Олег Петренко, глава Национальной службы здоровья
Реформа позволяет за 2-3 месяца поднять оплату труда врачей вдвое, а то и втрое
19.10.2018 09:00 809

Ровно год назад в Украине началась трансформация системы здравоохранения. Первым, кого коснулись изменения, было первичное звено оказания медицинской помощи – за полгода более 50% медицинских учреждений страны автономизировались и подписали договоры с Национальной службой здоровья Украины. В нашей стране наконец-то реально заработал принцип "деньги идут за пациентом".

О том, как это влияет на доступность медицинских услуг для населения и что надо сделать, чтобы их улучшить, в интервью Укринформу рассказал председатель Национальной службы здравоохранения Украины Олег Петренко.

НИКТО НЕ ВЕРИЛ, ЧТО МОЖНО ТАК БЫСТРО ИЗМЕНИТЬ РАБОТУ БОЛЬНИЦ

– Олег Эдуардович, до назначения главой Национальной службы здоровья вы были топ-менеджером в крупных частных медицинских учреждениях... Есть ли разница между работой на госслужбе и частным сектором?

– На самом деле, это совершенно другая работа. Я принимал участие в управлении частными медицинскими учреждениями – то есть микроменеджмент. Сейчас у меня есть возможность заниматься макроменеджментом, более того – системными решениями, которые влияют на всю страну. Это – несопоставимые вещи с точки зрения опыта и с точки зрения практики применения управленческих подходов.

Я всегда интересовался этим. Частная медицина – это был один из этапов моей жизни, но я много лет очень много внимания уделял тому, чтобы изучать систему. Имею профильное образование по управлению в здравоохранении, имею представление об экономике здравоохранения, о том, как система работает, для чего. Это была стратегическая заинтересованность, более 15 лет этим интересовался и очень много инвестировал в собственное образование для того, чтобы лучше понять, как работают те вещи, которые мы взялись менять.

Выпала такая возможность повлиять на серьезные изменения в нашей стране – и я ею воспользовался. Это очень ответственно, очень сложно, но мне чрезвычайно интересно. Редко кому выпадает возможность попробовать повлиять на существенные вещи, которые могут привести к тектоническим изменениям, положительными последствиями которых, я уверен, воспользуемся и мы, и наши дети, и внуки, которые будут жить в Украине.

– Очень общий вопрос, но – как вы оцениваете состояние медицинской отрасли в Украине? Что изменилось за этот небольшой отрезок времени, когда проводится медицинская реформа?

Никто не верил, что можно так быстро изменить работу больниц

– Вопрос сложный, очень трудно на него отвечать. Мы все знаем о состоянии нашей медицинской отрасли. В частности, реформа финансирования системы здравоохранения активно коснулась только первичного звена, то есть, самой первой части контакта человека с системой – однако важнейшей, на мой взгляд. Кому-то кажется, что очень важно иметь высокого уровня специализированное оказание медицинской помощи (трансплантации, сердечно-сосудистую хирургию и тому подобное). Однако в развитых странах до 80 процентов всех потребностей людей в медицинской помощи закрываются на первичном звене. Соответственно, семейный врач, будь то терапевт или педиатр – это основное лицо, с которым вы решаете большинство своих медицинских проблем. И только в отдельных случаях, в очень незначительном количестве, человеку необходима высокоспециализированная помощь.

У нас есть примеры того, как изменилась жизнь тех учреждений, которые заключили с нами договоры, что в них изменилось – эти изменения впечатляют. Никто до конца не верил, что можно так быстро изменить поведение медицинских заведений и работающих в них врачей. Когда медик получает заработную плату не за то, что он просто ходит на работу, а за конкретно выполненную работу, за то, сколько пациентов выбрали именно его как врача.

КОНЕЧНОГО СРОКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДЕКЛАРАЦИЙ С ВРАЧАМИ НЕ БУДЕТ

– Разъясните еще раз основные моменты, касающиеся подписания деклараций пациентов с врачами. Например, известны случаи, когда отказывают в подписании людям, которые не имеют местной прописки, или же заставляют заключать договор с конкретным врачом...

