить, что человек, который держит ее в руках - незрячий. В начале 1930-х годов трость появилась в Европе, а вскоре и в Америке - ее раздавали всем, кто имел в ней потребность. Широкому распространению белой трости в западных странах способствовали многочисленные благотворительные и религиозные организации. Сейчас Международный день «Белой трости» является не только своеобразным знаком, который должен напоминать обществу о людях с ограниченными физическими возможностями, но и днем, основанным для введения интегративных и реабилитационных процессов. Самые распространенные лозунги Международного дня «Белой трости» - толерантность, равноправие и интеграция. А еще Международный день «Белой трости» - это попытка уравнять в правах инвалидов и условно здоровых, позволив первым почувствовать себя полноценными, а другим - примерить на себя судьбу человека с физическим недостатком. В Украине очень действенной и красноречивой мерой было бы, если бы водителей, которые паркуют свои машины где им заблагорассудится, в том числе и на «зебрах», в этот день хотя бы на полчаса заставили побыть на месте незрячих людей: завязали глаза и дали в руки белую трость - пусть бы попробовали пройтись городскими тротуарами. Возможно, скинув повязку с глаз, они бы тогда по-новому увидели мир и поняли, что кроме здоровых, есть еще люди с физическими недостатками.

События дня:

В этот день в 1926 году постановкой сатирической комедии драматурга Бориса Ромашова «Конец Криворильска» открыл свой первый театральный сезон Киевский государственный русский драматический театр. Ныне - Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки. Актерский состав театра в то время насчитывал 36 человек. Именно в этот день впервые актеры выступали в новом помещении - бывшем театре «Бергонье». В этом же здании, на углу улиц Богдана Хмельницкого и Пушкинской, театр существует и сейчас.

Юбилеи дня:

121 год со дня рождения Ильи Ильфа (Илья Арнольдович Файнзильберг; 1897-1937), российского писателя-сатирика. Замечательные сатирические книги «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», написанные в соавторстве с Евгением Петровым, остаются любимыми и сейчас, хотя нынешние реалии вроде бы совсем другие, чем в конце двадцатых годов прошлого века, когда эти книги создавались. Илья Ильф умер сорокалетним, в 1937 году - умер собственной смертью, его не репрессировали; Евгений Петров погиб в авиакатастрофе во время войны, в 1942 году. Но несколько лет до того, в последний период сталинщины, когда литературе приписывалась так называемая «бесконфликтность», романы Ильфа и Петрова начали изымать из библиотек и о них появились полные лжи и ненависти статьи. С особым неистовством набросились верноподданные критики на путевые заметки «Одноэтажная Америка», хотя они сначала даже были напечатаны в «Огоньке». Ильф как будто предвидел этот мракобесный период. В его последней записной книжке есть такие слова: «Раньше десять лет хвалили, теперь десять лет будут ругать. Ругать будут за то, за что раньше хвалили. Трудно и скучно среди непуганых идиотов...»

92 года со дня рождения Мишеля Поля Фуко (1926-1984), французского мыслителя, историка культуры и науки, представителя структурализма, создателя концепции «археологии знания», основателя первой во Франции кафедры психоанализа. Автор произведений: «История безумия в классическую эпоху», «Слова и вещи», «Археология знания», «Наблюдать и наказывать. Рождение тюрьмы», «История сексуальности». Фуко не принадлежал к числу философов классической традиции, хотя некоторое время его и называли новым Кантом. Он преподавал психологию в Высшей нормальной школе и в университете города Лилль, заведовал кафедрой истории систем мышления в Коллеж де Франс. Работал в культурных представительствах Франции в Польше, Германии и Швеции. Является одним из самых известных представителей антипсихиатрии. Книги Фуко о социальных науках, медицине, тюрьме, проблемах безумия и сексуальности сделали его одним из самых влиятельных мыслителей второй половины ХХ века. Изысканный стиль и стройная в своей сложности красота его интеллектуальных конструкций обеспечили им успех. Впрочем, у Фуко хватает и оппонентов (один из упреков, что он принес в мир старый соблазн чрезмерной социологизации, политизации и прагматизации истины). Выдвинутые им идеи достаточно активно обсуждаются и сегодня, что является свидетельством того, что забытье Фуко в ближайшее время не грозит. В Украине некоторые произведения французского философа были переведены и напечатаны только в начале 2000 годов. Они являются достаточно актуальными, ведь ставят вопрос власти как принуждения, манипулирования и наказания. Некоторые из фанатичных последователей Фуко свели его научный потенциал в своеобразный неприкосновенный священный абсолют, но творчество любого философа не стоит догматизировать - оно ​​- лишь отправная точка, толчок к другим мнениям и новым продуктивным дискуссиям. Пусть даже порой и весьма жестким.

Годовщина смерти:

В этот день в 1959 году в Мюнхене агентом советских спецслужб был убит Степан Бандера (1909-1959), политический деятель, идеолог и теоретик Украинской национально-освободительного движения, один из лидеров «Организации украинских националистов». Его убийцу - Богдана Сташинского, впоследствии наградили орденом Боевого Красного Знамени («за выполнение важного правительственного задания»), но потом он все равно перешел на Запад. Бандера был талантливым организатором, политиком-стратегом, преданным революционному методу борьбы за освобождение украинского народа от австро-венгерских, польских, московско-большевистских колонизаторов, за независимое Украинское государство - такую характеристику заслужил он от своих сподвижников и сторонников украинской национальной идеи. Представители же государств, чья власть распространялась в разное время на украинские земли, считали его государственным преступником, бандитом. И по сей день имя Бандеры остается своеобразным «камнем преткновения» в межгосударственных отношениях с нашими соседями, как с запада, так и с востока. Советские пропагандисты приложили немало усилий, чтобы в сознании рядового гражданина фамилия Бандеры ассоциировалось исключительно со словами «банда», «бандит». Хотя, есть и такие, кто искренне считал его родным братом знаменитого Остапа Бендера и называл (называет) «Бендерою». Между тем, в польском языке «бандера» - это «флаг». Не вызывает сомнения, что Степан Бандера, несмотря на искажение его образа враждебной пропагандой, остается флагом борьбы за независимую Украину. Будущие исследования архивных материалов, которых еще не касалась рука не ангажированных исследователей, позволят выяснить истинную роль и место националистов ХХ века в борьбе за независимость Украины, в том числе и самого Степана Бандеры. А пока идут споры по перевозке и перезахоронению праха покойного в Украине. В Мюнхене могилу идеолога украинских националистов неоднократно оскверняли.

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-