– Выбор человека сознательный и свободный выбор в основе свободного выбора врача первичного звена. Нас никто не может заставлять выбирать врача по месту прописки. Мы его выбираем по месту проживания или где нам удобно. Можем ошибиться с выбором, потому что иногда трудно иметь достаточно информации о том или ином враче. Эта культура выбора пока формируется, но со временем мы все лучше будем это делать, основываясь на важных критериях. Надо четко всем понимать – свободный выбор врача может быть сделан в любой момент: если вы выбрали и решили, что ошиблись, вы всегда можете перезаключить декларацию с другим.

– То есть пациент ни в коем случае не привязан к определенному, "только этому своему врачу", к определенной больнице...

– Человек может заключить декларацию с любым врачом. Но если и потом что-то пошло не так, их отношения не стали доверительными, человек может просто выбрать другого врача. А предыдущий ваш семейный врач потеряет, потому что новая система предполагает, что деньги ходят за пациентом. Соответственно тот врач, который потерял вас, как пациента, не будет получать средства, как и медицинское учреждение, в котором он работает.

– До какого срока можно еще выбирать своего врача?

– Конечного срока заключения деклараций нет. То есть, вы всегда можете заключить декларацию, но вы не сможете воспользоваться возможностями системы с 2020-го года, если у вас нет декларации. В частности, чтобы попасть бесплатно к узкому специалисту или на диагностику, вам обязательно будет нужно направление врача первички. Считаю, что в течение этого и следующего года – это достаточно времени, чтобы все-таки определиться. Если вы будете тянуть с выбором, то лучшие врачи, которых выберут, "закончатся" – у вас не останется возможности уже выбирать лучших из лучших.

СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ ХВАТИТ НА ВСЕХ УКРАИНЦЕВ

– А может ли так случиться, что не все смогут подписать декларации с врачами? Прогнозировалась такая ситуация, что на всех украинцев просто не хватит врачей.

– Количество врачей первичного звена, в основном семейных, которые зарегистрированы в системе – около 23 тысяч, из них педиатров – около 3 тысяч. Каждый из семейных врачей набирает условно до 2 тысяч пациентов – вот наши 40 миллионов населения. Всего врачей первички достаточно, чтобы охватить услугами население страны. Однако вопрос в том, что есть регионы, где их не хватает, а есть определенные города, где их в изобилии. Иногда и больше, чем нужно для того, чтобы создать оптимальные по количеству пациентов практики. Здесь нам надо работать еще много, не только нам, мы в принципе на это мало влияем, мы оплачиваем услуги людям в соответствии с Законом о государственных финансовых гарантиях.

– От кого это тогда зависит? Чья ответственность в достаточном обеспечении населения семейными врачами?

– Это зона ответственности местной власти. Она должна приложить значительные усилия для того, чтобы число врачей, оказывающих первичную помощь на тех территориях, за которые она отвечает, было достаточным для оказания качественной помощи. И это не наше решение, это решение органов местного самоуправления. Кстати, Закон о местном самоуправлении предусматривает, что местная власть ответственна за организацию предоставления медицинских услуг первичного звена. Она должна создать условия для того, чтобы там появились врачи. Местная власть – владелец учреждений, мы – единый заказчик и плательщик. В этом смысл обновления системы финансирования. Разделяется функция владельца и плательщика. Не тот, кто владеет, оплачивает и оценивает. А появился заказчик (НСЗУ), который независим.

Что касается обеспечения надлежащего функционирования медицинского учреждения, числа врачей и его оснащения, – это обязанность владельца (местной власти). Владелец заключает контракт с руководителем учреждения, он следит за тем, чтобы население этой территории было довольно медицинскими услугами. Это тандемная работа, совместная ответственность Нацслужбы и местной власти. И, кстати, те успешные примеры, которые есть, они связаны именно с теми территориями, где местная власть очень внимательно относится к потребностям учреждений первичного звена, там мы видим удивительные успехи.

Очень много зависит сейчас от руководителей учреждений. Поэтому местная власть, которая заключает с нами контракт и выбирает их, должна выбирать не кума, свата, брата, а тех эффективных людей, которые могут наладить работу в новой системе. А это новые правила. Человек должен быть руководителем, менеджером. Он автономно принимает решения по зарплате персонала, куда направить средства. Это его решение, это очень ответственно. И это изменение парадигмы мышления руководителей. Ну конечно, будет искрить где-то немножко, но есть возможность учиться. Сейчас открытые данные, открытый мир. Хотите научиться – научитесь. А мы будем помогать этому всячески.

ЗА ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БОЛЬНИЦЫ ПОЛУЧИЛИ ОТ НАЦСЛУЖБЫ СВЫШЕ 1,5 МЛРД ГРН

– Вы работаете полгода, можно ли говорить уже о первых результатах?

Медучреждения, заключившие договоры первыми, уже получили от нас средства – иногда вдвое больше, чем по субвенции

– Национальная служба здравоохранения начала свою работу реально в апреле месяце. Мы зарегистрированы как юридическое лицо 30 марта. Если посмотреть на тот объем работы, который был выполнен, что было создано с нуля, – есть чем гордиться. Проделана огромная работа. В первую волну, которая происходила в конце мая – начале июня, вошло не так много медицинских учреждений – 161. Тогда не вошли в реформу Волынская, Тернопольская, Луганская область, Сумская область. Соответственно эти области в первую волну, за июль-август и сентябрь не получали средства от НСЗУ. Зато медучреждения, заключившие договоры первыми, уже получили от нас большие деньги, иногда в два раза больше, чем по субвенции. Те учреждения, где заключено значительное количество деклараций с пациентами, получили значительные средства, которыми могут сами распоряжаться. Теперь они ни у кого не спрашивают разрешения, потому что это договорные отношения. Соответственно, они могут устанавливать другую зарплату. Это уже не тарифная сетка, у них есть утвержденная смета (финансовый план). Они являются предприятием, некоммерческим коммунальным предприятием. Они готовят и определяют финансовую стимуляцию работников, заключают коллективное соглашение и определяют взаимоотношения с точки зрения оплаты труда.

Опыт многих городов и городков, в частности Червонограда, Овруча, Бахмута, Селидово и многих-многих других, показал, что за 2-3 месяца можно поднять оплату труда врачей вдвое, а то и втрое в некоторых местах – там, где много деклараций заключено, это их решение. То есть, решение местной власти, решение руководителя учреждения имеют очень большой вес. Это не там где-то, в Киеве, кто-то решил. У вас есть население, оно выбирает врачей, ваше заведение хорошо работает, есть врачи, которых выбирают люди, – они заключают с ними декларацию, и мы в рамках договора оплачиваем эту работу. Больше деклараций – больше средств. То есть, никто уже на это вручную не влияет.

– Насколько больше учреждений заключили с вами договоры во вторую волну выплат?

– Вторая волна происходила в конце июля – начале августа, с 25 июля до 15 августа. Еще 462 учреждения заключили договоры. У нас не осталось ни одной области, где нет заключенных договоров, например, Сумщина – лишь одно частное заведение в первую волну, а во вторую – 31, то есть почти все коммунальные учреждения. Тернопольщина подтянулась, Волынь подтянулась. На Луганщине меньше активность, но тоже немало учреждений. Даже есть те, которые в 10 км от зоны разграничения. Там не было интернета, практически нет ничего выдающегося, но есть заинтересованная местная власть, есть активные руководители, и они смогли и сделали. Соответственно мы сейчас имеем 623 заключенных договора. Среди них 85 – частных. Всего же в Украине – около 1162-1200 заведений первички – то есть половина учреждений уже заключили договоры с НСЗУ.

– Они уже получили средства по договору с НСЗУ?

– Да, 11 октября НСЗУ выплатила 775 157 510 грн медицинским учреждениям первичной помощи. 467 591 068 грн из них – учреждениям, которые подписали договор во вторую волну. Они впервые получили средства от Национальной службы здоровья за гарантированные государством медицинские услуги врачей первичного звена. В целом за 4 месяца с 1-го июля 2018 года Национальной службой здоровья оплачено более 1,5 миллиарда (!) гривен по договорам с учреждениями здравоохранения первичного звена.

В КИЕВЕ ВЫБРАЛИ СВОЕГО ВРАЧА ТОЛЬКО 30% ЖИТЕЛЕЙ

– Какие города лидируют по количеству заключенных с Нацслужбой договоров?

– Есть примеры крупных городов: Киева, Винницы, Черкасс, Полтавы, Кривого Рога и др. Например, Киев – лидер по количеству населения, но я не скажу, что Киев лидер по числу заключенных деклараций в пропорции к количеству населения. Столица значительно отстает от маленьких городов.

– Сколько киевлян уже выбрали своего семейного врача?

– Всего чуть более 30 процентов. А, например, в Винницкой области, которая является лидером – уже почти 70 процентов всего населения выбрали своих врачей. Это, честно говоря, неожиданные и очень оптимистичные результаты.

– Где самые низкие показатели?

– Самые низкие показатели по заключению деклараций, как это ни странно, у крупных городов – Одесса, Днипро очень отстает.

– Почему так, это игнор, как вы чувствуете сами?

– Не верили. Где-то были какие-то препятствия, в том числе и определенные технические. Поздно начали реорганизацию, объединение учреждений. Не воспользовались возможностью. Не везде местная власть заняла активную позицию, Днепропетровская область – да, а вот, например, город Днипро не смог воспользоваться этими возможностями. А огромный город в этой области – Кривой Рог – вошел в первую волну и демонстрирует очень хорошие показатели.

– А как вы объясните, почему где-то все удается, а где-то – провал?

– В большинстве случаев это – позиция руководителей учреждения, местной власти и руководства области, медицинского в том числе. Есть люди, которые почему-то считали, что эта медицинская реформа неправильная, идет не так, как им хотелось бы. Но есть закон – "Закон о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения", принятый в конце октября 2017 года, он подписан Президентом. Закон, вступивший в действие. Государство предложило новый инструмент, прозрачный механизм, который позволяет увеличить финансирование врачей первички почти вдвое. Почему этим не воспользовалась местная власть? Есть медицинские учреждения, там работают врачи, которые жалуются на низкую зарплату, пациенты, которые туда ходят, говорят, что там плохо. Однако есть возможность законный образом помочь себе и заключить договор с НСЗУ и получать больше финансирования, помочь провести информационную кампанию – почему пациентам нужно выбирать своих врачей, какие преимущества это дает. Но никто не прилагает к этому усилий. Причем есть рядом положительные примеры – учреждения в соседней области, которые по субвенции получали миллион в месяц, сейчас получают 2 или 2,5 млн. А там, где не спешат, – как получали миллион, так и получают. Это не странно?

С ЯНВАРЯ 2019 ГОДА СУБВЕНЦИИ НА ПЕРВИЧКУ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО

– Если там такие люди пассивные, пассивная власть, то что, вероятно, может произойти с медицинским учреждением?

– Я бы сказал, что совсем пассивных нет. После первой волны выплаты все "побежали" во вторую волну. Сейчас будет третья, последняя – в конце ноября и декабря уже на 2019 год. Мы знаем, что число автономизированных заведений первички – уже свыше 90 процентов. Может быть такое, что останутся несколько учреждений или десятки учреждений, которые не войдут. Но это ответственность местной власти. Почему не помогли автономизироваться, почему не помогли с Интернетом и компьютером? Вы владельцы, а не абстрактное государство. Если органы местного самоуправления не воспользовались возможностью, должны финансировать больницу на свои собственные средства.

Все должны понимать – с 1 января 2019 года субвенция на первичку не предусмотрена, соответственно вы или имеете договор с НСЗУ, или нет. Местные власти, которые являются владельцем учреждений, они должны понять, есть два варианта – у вас договор с НСЗУ и вы получаете по новой модели финансирования или у вас нет договора и вы финансируетесь из других источников, например, из средств местной власти.

– Но ведь правда и в том, что далеко не все больницы страны обеспечены необходимой техникой, даже интернетом...

– Да с нами заключили договоры маленькие горные городки на Закарпатье. Там нет проблем, чтобы провести Интернет. А в Запорожье – индустриальном городе – проблема провести Интернет? Это поиск оправдания. Но был еще один элемент – было общее недоверие.

– К медицинской реформе в целом?

– В целом. Но первые проплаты изменили все, во вторую волну пришли деньги, все говорили: да ну, кто там заплатит, обещания и т.п. Когда пришли первые деньги, причем пришли как частным учреждениям, так и коммунальным, увидели, что это работает, что врачи стали получать большие зарплаты – до 16 тысяч в месяц. А в заведении, которое не получает выплаты от нас – 5-7 тысяч. Врачи начали мигрировать в успешные учреждения, выбирать другое место работы. Хороший руководитель реализует возможности – подписал договор с НСЗУ, повысил зарплаты, заключил новый коллективный договор, который связывает оплату труда врача с количеством деклараций и т.д. Поэтому система достаточно справедливая, она внесла элементы конкуренции.

ПРОТИВНИКИ РЕФОРМ — ЭТО ТЕ, КТО ИМЕЕТ ТЕНЕВЫЕ СВЕРХПРИБЫЛИ

- Оказывают ли вам сопротивление и кто, по вашему мнению?

- Те, кто обладает неформальными доходами, причем большими. Они будут всегда в оппозиции, они понимают, что более прозрачной и открытой будет становиться система здравоохранения, тем меньше будет у них возможностей зарабатывать немалые теневые деньги. Но для людей, которые хотят работать честно, для тех, кто хочет иметь собственным трудом достойный заработок, система дает возможность. Соответственно, те, кто немного нечестно или совсем нечестно работает в этой системе, будут оказывать яростное сопротивление. Потому что в системе вообще вращаются огромніе деньги. Но мы будем работать, объяснять и те, кто будут терять свои неформальные доходы, вероятно, будут вредить и рассказывать много сказок про эту реформу. Не все найдут себя в новой системе. Но те, кто работает честно и профессионально, кто должным образом относятся к себе, к своей квалификации и своих пациентам, они выигрывают.

- Выгодно ли частному медицинскому учреждению сотрудничать с Нацслужбой?

- Частное медучреждение может зайти на тех же условиях, если оно выполняет обязательство предоставлять гарантированный государством пакет. Он также в реформе. Пациент, если к нему относятся хорошо в частном заведении, уходит из муниципального в частный. Мы заплатим частному заведению за ваше обслуживание. Частные только выигрывают от сотрудничества с НСЗУ.

Впервые в Украине реализован принцип, что все формы собственности равны перед законом. Если заведение частной формы собственности имеет действующую лицензию, подключилось к электронной системе здравоохранения и заключило с нами договор, в нем врача выбирают пациенты путем заключения деклараций. Национальная служба оплачивает такую же сумму, она абсолютно одинакова при обслуживании каждого пациента в частном и коммунальном заведении.

- В чем будет преимущество частных медицинских учреждений?

- Частное заведение, как правило, экономически эффективнее. Там работники привыкли к лучшему отношению к пациентам. Такое заведение часто лучше оборудовано медицинской аппаратурой, потому что владельцы в это инвестируют. Поэтому люди просто будут выбирать там своего врача и пользоваться оплаченным государством бесплатным пакетом в частном заведении. Конкуренция будет нарастать и давление будет увеличиваться. Сумма, которая оплачивается в частном или коммунальном заведениях — одинаковая. Она предусмотрена законом.

- Какая она?

- В этом году базовый тариф – 370 гривень на человека в год в зависимости от возрастных коэффициентов. За ребенка маленького до 5 лет коэффициент 4. У педиатра меньше оптимальная практика: 900 детей, а не 1800 человек, как у семейного врача. Но за обслуживание каждого ребенка НСЗУ заплатит 1480 грн. Чтобы и у педиатра, и у семейного врача были достойные зарплаты.

БУМАЖНЫХ БОЛЬНИЧНЫХ УЖЕ НЕ БУДЕТ

– Имеет ли право частная больница отказывать в выдаче больничного листа?

Нет законных оснований отказывать в больничных листах частным заведениям

– Ничто не запрещает законом выдавать больничные листы частным заведениям, они так же могут получить бланки больничных листков и тому подобное. Но иногда есть эксцессы на местах – некоторые местные управления почему-то не выдают эти листки, не могут сделать процедуру. Поэтому есть частные заведения, которые получают больничные листки, какие-то - нет. Но здесь есть очень простые решения, которые связаны с нашей работой в том числе. Все, что происходит с финансированием, оно происходит только на основе данных, внесенных в электронную систему. Есть универсальная транспарентная электронная система, бумажки никуда не ходят, даже в Госказначейство, все, что есть в системе, является предметом договора, по которому мы оплачиваем. Так же на пороге революция с больничными, впоследствии будет электронный реестр больничных. То есть, не будет бумажки-больничного, это будет электронный документ, где работодатель может проверить выданный работнику больничный. Никто не будет выписывать, брать больничные листки. Частные заведения и государственные, и коммунальные – они равны в правах. Если есть врач, есть заведение, которое имеет лицензию, он имеет право выдавать больничные. Если это будет электронный больничный лист в виде реестра, тогда вообще исчезнут эти проблемы, о которых вы говорите.

– А пока?

– А пока есть проблема в определенных местах. Мы объясняем, и Минздрав разъяснил это уже, как орган, формирующий политику, – о том, что нет законных оснований отказывать в больничных листах частным заведениям. Почему это иногда происходит, я не знаю.

РАБОТУ ВРАЧЕЙ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА БУДЕТ МОНИТОРИТЬ

– В следующем году НСЗУ будет финансировать оказание вторичной и третичной медицинской помощи?

– Да, мы начинаем, будет два пилотных проекта. Один из них – в Полтавской области. Мы там будем отрабатывать механизм оплаты стационаров за случай лечения конкретного пациента, а не содержание больницы и коек. Второй проект – со второй половины года – коснется амбулаторной специализированной помощи. Определенные анализы, диагностика и консультации врачей-специалистов будут оплачиваться по тарифу.

– Видите ли вы проблему гипердиагностики и гиперлечения в частных заведениях, когда семейный врач – для того, чтобы помочь своему заведению заработать больше, – будет направлять пациента на вторичку без реальных на то оснований?

– А мы это будем видеть. Например, этот врач первички направляет этому врачу-рентгенологу на рентген каждого второго, а другой – каждого десятого. Кто из них поступает правильно? Есть электронная мониторинговая система, где все видно. Если такое необычное поведение возникает у определенного врача, мы имеем возможность проверить его работу.

– То есть, будет какой-то контролирующий орган?

– Не будет контролирующего органа. Мы мониторим исполнение договора. По договору, учреждение, заключившее с нами договор, берет на себя обязанность, в том числе и выполнение отраслевых стандартов, оно не может делать это просто так на свое усмотрение. Или если оно делает что-то волюнтаристски, то есть, не основываясь на определенных правилах, мы можем это проверить. У нас есть возможность приостановить оплату по договору, и можно остаться вообще без денег, если будет какое-то некорректное поведение или, тем более, мошенничество. Есть руководитель учреждения, есть владелец – это их ответственность.

Мы можем приостановить выплаты, если находим нарушения. Например, если от вас требуют деньги за те исследования или анализы, которые входят в перечень бесплатной помощи, который Нацслужба уже оплатила пациента.

– Как вы узнаете об этих нарушениях?

– На днях начал работу контакт-центр НСЗУ. Это – горячая линия, позвонив на которую, люди могут проинформировать нас. Если из определенного учреждения постоянно поступает информация, что там требуют деньги, – это вызывает у нас понятный интерес. Есть определенная процедура. Вместе с правоохранительными органами мы можем начать проверку, в том числе и выездную. Если подтвердится факт, что это было, у нас есть право, согласно договору, приостановить оплату до выяснения обстоятельств. Это – цивилизованно, так работают во всем мире. Со временем система уравновешивается. И есть единственный стимул хороший, который позволяет быстро отрегулировать поведение провайдера и врача – экономический. Это – один из основных стимулов, который изменяет поведение. Мы надеемся, что это будет заставлять поставщиков корректно относиться к своей работе. Финансовый стимул – это лишь один из стимулов, но он очень эффективный.

КОНТАКТ-ЦЕНТР БУДЕТ ОТСЛЕЖИВАТЬ ХОД МЕДРЕФОРМ

– Расскажите подробнее о контакт-центре Национальной службы здоровья.

– Это мощный контакт-центр, который создан по современной модели, которую используют в корпоративном, частном секторе. Мы надеемся, это будет немного отличаться от того, как это происходит в госсекторе. Вообще мы стараемся создать центральный орган исполнительной власти с человеческим лицом. Национальная служба – это один из немногих органов, который создан с нуля. Поэтому мы позволяем себе немного по-другому работать и быть обращены лицом к людям, их реальным потребностям. Соответственно контактный центр заработал, его короткий номер 1677 – и по этому номеру вы можете позвонить и выяснить практически любые вопросы, которые вас интересуют о том, как проводится реформа финансирования здравоохранения и как пациенту получить оплаченную государством надлежащую помощь, как учреждению заключить договор с НСЗУ, что делать в той или иной ситуации при заключении декларации по выбору врача.

– С какими вопросами может обратиться в контакт-центр врач?

– Врач может выяснить, например, почему его коллеги в другом учреждении получают большую зарплату. Мы расскажем о том, что это вопрос коллективного договора в некоммерческом предприятии, что по этим вопросам он может обращаться к своему главному врачу, кто за это отвечает, что не надо уже ждать решения Киева, что все это можно сделать и решить. То есть, контакт-центр будет "отслеживать" то, как на местах происходит реализация реформы. Любой пользователь системы – врач, пациент, главный врач – может позвонить и задать свой вопрос. Как заключить декларацию? Что происходит, каковы новые правила работы системы? Все это можно спросить в контакт-центре.

– Вы сказали, что ваша служба – это первая служба с человеческим лицом...

– Наверняка не первая. Мы стараемся. Мы точно первая служба, которая в этом году создана с нуля. И мы создали реально с нуля. То есть, это не реорганизация какого-либо органа, его не было. Был Закон о государственных финансовых гарантиях, там был определен уполномоченный орган, которым стала Национальная служба здоровья. Меня когда избрали на должность, первой моим задачей было зарегистрировать службу, как юридическое лицо. Его не было.

В УКРАИНЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

– Можете ли сказать, как возникла идея создания такой службы. Возможно, был использован опыт, модель определенной зарубежной медицины?

– Идея очень простая. В большинстве развитых стран есть две основные модели социального медицинского страхования: есть базовое медицинское обязательное страхование, так как в Германии (у нас говорят – страховая медицина). Но то, что у нас реализуется, – это тоже вариант социального медицинского страхования. Но, просто, деньги идут из общих налогов на то, чтобы финансировать систему здравоохранения. Соответственно, мы брали за основу – и Украина выбрала – систему так называемого единого плательщика. Лучше всего она реализована в странах Британского содружества. Первой была Великобритания. Национальной службе здоровья этой страны – уже 70 лет. Также это реализовано в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Испании, в скандинавских странах с определенными допусками. Это распространенная модель, которая очень эффективно работает – и она может работать эффективно. Соответственно мы взяли за основу эту модель, потому что базовая страховая модель, а не модель из общих налогов, предполагает необходимость очень открытой и прозрачной экономики. Если в теневом секторе находится более 20 процентов, то введение дополнительного налога ничего не изменит в финансировании. А акцизный налог, НДС платят все, это налоги на потребление. Мы не можем их избежать. Потребляя, вы все равно платите налоги, и эти налоги потом перенаправляются единому заказчику и плательщику, которым является Национальная служба здоровья так, как Национальная служба здоровья Великобритании.

– Вы сейчас перебираете функции, например, у Минздрава - финансовые, а в следующем году – возможно, еще реимбурсация?

– С 2020-го года финансирование всех медицинских услуг будет осуществляться в рамках контракта с Национальной службой здоровья, не только первичного звена. Но закон Украины о государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения и предоставления лекарственных средств, соответственно, вы правы, – абсолютно со следующего года уже с 1 апреля известная нам программа «Доступные лекарства» превращается в классическую программу реимбурсации стоимости лекарственных средств и будет оперироваться через Национальную службу здоровья.

– Вы будете принимать участие в формировании национального перечня?

– Нет. Это политика, этим занимается Минздрав. Мы будем контрактовать аптеки и возмещать стоимость лекарственных средств, которые входят в программу реимбурсации. Мы будем иметь определенное отношение к расчетам стоимости возмещения, но не к собственно перечню. На следующий год, кстати, остаются те же три нозологические группы, для которых будет возмещаться стоимость лекарств — это сердечно-сосудистые болезни, бронхиальная астма и сахарный диабет.

БУДЕТ РАСТИ ВВП — БУДЕТ УЛУЧШАТЬСЯ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

– В Украине очень много лет обещают ввести страховую медицину...

Мечта о том, что придет какая-то страховая медицина, какое-то чудо произойдет, – напрасна

– Хотите, я вам открою секрет. Ее внедрение уже началось. Реформы, связанные с НСЗУ, – это один из первых шагов к идее социального медицинского страхования и универсального доступа. Просто есть люди, которые ждут чуда от страховой медицины. Мы закладываем уже сегодня основы страховой медицины. Это объединение ресурсов. Это разграничение функций плательщика и владельца. Вот оно сейчас происходит. То есть, это одна из моделей социального страхования, причем наиболее солидарная – та, которая сейчас реализуется в Украине. Поэтому мечта о том, что придет какая-то страховая медицина, какое-то чудо произойдет, – напрасна... Мы не богатая страна, у нас небольшой ВВП на душу населения, мы не можем себе позволить чудо. Соответственно, будет расти ВВП, будет расти экономика, будут расти тарифы на обслуживание людей и будет улучшаться качество медицинского обслуживания. Это большая тяжелая работа. Но новая система может гарантировать, что деньги будут использоваться эффективно. Они не будут просто идти на стены и койки.

– По результатам полугодчиной деятельности вы видите, что, возможно, что-то надо изменить, есть какие-то идеи, программы?

– Каждый день у нас есть идеи и планы, новое понимание чего-то. Мы активно работаем, потому что реформа предполагает изменение правил игры. Когда мы начинаем реализовывать закон, у нас возникают какие-то моменты, которые нужно усовершенствовать, по-другому сделать. Мы выходим с инициативами и изменяем определенные нормативно-правовые акты для того, чтобы это работало в интересах людей. Это же не просто договор между учреждением и НСЗУ. Это договор в интересах третьего лица – нас с вами, потребителей медицинских услуг.

– Видите ли вы какие-то пробелы, где может быть злоупотребления, коррупция, даже в этой новой системе?

– Пока не вижу, что называть коррупцией, потому что мы – новый орган и только начали менять систему. Откройте наш сайт – все видно и прозрачно: суммы договоров, отчет о том, сколько деклараций по каждой области, по каждому заведению. Смотрите – все данные открыты. Со временем на нашем сайте будет интерактивная система по примеру «ПроЗорро» и Нацбанка. Зашли – и посмотрели, сколько деклараций в этого, а сколько у этого врача, сколько средств пришло в заведение по договору, какие заведения заключили договоры. Все открыто, все в системе. Прозрачность и публичность – это наш основной предохранитель от коррупции.

* * *

Справочно. Национальная служба здоровья (НСЗУ) – финансовый партнер медицинских учреждений. Она заказывает и оплачивает медицинские услуги и лекарственные средства по программе медицинских гарантий. Сейчас происходит переход на новую систему финансирования учреждений первички, далее в 2019 году – амбулаторная и стационарная специализированная помощь. Реимбурсация тоже будет идти через НСЗУ. То есть, будут заключаться договоры с аптеками, там люди будут получать лекарства по бесплатным рецептам, а НСЗУ – платить за это аптекам.

Деятельность НСЗУ направляется и координируется Кабинетом Министров. Сейчас в Национальной службе работают чуть более 70 человек. Должно быть – 250 в Киеве, и еще 810 – в регионах. Первый территориальное подразделение будет создано в Полтаве.

За 6 месяцев деятельности Национальной службы 623 медицинских учреждения из разных областей Украины подписали договор и перешли на новую систему финансирования – когда государство не содержиет медицинские учреждения, а оплачивает медицинские услуги, оказываемые этим учреждением конкретному пациенту. Более 19,5 млн украинцев выбрали своего врача в этих заведениях. И безвозмездно получают гарантированный государством пакет медицинских услуг. Впервые в истории Украины доступ к государственным средствам получили частные медицинские учреждения и ФЛП. Именно Национальная служба воплощает в жизнь принцип «Деньги идут за пациентом».

В феврале 2018 года председателем Национальной службы здоровья Украины из 13 претендентов был выбран Олег Петренко. У него высшее медицинское образование – в 1998 году окончил Винницкий медицинский университет им. Пирогова. Имеет степень магистра менеджмента организаций здравоохранения Школы здравоохранения Киево-Могилянской академии и Маастрихтского университета.

В 2009 году был назначен первым заместителем генерального директора частной клиники «Обериг». С 2015 года работал в акушерско-гинекологической клинике ISIDA в Киеве – заместителем генерального директора по вопросам стратегического развития.

Наталья Максименко. Киев

Фото Елены Худяковой

При цитировании и использовании каких-либо материалов в Интернете открытые для поисковых систем гиперссылки не ниже первого абзаца на «ukrinform.ru» — обязательны. Цитирование и использование материалов в офлайн-медиа, мобильных приложениях, SmartTV возможно только с письменного разрешения "ukrinform.ua". Материалы с пометкой «Реклама», «PR», а также материалы в блоке «Релизы» публикуются на правах рекламы, ответственность за их содержание несет рекламодатель.

© 2015-2018 Укринформ. Все права соблюдены.

Дизайн сайта — Студия «Laconica»
Расширенный поискСпрятать расширенный поиск
За период:
-